ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-113/19 от 02.09.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 сентября 2019 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ковалёвой Ю.В.

при секретаре Габриелян Д.А.,

представителя Правительства Амурской области в лице Министерства имущественных отношений ФИО1, представителя ФГБУ «ФКП Росреестр» в лице филиала по Амурской области ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 28:01:020439:1497 в размере его рыночной стоимости,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что на праве аренды ему принадлежит объект недвижимости – земельный участок с кадастровым , площадью 26 кв.м, расположенный по <адрес>, категория земли: земли населенных пунктов, назначение: объект гаражного значения. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 266 894,68 рублей, дата утверждения кадастровой стоимости 04 декабря 2013 года. Поскольку с указанной суммы производится расчет арендной платы, которую он должен оплачивать, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права. Рыночная стоимость данного объекта недвижимости согласно отчету ООО «АмурОценка» № 094-19-3-19 от 11 июля 2019 года, составляет 118 000 рублей.

Просит пересмотреть кадастровую стоимость – земельного участка с кадастровым и установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 118 000 рублей на 04 декабря 2013 года.

Представитель Правительства Амурской области в лице Министерства имущественных отношений ФИО1, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, считает Правительство ненадлежащим ответчиком.

В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства Амурской области в лице представителя Министерства имущественных Амурской области указал на то, что грубых нарушений Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при выполнении отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, не обнаружено. Считает Правительство Амурской области ненадлежащим ответчиком, поскольку данный земельный участок не вошел в постановление Правительства Амурской области № 537, следовательно. Кадастровая стоимость в отношении данного объекта Правительством не утверждалась.

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области ФИО2 в судебном заседании возражала против административных исковых требований, считает филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области ненадлежащим ответчиком, по основаниям указанным в письменных отзывах на административный иск.

Из письменных отзывов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области следует, что спорный земельный участок не вошел в перечень объектов недвижимости подлежащих государственной кадастровой оценки, поскольку перечни объектов недвижимости, подлежащие государственной кадастровой оценки формировались по состоянию на 01 января 2013 года, земельный участок с кадастровым был поставлен на государственный кадастровый учет 04 декабря 2013 года, то есть за пределами срока предоставления сведений об учтенных в ГКН объектах недвижимости. Кадастровая стоимость данного земельного участка была определена путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Приложением № 2 Постановления Правительства Амурской области № 537 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости для определения кадастровой стоимости земельных участков расположенных в границах населенных пунктов. Считают филиал ненадлежащим ответчиком.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Административный истец и его представитель, представитель Управления Росреестра по Амурской области, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В представленных письменных отзывах представитель Управления Росреестра по Амурской области оставил рассмотрение административного искового заявления на усмотрение суда.

С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (часть 1).

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Согласно абзацу первому статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Как следует из материалов дела, ФИО3 на праве долгосрочной аренды с 04 июля 2018 года принадлежит объект недвижимости – земельный участок с кадастровым , площадью 26 кв.м, расположенный по <адрес>, категория земли: земли населенных пунктов, назначение: объект гаражного значения.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, представленным в материалы дела от 09 июля 2019 года и от 14 августа 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет 266 894,68 рублей, дата определения кадастровой стоимости 04 декабря 2013 года.

Уведомлением от 22 июля 2019 года № 780 Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области в ответ на заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым сообщила об отказе принятия его к рассмотрению в виду пропуска заявителем срока для его подачи.

В силу статьи 24.18 указанного Федерального закона, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

01 августа 2019 года с данным административным иском ФИО3 обратился в суд.

Данных о том, что на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, в отношении указанных объектов недвижимости материалы дела не содержат и таких доказательств суду не представлено.

В соответствии с абзацем третьим пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Принимая во внимание, что право долгосрочной аренды на спорный объект недвижимости за административным истцом было зарегистрировано 10 июля 2018 года, на основании договора аренды земельного участка № 67 от 04 июля 2018 года, очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр не внесены, то суд с учетом недостаточности времени для реализации своего право ФИО3 с момента приобретения арендованного земельного участка, считает возможным восстановить срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Учитывая, что административный истец является плательщиком арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка, то результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка влияют на его права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в едином государственном кадастре недвижимости по состоянию формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Амурской области от 05 ноября 2013 г. № 537 «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Амурской области», при этом земельный участок с кадастровым расположенный по <адрес> не вошел в перечень объектов недвижимости подлежащих государственной кадастровой оценки, поскольку перечни объектов недвижимости, подлежащие государственной кадастровой оценке формировались по состоянию на 01 января 2013 года, при этом земельный участок с кадастровым был поставлен на государственный кадастровый учет 04 декабря 2013 года.

Согласно п. 2.1.3 приказу Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (действовавшего на момент внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости), определен порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков в случае, образования нового земельного участка в границах существующего населенного пункта, кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Приложением № 2 Постановления Правительства Амурской области № 537 от 05 ноября 2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» утверждены среднее значения удельных показателей кадастровой стоимости для определения кадастровой стоимости земельных участков расположенных в границах населенных пунктах.

Согласно Приложению № 2 Постановления Правительства Амурской области № 537 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования (для объекта гаражного назначения) для кадастрового квартала 28:01:020439 составляет 10265,18 руб./кв.м. (строка № 287, п/п 276), площадь спорного земельного участка 26 кв.м, соответственно кадастровая стоимость земельного участка составила 266 894,68 рубля (10265,18 руб. х 26 кв.м).

Действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области по изменению кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости суд признает соответствующими требованиям приказа Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (действовавшего на момент внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости). В связи с чем, возражения представителя Правительства Амурской области в лице Министерства имущественных отношений Амурской области и представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области о непричастности к установлению кадастровой стоимости спорного объекта и заявления исковых требований к ненадлежащему ответчику суд отклоняет, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым по состоянию на 04 декабря 2013 года ФГУБ «ФКП Росреестра» по Амурской области была определена исходя из кадастровой стоимости, установленной Правительством Амурской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, ФИО3 представил отчет № 094-19-3 от 11 июля 2019 года, выполненный ООО «АмурОценка», из которого следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым , площадью 26 кв.м, расположенного по <адрес> категория земли: земли населенных пунктов, назначение: объект гаражного значения, по состоянию на 04 января 2013 года составляет 118 000 рублей.

Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Федерального закона от 20 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки. При этом исследовательская часть отчетов логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

Согласно статье 12 Федерального закона от 20 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком, заинтересованными лицами, привлеченными к участию в деле, не оспаривались представленные заявителем доказательства о рыночной стоимости объекта недвижимости. Доказательств, опровергающих выводы, изложенные в указанном отчете, суду не представлено. Ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось.

С учетом установленных обстоятельств по делу суд находит подлежащими удовлетворению требования ФИО3 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 04 декабря 2013 года в размере 118 000 рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 20 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в суд обратился 01 августа 2019 года.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.

По смыслу статей 24.18 и 24.20 Федерального закона от 20 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым , площадью 26 кв.м, расположенного по адресу<адрес>, категория земли: земли населенных пунктов, назначение: объект гаражного значения по состоянию на 04 декабря 2013 года в размере 118 000 рублей.

Датой подачи заявления считать 01 августа 2019 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 03 сентября 2019 года.

Председательствующий Ю.В. Ковалёва

1версия для печатиДело № 3а-113/2019 ~ М-119/2019 (Решение)