ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-113/2016 от 10.06.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-113-2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Няшина В.А.

при секретаре Борщове А.В.

с участием представителя административного истца – Беляковой Л.В.,

представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Суворовой Л.А., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Бурлаковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 10 июня 2016 года дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Грузовой порт» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Пермского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании недостоверными сведений об объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости земельных участков,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Грузовой порт» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недостоверными сведений об объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **; **; **; **; **, расположенных по адресу: г. Пермь ул. ****.

Истец просил, в отношении земельных участков, расположенных в г. Перми, по ул. ****, сформированных в результате раздела одного земельного участка по Свидетельству о праве бес­срочного (постоянного) пользования на землю № ** от 28.05.1997 г — «левый берегр. Кама в Орджоникидзевском районе» г. Перми «для Портовых сооружений пассажирского и грузового причалов» с кадастровым номером **, площадью 75 135, 21 кв.м, (за исключением пассажирского причала и береговых портовых сооружений пассажирского причала) признать не­достоверными сведениями, использованными при определении кадастровой стоимости на период 2013 года:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под промышленную территорию, 11 номер видов разрешенного исполь­зования, удельный показатель кадастровой стоимости 972,80 руб. кв м, кадастровую стоимость

10237747рублей;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под трансформаторную подстанцию, 11 номер видов разрешенного ис­пользования, удельный показатель кадастровой стоимости 972,80 руб. кв м, кадастровую стои­мость 4966144,00 рублей;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под промышленную территорию, 11 номер видов разрешенного исполь­зования, удельный показатель кадастровой стоимости 972,80 руб. кв м, кадастровую стоимость

12597760 рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под 2-этажное кирпичное административное здание (лит. Д), 11 номер видов разрешенного использования, удельный показатель кадастровой стоимости 2421,60 руб. кв м, кадастровая стоимость 5148322,00 рублей.

В отношении земельных участков, расположенных в г. Перми, по ул. ****, сформированных в результате раздела одного земельного участка по Свидетельству о праве бес­срочного (постоянного) пользования на землю № ** от 28.05.1997 г - «левый берег р. Кама в Орджоникидзевском районе» г. Перми с кадастровым номером **, площадью 75 135, 21 кв.м, (за исключением пассажирского причала и береговых портовых сооружений пассажирского причала) с кадастровыми номерами: **, **, **, **; установить на период 2013 года вид разрешенного использования — для портовых соору­жений грузового причала; тринадцатый номер видов разрешенного исполь­зования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости 237,55 рублей кв.м, кадастровой стоимостью соответственно: 2500028,46 рублей, 1212779,69 рублей, 3076272,50 рублей, 505076,43 рублей для целей определения размеров арендной платы в соответствующих договорах земельных участков в 2013 году (в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 г.).

В отношении земельных участков, расположенных в г. Перми, по ул. ****, сформированных в результате раздела одного земельного участка по Свидетельству о праве бес­срочного (постоянного) пользования на землю № ** от 28.05.1997 г - «левый берег р. Кама в Орджоникидзевском районе» г. Перми с кадастровым номером **, площадью 75 135, 21 кв.м, (за исключением пассажирского причала и береговых портовых сооружений пассажирского причала) признать не­достоверными сведениями, использованные при определении кадастровой стоимости в 2014-2016 годах

- в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под промышленную территорию, 11 номер видов разрешенного использования, удельный показатель кадастровой стоимости 708,91 руб. кв м, кадастровую стоимость

7460569 рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под трансформаторную подстанцию;

в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под промышленную территорию, 11 номер видов разрешенного исполь­зования, удельный показатель кадастровой стоимости 708,91 руб. кв м, кадастровую стоимость

9180384 рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - для портовых сооружений, 11 номер видов разрешенного использова­ния, удельный показатель кадастровой стоимости 931,55 руб. кв м, кадастровая стоимость

1980475 рублей.

В отношении земельных участков, расположенных в г. Перми, по ул. ****, сформированных в результате раздела одного земельного участка по Свидетельству о праве бес­срочного (постоянного) пользования на землю № ** от 28.05.1997 г — «левый берег р. Кама в Орджоникидзевском районе» г. с кадастровым номером **, площадью 75 135, 21 кв.м, (за исключением пассажирского причала и береговых портовых сооружений пассажирского причала) с кадастровыми номерами: **, **, **; установить В 2014-2016 го­дах вид разрешенного использования — для портовых сооружений грузового причала; тринадцатый номер видов разрешенного использования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости 567,47 рублей кв.м, кадастро­вой стоимостью соответственно: 5972179,12 рублей, 7348736,50 рублей, 1206549,04 рублей для целей определения размеров арендной платы в соответствующих договорах земельных участков в 2014-2016 годах (в период с 01.01.2014 по настоящее время).

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что он является арендатором этих земельных участков, что подтверждается копиями договоров аренды № ** от 12.05.2009 г.; № ** от 22.09.2008 г., № ** от 29.01.2009 г., № ** от 19.06.2008 г. По мнению истца, при определении кадастровой стоимости участков на период с 213 по 2016 год, которая была определена в результате массовой оценки, оценщиками были использованы недостоверные сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков, в частности, сведения об отнесении указанных объектов недвижимости к 11 виду разрешенного использования земельных участков согласно Постановлению Правительства Пермского края от 03.10.2011 г. № 727-п «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края» и Постановлению Правительства Пермского края от 21.11.2013 г. № 1610-п. По мнению истца, их следовало отнести к 13 виду разрешенного использования, поскольку на этих участках расположены причалы. Указанная ошибка повлекла за собой установление кадастровой стоимости земельных участков в завышенном размере, и нарушение прав заявителя, как плательщика арендной платы, которая исчисляется с учетом величины кадастровой стоимости земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца иск поддержала.

Представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю против удовлетворения иска не возражали, указав что учреждения являются ненадлежащими ответчиками.

Представитель Правительства Пермского края в суд не прибыл. В отзывах возражений против удовлетворения заявления не заявил.

Заслушав объяснения представителей административного истца и ответчиков, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Следует признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости указанных выше четырех земельных участков, об отнесении указанных объектов недвижимости к 11 виду разрешенного использования земельных участков согласно Постановлению Правительства Пермского края от 03.10.2011 г. № 727-п и Постановлению Правительства Пермского края от 21.11.2013 г. № 1610-п. Следует также решить вопрос об отнесении указанных участков к 13 номеру видов разрешенного использования земельных участков, применив соответствующие удельные показатели кадастровой стоимости за соответствующие периоды времени и определив их кадастровой стоимостью в указанные периоды времени. Иные возможности восстановления прав истца, нарушенных в результате применения недостоверных сведений, использованных при определении кадастровой стоимости указанных выше четырех земельных участков, в настоящее время отсутствуют, поскольку, как было указано выше, их кадастровая стоимость была определена по результатам массовой оценки и утверждена соответствующими постановлениями Правительства Пермского края.

В силу части 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

Согласно ст. 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30.06.2015 г., при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Из материалов деля усматривается, что в соответствии с Постановлением администрации г. Перми от 13.01.1997 г. № **, свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования № ** от 28.05.1997 г. (выданными в порядке переоформления взамен первичного отвода земельных участков для устройства причалов аванпорта в Орджоникидзевском районе г. Молотова, произведенного решением Исполнительного Комитета Молотовского городского Совета депутатов трудящихся № ** от 15.04.1954 г., актом Исполкома Пермского городского Совета депутатов трудящихся № ** от 23.09.1954 г. о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации грузового причала аванпорта) земельный участок площадью 75 135,21 кв. м (кадастровый номер **) на левом берегу р. Кама в Орджоникидзевском районе г. Перми был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование под существующие портовые сооружения пассажирского и грузового причалов, расположенные по адресу: г. Пермь, район Орджоникидзевский, ул. ****.

Данные акты определяют вид разрешенного использования земельного участка, - под существующие портовые сооружения пассажирского и грузового причалов. В результате раздела указанного земельного участка с кадастровым номером **, площадью 75 135, 21 кв.м., (за исключением пассажирского причала и береговых портовых сооружений пассажирского причала), в 2008 году были сформированы земельные участки, договоры аренды по которым заключены между ООО «Грузовой порт» и Департаментом земельных отношений Администрации г. Перми. В частности, это участки под береговыми объектами инфраструктуры грузового причала, предназначенными для эксплуатации и содержания грузового причала - фронтальной части шпунтовой стенки, в том числе - под открытыми складами для хранения нерудно-строительных материалов на естественной откосной набережной с кадастровым номером ****; под трансформаторной подстанцией, складом, ограждением грузового участка, воротами, замощением с кадастровым номером **; под управлением порта, механическими мастерскими, водонасосной станцией, складом, частью ограждения грузового участка, воротами, замощением - с кадастровым номером ****; - под административным зданием грузового участка № 1 с весовой и дробильно-сортировочным комплексом с кадастровым номером ****; а также ряд других участков, спор по которым отсутствует. Следует признать обоснованным утверждение истца о том, что вся вышеперечисленная инфраструктура обеспечивает работу причалов с Портальными кранами (Копия письма ОАО «Гипроречтранс» № ** от 23.04.2008 г.)

При этом следует исходить из того, что во владении истца имеется один грузовой причал, что подтверждается копиями писем Камского территориального отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора № ** от 27.09.2010 г., Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № ** от 30.09.2010 г.; Федеральной службы по надзору в сфере транспорта министерства транспорта РФ№ ** от 04.10.2010 г.

Как отмечено выше, все вышеперечисленные земельные участки были сформированы путем раздела земельного участка «для устройства грузового причала аванпорта» и которому «отвод произведен на основании решения Молотовского Горисполкома от 15 апреля 1954 г. за № **», что подтверждают документы, приложенные к заявлению, в том числе, «План границ фактического землепользования порта Левшино на левом берегу Камского водохранилища в жилом районе Левшино Орджоникидзевского района г. Перми, под существующие пассажирские и грузовой причалы. Участок предоставлен постановлением администрации города от 12 марта 1993 г. за № **...»; «План границ землепользования АООТ «Порт Левшино» под существующие портовые сооружения пассажирского и грузового причалов на левом берегу р. Камы в Орджоникидзевском районе г. Перми. Участок предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование постановлением администрации города от 13 января 1997 г. за№ **...».

Из материалов дела явствует, что 23.09.1954 г. актом № ** земельный участок, предоставленный решением № ** от 15.04.1954 г. под аванпорт, был представлен в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации грузового причала аванпорта в соответствии с Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 01.08.1932. Как следует из указанного Постановления «6. Право бессрочного пользования земельными участками неотделимо от права собственности на строения, находящиеся на этих участках, и прекращается с прекращением права собственности на строения». Права собственности на строения, размещенные на спорных земельных участках грузового причала, зарегистрированы за ООО «Грузовой порт».

Согласно ст. 45 ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством, (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N499-03)...».

Следует отметить, что арендная плата за все перечисленные земельные участки сформированные в результате раздела одного земельного участка по Свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю № ** от 28.05.1997 г. - «левый берег р. Кама в Орджоникидзевском районе» г. Перми «для портовых сооружений пассажирского и грузового причалов» с кадастровым номером **, площадью 75 135, 21 кв.м, за период с 21.07.2007 г. по 31.12.2012 г. была рассчитана судами, в связи с наличием споров по поводу ее размера, исходя из норм действующего законодательства. При этом, условия договоров в части установления размера арендной платы Департаментом земельных отношений администрации г. Перми были признаны ничтожными. ООО «Грузовой порт» были возвращены переплаченные за аренду земельных участков денежные средства (за период с 19.06.2008 г. по 31.12.2012 г.), признанные неосновательным обогащением Департамента земельных отношений администрации г. Перми.

Истец ссылается на то, что с января 2013 года кадастровая стоимость участков была исчислена, исходя из недостоверных сведений о разрешенном виде использования спорных земельных участков.

Следует отметить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11). Такие Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.

В 2013 г. кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 № 727-п «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края». В результате этого земельному участку с кадастровым номером ** удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен 972,80 руб. кв.м. - строка 26743 Приложения 4 к Постановлению 727-п; одиннадцатый вид разрешенного использования земельных участков; земельному участку с кадастровым номером ** удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен 972,80 руб. кв. м. - строка 26746 Приложения 4 к Постановлению 727-п; одиннадцатый вид разрешенного использования земельных участков; земельному участку с кадастровым номером ** удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен 972,80 руб. кв.м. — строка 26744 Приложения 4 к Постановлению 727-п; одиннадцатый вид разрешенного использования земельных участков; земельному участку с кадастровым номером ** удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен 2 421,60 руб. кв.м. — строка 26741 Приложения 4 к Постановлению 727-п; одиннадцатый вид разрешенного использования земельных участков; земельному участку с кадастровым номером ** удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен 237,55 руб. кв.м. - строка 26750 Приложения 4 к Постановлению 727-п; тринадцатый вид разрешенного использования земельных участков.

По данному поводу 26.06.2013 г. истец обратился с «заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости» в комиссию Управления Росреестра по Пермскому краю по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № ** от 16.07.2013 г. (копия прилагается) заявление было отклонено. Из письма Центра оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» (исх. № ** от 15.10.2013 г. - вх. № **) следует, что в отношении спорных участков, не смотря на то, что они образованы из одного земельного участка, были использованы разные подходы к применению удельного показателя кадастровой стоимости и исчислению кадастровой стоимости и были использованы данные не о разрешенном использовании земельных участков, не соответствующие первоначальному виду разрешенного использования, а данные о наименовании объектов, размещенных на спорных участках.

На период 2014 - 2015 гг. кадастровая стоимость земельных участков была утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края». В результате: земельному участку с кадастровым номером ** удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен в 708,91 руб. кв.м.(9 180 384 : 12 950); строка 34305 Приложения 4 к Постановлению 1610-п; одиннадцатый вид разрешенного использования земельных участков; земельному участку с кадастровым номером ** удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен 708,91 руб. кв.м. (7 460 569 : 10 524), строка 34309 Приложения 4 к Постановлению 1610-п; одиннадцатый вид разрешенного использования земельных участков; земельному участку с кадастровым номером ** удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен 567,47 руб. кв.м.(2 896 934,35 : 5 105) — строка 34306 Приложения 4 к Постановлению 1610-п; тринадцатый вид разрешенного использования земельных участков; земельному участку с кадастровым номером ** удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен 931,55 руб.кв.м. (1 980 475 : 2 126) — строка 34303 Приложения 4 к Постановлению 1610-п; одиннадцатый вид разрешенного использования земельных участков; земельному участку с кадастровым номером ** удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен 567,47 руб. кв.м. ( 472 135,04 : 832,00) - строка 34311 Приложения 4 к Постановлению 1610-п тринадцатый номер видов разрешенного использования земельных участков.

Как отмечено выше, в результате раздела одного земельного участка по Свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю № ** от 28.05.1997 г. - «левый берегр. Кама в Орджоникидзевском районе» г. Перми «для портовых сооружений пассажирского и грузового причалов» с кадастровым номером **, площадью 75 135, 21 кв.м, были сформированы не только 4 спорных арендуемых истцом земельных участка под портовыми сооружениями грузового причала (29, 31, 32, 36), но и земельный участок под фронтальной частью грузового причала (порта) - шпунтовой стенки, которому присвоен кадастровый номер **, а также 2 участка под погрузочными площадками грузового причала (108, 109) и 1 участок под линейными сооружениями грузового причала (114).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, установившие, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8).

Определение кадастровой стоимости указанных земельных участков в 2014 году, проводилось Центром оценки и землеустройста по Уральскому и Приволжскому федеральным округам методом массовой оценки, заказчиком работ по государственной кадастровой оценке выступало Правительство Пермского края.

Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования "Город Пермь", подлежащих государственной кадастровой оценке в 2014 году, переданный оценщику, в отношении спорных земельных участков, содержал указание о виде разрешенного использования "для эксплуатации объекта (здание)", "под промышленную территорию".

Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется применительно к номерам видов разрешенного использования, установленных в пункте 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.

Методическими указаниями и ранее действующим Типовым перечнем видов разрешенного использования (приложение N 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года N П/0152), непосредственно вышеуказанный вид функционального (разрешенного) использования участка не предусмотрен.

По мнению суда, ранее отраженный в государственном кадастре недвижимости и указанный в Перечне земельных участков вид разрешенного использования участка "для эксплуатации объекта (здание)" не является определенным, допускает различное толкование, поэтому отнесение земельного участка к одной из групп, предусмотренных в пункте 1.2 Методических указаний, должно было осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельные участки были ранее предоставлены и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов недвижимости, расположенных на этом участке

Согласно подпункту 2.2.3 Методических указаний сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников: государственный земельный кадастр; государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства; фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках.

Из отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков следует, что земельные участки отнесены оценщиком к виду разрешенного использования земель, предназначенных для "размещения портовых сооружений" (11 номер видов разрешенного использования земель).

Однако доказательств того, что спорные земельные участки в установленном законом порядке были отнесены к данному виду разрешенного использования земли, не представлено. В материалах дела также отсутствуют сведения о выезде оценщика на место проведения оценки и осмотре им спорного земельного участка.

Из материалов дела видно, что на момент проведения работ по государственной кадастровой оценке фактически на спорном земельном участке находились объекты, необходимые для эксплуатации сооружений транспорта (причалов) - в том числе, производственно-бытовое здание речного порта и здания склада, мастерских, водонасосная станция, кирпичное административное здание. трансформаторная подстанция.

Анализ изложенных выше обстоятельств данного дела позволяет сделать вывод о том, что все перечисленные земельные участки сформированы в результате раздела одного земельного участка по Свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю № ** от 28.05.1997 г. с кадастровым номером **, площадью 75 135, 21 кв.м. Все они расположены по одному по адресу (г. Пермь, район Орджоникидзевский, ул. ****.); все они расположены в пределах одного кадастрового квартала (**); расположены в одном населенном пункте; относятся к одной категории (земли транспорта на земле населенного пункта - ст. 7, ч. 4 ст.90 ЗК РФ; имеют один вид разрешенного использования (предназначены для размещения грузового причала /порта/ и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств грузового причала); изначально предоставлены для занятия одним видом деятельности (для складирования и перевалки сыпучих грузов с одного вида транспорта на другие виды транспорта с производственным циклом, характерным для грузовой портовой деятельности: судно-склад, судно-вагон, склад-вагон, склад- автотранспорт, склад-судно, вагон-судно, вагон-склад и т.д.). Все они заняты береговыми объектами инфраструктуры грузового причала (порта, шпунтовой стенки). При этом, земельному участку федеральной собственности под фронтальной частью грузового причала (шпунтовой стенки) в 2013, 2014, 2015 годах, а также арендуемому истцом земельному участку под трансформаторной подстанцией, складом, ограждением грузового участка, воротами, замощением в 2014, 2015 гг. были установлены более низкие показатели УПКС, кадастровой стоимости, следовательно, и арендной платы, чем четырем спорным земельным участкам под береговыми объектами инфраструктуры этого же грузового причала, т.е.в данном случае имеется явное противоречие в подходе к определению такого важного элемента совокупности сведений, используемых при определении кадастровой стоимости, как вид разрешенного использования.

Все вышеуказанное свидетельствует о том, что в период с 2013 по 2016 года в отношении спорных земельных участков был ошибочно установлен вид разрешенного использования (11 номер), отличный от вида разрешенного использования исходного земельного участка и от фактического использования спорных участков (13 номер). Следует признать обоснованным довод истца о том, что ошибка возникла в результате указания в договорах аренды не разрешенного использования земельного участка, а наименования объектов недвижимости, размещенных на спорных земельных участках. По мнению истца, в результате применения недостоверных сведений об объектах недвижимости в отношении спорных земельных участков, арендная плата истцом была уплачена в 2013-2015 гг. в большем размере, чем это было предусмотрено действующим законодательством в связи с использованием для ее расчета кадастровой стоимости, исчисленной, исходя из недостоверных сведений о разрешенном использовании земельных участков. Следует отметить, что в соответствии с п.6.4.2.2 Правил технической эксплуатации речного порта, причалы должны иметь - мастерские и служебно-бытовые здания, необходимое элестроснабжение, грузовые склады. При этом, объекты недвижимости, принадлежащие истцу и расположенные на спорных участках, перечень которых приведен выше, могут быть отнесены к перечисленным объектам, которые должны входить в состав причалов. Соответственно, они должны рассматриватьсяв качествеобъектов, необходимых для эксплуатации, содержания, наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств грузового причала (13 номер видов разрешенного использования).

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 2013 по 2016 годы указанные участки являлись земельными участками для размещения объектов, необходимых для эксплуатации сооружений устройств транспорта (причалов), соответственно, при их кадастровой оценке отсутствовали законные основания для отнесения их к категории участков под промышленную территорию - для портовых сооружений (11 номер разрешенного использования).

Представляется правильным использование предложенного истцом механизм исправления допущенной кадастровой ошибки и восстановления нарушенного права истца. Указанный подход получил применение в судебной практике, в том числе практике высшей судебной инстанции РФ. Является обоснованным довод истца о том, чтоисходя из разъяснений Центра оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ, в отношении земельных участков, расположенных в г. Перми, по ул. ****, сформированных в результате раздела одного земельного участка с кадастровым номером **, площадью 75 135, 21 кв.м, в 2013 году необходимо было установить тринадцатый ВИД разрешенного использования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости 237,55 рублей кв.м, кадастровой стоимостью, указанных в исковом заявлении для целей определения, размеров арендной платы в вышеуказанных договорах земельных участков в 2013 году (в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 г.). Расчет истца проверен судом и признан правильным.

Соответственно, в отношении земельных участков, с кадастровыми номерами: **, **, **, ** следует установить на период всего 2013 года вид разрешенного использования — для портовых соору­жений грузового причала; тринадцатый номер видов разрешенного исполь­зования земельных участков, с удельным показателем кадастровой стоимости 237,55 рублей за кв.м, кадастровую стоимость этих участков следует установить соответственно: 2500028,46 рублей, 1212779,69 рублей, 3076272,50 рублей, 505076,43 рублей.

На период 2014 и 2015 годов следует исходить из того, что согласно п.2 задания на оценку Приложения 1 к Государственному контракту 2013 года работы по кадастровой оценке должны проводиться в соответствии

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 №39). В соответствии с п. 2.4.1 Методических указаний, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.13 Методических указаний, определяется путем умножения минимального для данного населенного пункта значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.9 Методических указаний «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», на площадь земельных участков. Минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, 9 ВРИ для г. Пермь, составляет 567,47 руб./кв.м.».

Соответственно, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: **, **, **; следует установить на 2014 -2016 го­ды вид разрешенного использования — для портовых сооружений грузового причала; тринадцатый номер видов разрешенного использования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости 567,47 рублей кв.м., кадастровую стоимость этих участков следует установить соответственно: 5972179,12 рублей, 7348736,50 рублей, 1206549,04 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков на период 2013 года:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под промышленную территорию, 11 номер видов разрешенного исполь­зования, удельный показатель кадастровой стоимости 972,80 руб. кв м.;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под трансформаторную подстанцию, 11 номер видов разрешенного ис­пользования, удельный показатель кадастровой стоимости 972,80 руб. кв м.;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под промышленную территорию, 11 номер видов разрешенного исполь­зования, удельный показатель кадастровой стоимости 972,80 руб. кв м.;

в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под 2-этажное кирпичное административное здание (лит. Д), 11 номер видов разрешенного использования, удельный показатель кадастровой стоимости 2421,60 руб. кв м.

В отношении земельных участков, с кадастровыми номерами: **, **, **, **; установить на период 2013 года вид разрешенного использования — для портовых соору­жений грузового причала; тринадцатый номер видов разрешенного исполь­зования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости 237,55 рублей кв.м, кадастровой стоимостью соответственно: 2500028,46 рублей, 1212779,69 рублей, 3076272,50 рублей, 505076,43 рублей.

Признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков на 2014 - 2016 годы

- в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под промышленную территорию, 11 номер видов разрешенного использования, удельный показатель кадастровой стоимости 708,91 руб. кв м.;

в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под трансформаторную подстанцию;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - под промышленную территорию, 11 номер видов разрешенного исполь­зования, удельный показатель кадастровой стоимости 708,91 руб. кв м.;

в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** вид раз­решенного пользования - для портовых сооружений, 11 номер видов разрешенного использова­ния, удельный показатель кадастровой стоимости 931,55 руб. кв м.

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами: **, **, **; установить на 2014 -2016 го­ды вид разрешенного использования — для портовых сооружений грузового причала; тринадцатый номер видов разрешенного использования земельных участков, с удельным показателем кадастровой стоимости 567,47 рублей кв.м, кадастро­вой стоимостью соответственно: 5972179,12 рублей, 7348736,50 рублей, 1206549,04 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий – подпись –