Дело № 3а-18/2022
(3а-113/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Киров 18 февраля 2022 года
Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кощеева А.В.,
с участием прокурора Русановой О.А.,
при секретаре Соловьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Еремеевой В.А. к министерству имущественных отношений Кировской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжениями министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542, от 20.12.2020 № 1418,
установил:
Еремеева В.А. обратилась в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжениями министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542, от 20.12.2020 № 1418.
В обоснование требований указала, что в период с <дата> являлась собственником здания площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, что влечет чрезмерную налоговую нагрузку для административного истца. В тоже время, обозначенный объект недвижимости, являясь жилым домом, критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, не отвечает.
С учетом изложенного административный истец просил признать недействующими со дня принятия пункт 6367 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 N 1542, пункт 6742 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418.
Административный ответчик – министерство имущественных отношений Кировской области в отзыве указало на соблюдение процедуры принятия и введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов. Кроме того, указало на правомерность включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на основании подпункта 2 пункта 1 и подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, исходя из сведений регистрирующих органов и данных технического учета (инвентаризации), согласно которым Еремеева В.А. владела зданием магазина, что для целей статьи 378.2 НК РФ является безусловным признаком. Кроме того, по мнению, административного ответчика пропуск административным истцом срока, установленного для обращения собственников объектов недвижимости в Министерство с заявлением об исключении объекта недвижимости из Перечней, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Административный истец Еремеева В.А., заинтересованное лицо Митина Н.П. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Еремеевой В.А. представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании участвующий посредством видеоконференц-связи представитель административного истца – Суднева Ю.А. доводы и требования административного искового заявления поддержала. Дополнительно пояснила, что изменения в ЕГРН относительно назначения объекта в виде жилого дома внесены с 11.12.2019.
Представители административного ответчика – Кайгородцева Е.В. в удовлетворении иска возражала, поддержав доводы отзыва на иск. Дополнительно пояснила, что учтенные при формировании министерством сведения ЕГРН однозначно позволяли установить назначение объекта недвижимости, соответствующее критериям статьи 378.2 НК РФ, что исключало необходимость проведения мероприятий по фактическому обследованию объекта недвижимости. Сведения о переводе помещения из нежилого в жилое на основании распоряжения муниципалитета в министерство не поступали, стали известны лишь в ходе рассмотрения настоящего дела.
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Русановой О.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Еремеева В.А. в период с <дата> являлась собственником здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Объект недвижимости – здание с кадастровым номером №, включен в пункт 6367 Перечня.
Распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области 24.12.2020 № 1418 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Объект недвижимости – здание с кадастровым номером №, включен в пункт 6742 Перечня.
Указывая, что спорное здание включено в оспариваемые Перечни в отсутствие объективных данных об использовании здания в качестве жилого дома, что свидетельствует о нарушении прав административного истца как налогоплательщика, последний обратился в Кировский областной суд с настоящим иском.
Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на предмет соблюдения требованиям нормативных правовых актов, действующих на момент его принятия и устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления его в силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.1.9 Положения о министерстве государственного имущества Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 N 62-П, полномочия по утверждению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, были возложены на данное министерство.
Согласно пункту 1.11 указанного Положения, пункту 1.2 Распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 N 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» министерство в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 настоящего Положения, вправе издавать индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, решений, нормативные правовые акты в форме распоряжений, решений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кировской области.
В соответствии с пунктом 1.3 Распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 N 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства является официальный сайт министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru).
Согласно пункту 6.1 указанного распоряжения нормативные правовые акты министерства вступают в силу после их официального опубликования. Днем официального опубликования считается день первой публикации полного текста нормативного правового акта на официальном сайте министерства в разделе «Нормативные правовые акты министерства».
Оспариваемые Распоряжения 20.12.2019 и 26.12.2020 опубликованы на официальном сайте Министерства (www.dgs.kirovreg.ru).
Постановлением Правительства Кировской области от 20.10.2017 г. № 31-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017 № 26» министерство государственного имущества Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (пункт 1.2).
Постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2020 № 668-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 07.12.2020 № 170 и передаче некоторых государственных функций и полномочий» министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка их принятия и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя нормативные правовые акты в их оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действие которых распространялось на момент утверждения Перечней, суд учитывает следующее.
В силу части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
С учетом изложенного, нормы Налогового кодекса Российской Федерации приводятся в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжений.
Административный истец, как собственник объекта недвижимости, обязан платить налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здания, строения, сооружения, помещения (подпункт 6 пункта 1).
Статьей 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пункт 7 статьи 378.2 НК РФ, регламентирующей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, обязывает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи (подпункт 1), то есть в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (далее - нежилые помещения).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них признаются объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость.
При этом, по смыслу подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Право субъектов Российской Федерации при установлении налога законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества закреплено в части 2 статьи 372, части 2 статьи 378.2 НК РФ).
С 01.01.2017 г. вступил в силу Закон Кировской области от 27.07.2016 г. № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области».
В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Закон Кировской области от 27.07.2016 г. № 692-ЗО (в редакции от 20.02.2018) налоговая база в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещений в них независимо от площади, за исключением зданий (строений, сооружений) и помещений, находящихся в оперативном управлении органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений определяется как кадастровая стоимость имущества.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по объектам недвижимого имущества, указанным в абзацах втором и третьем настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области на соответствующий налоговый период (абзац 5 статьи 3 Закон Кировской области от 27.07.2016 г. № 692-ЗО).
В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Закон Кировской области от 27.07.2016 г. № 692-ЗО (в редакции, подлежащей применению) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), включая помещения в них, за исключением зданий (строений, сооружений) и помещений, находящихся в оперативном управлении органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по объектам недвижимого имущества, указанным в абзацах втором и третьем настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области на соответствующий налоговый период (абзац 7 статьи 3 Закон Кировской области от 27.07.2016 г. № 692-ЗО)
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из пояснений представителей административного ответчика в ходе судебного разбирательства, спорное здание включено административным ответчиком в Перечни в рамках процедуры осуществления министерством имущественных отношений Кировской области мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации), сведений регистрирующего органа.
Порядок мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость установлен в рассматриваемый период времени Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 N 375-П «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения», Постановлением Правительства Кировской области от 05.11.2019 N 578-П «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения».
Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 указанного порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 N 375-П, министерство ежегодно на основании сведений об объектах и правах на них, представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области проводит анализ представленных данных на предмет выявления объектов, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, а также статьей 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 N 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» (далее - критерии).
Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка министерство запрашивает у Кировского областного государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» информацию о назначении объектов на основании документов технического учета (инвентаризации).
Согласно подпункту 2.1.4 пункта 2.1 указанного порядка министерство формирует перечень объектов, подлежащих обследованию на предмет определения вида их фактического использования. В данный перечень включаются объекты, которые соответствуют критериям в части их общей площади, но в отношении которых отсутствует возможность установить вид их фактического использования исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) технического учета (инвентаризации).
Согласно пункту 2.1 порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 05.11.2019 N 578-П, для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления предварительного перечня используются сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются: доступная информация и заявления, касающиеся вида фактического использования объектов недвижимого имущества, поступившие в текущем периоде от собственников объектов недвижимого имущества, в том числе документы технического учета (инвентаризации), информация об объектах недвижимого имущества из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; сведения органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и других органов и организаций, а также сведения актов обследования объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 2.3 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества не осуществляются в отношении объектов недвижимого имущества, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения (офисы и сопутствующая офисная инфраструктура), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
назначение (наименование) здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) установлено для делового, административного, коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка в случае отсутствия информации, позволяющей установить вид фактического использования объектов недвижимого имущества, уполномоченный орган проводит их обследование.
Таким образом, из вышеприведенных норм Порядков, примененных министерством при формировании Перечней на 2020, 2021 годы следует, что необходимость определения вида фактического использования недвижимого имущества административным ответчиком посредством обследования объекта поставлена в зависимость от возможности установления факта использования имущества в предусмотренных статьей 378.2 НК РФ целях исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) технического учета (инвентаризации) на 2020 год, а на 2021 год сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и доступной информация и заявлений, касающихся вида фактического использования объектов недвижимого имущества, поступивших в текущем периоде от собственников объектов недвижимого имущества, сведений органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и других органов и организаций, а также сведений актов обследования объектов недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, здание с кадастровым номером № введено в эксплуатацию в 1990 году, поставлено на кадастровый учет 27.11.2011 (т.1 л.д.194-195).
Действительно, согласно сведениям публичной кадастровой карты объект недвижимости – дом с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. имеет наименование - магазин, назначение - жилой дом.
Согласно техническому паспорту на здание магазина, расположенного по адресу <адрес>. по состоянию на 27.04.2007, назначение здания – торговое, использование – магазин (т.1 л.д.45-57).
Согласно экспликации к поэтажному плану строения здание включает в себя помещения с наименованиями: тамбур, торговый зал (площадью 127,2 кв.м. или 44% от общей площади здания), склад, бойлерная, коридор, подсобная, кабинет, туалет, кладовка.
Вместе с тем, анализ представленных документов не позволяет прийти к выводу о безоговорочной возможности признания здания соответствующим критериям подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ вследствие нетождественных сведений относительно назначения объекта недвижимости.
В этой связи, спорный объект недвижимости не мог быть включен в оспариваемые Перечни только лишь на основании сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации), сведений регистрирующего органа, имеющих разнящиеся данные относительно назначения объекта, без фактического осмотра последнего.
Фактическое использование спорного объекта административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 НК РФ на момент включения здания в оспариваемые Перечни не проверялось.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на основании договора купли-продажи от 24.03.2008 муниципальное имущество: одноэтажное здание магазина площадью <данные изъяты> кв.м. вместе с земельным участком площадью 3694 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. переданы в собственность Еремеевой М.Н. (т.1 л.д.238-242), о чем 04.05.2008 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на одноэтажное здание магазина площадью <данные изъяты> кв.м. (т.1 л.д.237).
28.01.2016 объект недвижимости: одноэтажное здание магазина общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. приобретен в собственность Митиной Н.П. на основании договора купли-продажи (т.1 л.д.234-235).
Согласно сведениям Управления Россреестра по Кировской области право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером №, являющийся магазином, по назначению нежилым зданием, расположенным на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, зарегистрировано 11.02.2016 (т.1 л.д.226-232).
В соответствии с распоряжением администрации Юрьянского района Кировской области № 637-р от 27.09.2019 нежилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> переведено в жилое помещение без изменения конфигурации и инженерных систем помещения (т.1 л.д.172). В этот же день администрацией Юрьянского района Кировской области в адрес Митиной Н.П. направлено соответствующее уведомление (т.1 л.д.173).
22.11.2019, т.е. в период предшествующий вынесению административным ответчиком оспариваемого Перечня на 2020 год, Митиной Н.П. в Управление Росреестра по Кировской области подано заявление об учете изменений объекта с кадастровым номером №, в обоснование чего представлены указанные распоряжение администрации Юрьянского района Кировской области и уведомление (т.2 л.д.50-51).
Согласно техническому плану здания от 20.01.2020 назначение объекта недвижимости – жилое (т.1 л.д.42-44).
26.06.2020 на основании договора дарения объект недвижимости, указанный как жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> передан Митиной Н.П. в дар Еремеевой В.А. (т.1 л.д.10-10а).
Исходя из материалов дела, изначально определенный вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства - не изменялся, в данном случае однозначно не предполагает размещения на нем торговых объектов, в связи с чем не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Доводы административного ответчика об отсутствии в распоряжении министерства на момент принятия оспариваемых Перечней нормативного акта администрации Юрьянского района Кировской области № 637-р от 27.09.2019 о переводе нежилого помещения в жилое помещение не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В рамках действующего законодательства, в частности статьи 23 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей порядок перевода помещения из нежилого в жилое, на собственников объектов недвижимости не возложена обязанность по направлению указанного документа в адрес уполномоченного органа исполнительной власти утверждающего оспариваемые Перечни.
В тоже время, как следует из положений части 7 статьи 23 Жилищного кодекса РФ решение органа, осуществляющего перевод помещений, подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Таким образом, из представленных документов усматривается, что спорный объект недвижимости, впервые приобретенный в частную собственность как магазин, тем не менее, на момент формирования оспариваемых Перечней являлся жилым домом, в связи с чем не мог быть отнесен к объектам, соответствующим критериям статьи 378.2 НК РФ.
Доводы административного ответчика о том, что пропуск административным истцом срока, установленного для обращения собственников объектов недвижимости в Министерство с заявлением об исключении объекта недвижимости из Перечней, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, также не могут быть признаны обоснованными.
Проверка законности Перечней в их оспариваемой части исходя из категории рассматриваемого дела не постановлена в зависимость от соблюдения подателем иска срока на обращение в министерство имущественных отношений Кировской области с соответствующим заявлением об исключении объекта недвижимости из Перечня, равно как и от факта наличия или отсутствия такого обращения, тогда как вопрос выяснения нарушения прав в рамках указанной категории дела включением имущества в Перечни является существенным.
Необходимость уплаты административным истцом налога на имущество с учетом повышенной налоговой ставки вследствие включения имущества в оспариваемый Перечень административным истцом не оспаривается.
Удовлетворение исковых требований влечет исключение объекта недвижимости из оспариваемого Перечня и возможность возврата административному истцу налоговым органом излишнеуплаченной суммы налога (в случае уплаты такового) на основании заявления, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в соответствии с положениями части 7 статьи 78 НК РФ.
В связи с чем, пропуск указанного срока основанием для отказа в удовлетворении административного иска, являющегося способом защиты нарушенного права, служить не может.
С учетом изложенного, доводы административного ответчика о наличии оснований для включения спорного имущества в Перечни не могут быть признаны обоснованными, противоречат исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам.
Таким образом, учитывая, что административным ответчиком не представлено относимых доказательств, подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным требованиями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения в Перечни, оспариваемые положения последних не могут быть признаны соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец как собственник объекта недвижимости является плательщиком налога на имущество за налоговые периоды 2020, 2021 годов и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества недействующими со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 300 руб. относятся на административного ответчика и подлежат возмещению административному истцу.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Еремеевой В.А. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 6367 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 N 1542.
Признать недействующим со дня принятия пункт 6742 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2020 № 1418.
Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений Кировской области.
Взыскать с министерства имущественных отношений Кировской области в пользу Еремеевой В.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.В. Кощеев
Решение в окончательной форме принято 01 марта 2022 года.
Решение09.03.2022