Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 декабря 2019 года г. Красногорск, Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Вердияна Г. В., при ведении протокола помощником судьи Копцевой А. В., с участием прокурора прокуратуры Московской области Смирновой М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1143/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Асцелла Арт» о признании недействующим решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 <данные изъяты>» со дня его принятия в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» земельного (лесного) участка с кадастровым номером <данные изъяты> у с т а н о в и л: 1 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2» (далее – Решение от 1 июля 2016 года № 6/16) (л.д. 103-104). Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 28 марта 2017 года № 6/26 в указанное решение были внесены изменения, не разрешавшие вопрос о правах и обязанностях общества с ограниченной ответственностью «Асцелла Арт» применительно к оспариваемому Решению от 1 июля 2016 года № 6/16 (л. д. 153). В соответствии с Законом Московской области от 25 января 2019 года № 2/2019-ОЗ «Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород» (принят постановлением Мособлдумы от 17 января 2019 года № 11/72-П) в результате изменения состава территории образовано муниципальное образование, наделенное статусом городского округа - Одинцовский городской округ Московской области, который является правопреемником Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области (л. д. 154-163). Таким образом, Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу. общества с ограниченной ответственностью «Асцелла Арт» (далее также административный истец) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2» со дня его принятия в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» земельного (лесного) участка с кадастровым номером <данные изъяты>. В обоснование требований представитель административного истца указал, что включение Решением представительного органа от 1 июля 2016 года № 6/16 находящегося в аренде административного истца лесного участка в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» исключает возможность его использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования и условиями договора аренды, что нарушает права и законные интересы правообладателя. Оспариваемое Решение не соответствует Федеральному законодательству и законодательству Московской области, определяющих правовой статус особо охраняемых природных территорий. Административный ответчик - Совет депутатов Одинцовского городского округа принес письменные возражения в которых заявленный административный иск не признал, указав, что Решение от 1 июля 2016 года № 6/16 принято Советом депутатов в рамках его компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, не нарушают прав и законных интересов административного истца, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. (л.д. 98-99). Заинтересованным лицом – Комитетом лесного хозяйства Московской области также принесены письменные пояснения, в которых выражается солидарность заявленному административному иску. Заинтересованное лицо просит суд удовлетворить заявленный иск (л. д. 147-149). В судебном заседании представитель административного истца Билокоз Д. В. поддержал заявленный административный иск. Представитель административного ответчика Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области Марышев М. В. в судебном заседании полностью поддержал ранее представленные возражения на административный иск и просил суд отказать обществу с ограниченной ответственностью «Асцелла Арт» в удовлетворении заявленного требования. Представитель заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства Московской области Толгская Е. С. в судебном заседании от 21 ноября 2019 года просила удовлетворить заявленный обществом с ограниченной ответственностью «Асцелла Арт» административный иск, так как последний использует арендованный земельный участок по назначению и, кроме того, занимаемый по договору аренды земельный участок в составе лесного фонда находится в федеральной собственности в силу чего оспариваемый акт противоречит требованиям законодательства. В судебное заседание 17 декабря 2019 года представитель заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства Московской области не явился, дело рассмотрено в его отсутствие. Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Смирновой М. В., полагавшей удовлетворить требования административного истца, суд приходит к следующим выводам. 1 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение №6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2». Решение официально опубликовано в газете «Одинцовская Неделя» от 8 июля 2016 года № 27 (666), в газете «Одинцовская Неделя» от 20 сентября 2016 года № 37/2, на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области по адресу: http://odin.ru/?id=42110. Согласно пунктам «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года№ 131-ФЗ. Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений. В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 17 названного Устава к полномочиям Совета депутатов отнесено утверждение схем территориального планирования Одинцовского муниципального района. В силу приведенных правовых норм оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета депутатов Одинцовского муниципального района, опубликован и вступил в силу в соответствии с Федеральным законодательством и статьей 54 Устава Одинцовского муниципального района (в редакции Устава, действующей на дату принятия оспариваемого решения). В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актам нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В силу положений части 7 статьи 213 названного закона при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее-Лесной кодекс), части 3 статьи 70.1 названного закона лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Как установлено судом, по результатам аукциона между Управлением лесного хозяйства по Московской области г. Москва и обществом с ограниченной ответственностью «Асцелла Арт» 11 июня 2008 года договор аренды лесного участка № 50-0234-04-05-0515, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по <данные изъяты><данные изъяты> под номером <данные изъяты> Земельному участку присвоен кадастровый <данные изъяты>, общая площадь земельного участка 100 000 +/- 359 кв. м., категория земель: земли лесного фонда, вид разрешённого использования: для осуществления рекреационной деятельности, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес: <данные изъяты>. В связи с ликвидацией Управления лесного хозяйства по Московской области г. Москва на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 25 мая 2012 года № 212 «О ликвидации Управления лесного хозяйства по Московской области г. Москва» образованием Комитета лесного хозяйства Московской области на основании постановления Губернатора Московской области от 15 мая 2012 года № 115-ПГ «О структуре строительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области», распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 721-р с 1 июля 2012 года полномочия арендодателя осуществляются Комитетом лесного хозяйства Московской области. В связи с изменениями в субъектном составе договорных отношений, 24 ноября 2014 года между Комитетом лесного хозяйства Московской области и обществом с ограниченной ответственностью «Асцелла Арт» заключено дополнительное соглашение № 1 к договору аренды лесного участка от 11 июня 2008 года № 50-0234-04-05-0515, которое не повлияло на объем договорных отношений (л. д. 45-66). Государственная регистрация дополнительного соглашения к договору произведена 22 апреля 2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Департаментом лесного хозяйства по ЦФО зарегистрированы в установленном законом порядке договор аренды лесного участка, что стороны не оспаривают. Из разделов 1 и 2 (сведения о характеристиках объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах) выписок из Единого государственного реестра недвижимости, следует, что участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к категории земель лесного фонда, имеет вид разрешённого использования – для осуществления рекреационной деятельности. Правообладателем лесного участка является Российская Федерация, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, № <данные изъяты> от 25.02.2004. В качестве ограничения и обременения прав указана аренда с датой регистрации 05.09.2008, номер государственной регистрации <данные изъяты>, срок на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с 05.09.2008 по 16.08.2053. Лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: <данные изъяты> (л. д. 26-32). Согласно заключению кадастрового инженера Хромовой В. Н. при сопоставлении сведений о координатах установлено, что участок с кадастровым номером <данные изъяты> частично входит в зону особо охраняемой природной территории местного значения природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес», вхождение составляет 98,17 % (л.д. 25). Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались представителем Совета депутатов Одинцовского городского округа. Как следует из договора аренды участка, административный истец имеет право осуществлять в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса в установленном порядке создавать лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другие объекты, лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, пользоваться другими, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства и условиям договора аренды. Согласно пояснениям представителя заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства Московской области лесной участок административным истцом используется по назначению и в соответствии с условиями договоров аренды, нарушений лесного законодательства по данным арендаторам не выявлено. Абзацем третьим пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности земли лесного фонда. Пунктом 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях). Статья 2 Закона об особо охраняемых природных территориях предусматривает категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития, которые устанавливаются с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территории. К ним относятся, в частности природные парки. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (пункт 8). Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 26.2 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции закона, действующей по состоянию на 1 июля 2016 года), согласно которому природные рекреационные комплексы организуются по решениям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в отношении территорий и акваторий в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. С учетом системного толкования приведенных выше норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, муниципальное образование вправе включать в особо охраняемые территории земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования. Изъятие земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории предусмотрено подпунктом 1 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса. В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 части 6 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального образования отображаются зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения. Как установлено в судебном заседании на период принятия в оспариваемой части Решения от 1 июля 2016 года № 6/16 право собственности на указанные выше лесные участки в силу прямого предписания закона принадлежало и принадлежит до настоящего времени Российской Федерации, соответственно, Совет депутатов Одинцовского муниципального района посредством включения участков в состав особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» разрешил вопрос о правах и обязанностях правообладателя участков - Российской Федерации. Кроме того, в нарушение приведенных выше правовых норм, административным ответчиком при принятии оспариваемого в части Решения были затронуты права административного истца как арендатора лесного участка, на распоряжение которыми наложены не предусмотренные законом обременения, исключающие возможность использования участков с учетом вида разрешенного использования. Применительно к предписаниям федерального законодательства запрещена необоснованная широта дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическая неопределенность. В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы. С учетом изложенного в настоящем решении, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об удовлетворении административного иска по заявленным требованиям. Поскольку заявленное требование затрагивает субъективные права только сторон по делу, суд полагает возможным признать оспариваемый акт недействующим со дня его принятия. Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета депутатов Одинцовского городского округа. На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л: Административное исковое заявление обществом с ограниченной ответственностью «Асцелла Арт» удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2» в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» земельного (лесного) участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>. м., категория земель: Земли лесного фонда, виды разрешенного использования: Для осуществления рекреационной деятельности. Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Одинцовского городского округа Московской области в котором должны быть опубликованы оспоренные положения нормативного правового акта. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Г. В. Вердиян |