ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-114/18 от 10.09.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-114/2018

Мотивированное решение изготовлено 10.09.2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 5 сентября 2018 года

Ярославский областной суда в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Ошмариной Е.Н.,

с участием прокурора Лазаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим пунктов 32 и 43 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 09.11.2017 N 12-н,

установил:

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 09.11.2017 N 12-н утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год.

Приказ опубликован в издании "Документ-Регион", N 97, 17.11.2017 года.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 27.12.2017 N 14-н в Приказ Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 09.11.2017 N 12-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" вынесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее – Перечень) изложен в новой редакции.

Приказ опубликован в издании Документ-Регион", N 111, 29.12.2017 года.

Пунктами 32 и 43 Перечня к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год отнесены: нежилое здание «Торговый дом «Новая галерея» с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> и нежилое здание «Торгово-выставочный центр» с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

ФИО1, являющийся собственником расположенных в указанных нежилых зданиях ряда помещений и плательщиком налога на имущество, обратился с административным исковым заявлением о признании недействующим пунктов 32 и 43 Перечня. В обоснование административного иска указал, что оба здания не являются торговыми объектами, большая часть помещений их занята административно – офисными помещениями. Обследование зданий на предмет установления их фактического использования административным ответчиком не проводилось. При таких обстоятельствах, административный истец полагает, что включение нежилых зданий в Перечень противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, Закону Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области», постановлению Правительства Ярославской области от 27.08.2015 N 948-п "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения".

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 административный иск поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее – Департамент) ФИО3 административный иск не признал, пояснил, что для включения в Перечень объекта недвижимого имущества нежилых зданий с кадастровыми номерами и , у Департамента основания имелись. Оба здания предназначены являются торговыми, поскольку содержат наименования: «Торговый дом «Новая галерея» и «Торгово-выставочный центр». По материалам технического учета в обоих зданиях имеется более 20% нежилых помещений, предназначенных для торговли. При указанных обстоятельствах оснований для проведения обследования на предмет фактического использования помещений у Департамента не было.

Прокурором Лазаревой Е.А. в судебном заседании дано заключение об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административный иск ФИО1 подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1, пунктом 2, подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Ярославской области от 11.12.2012 N 1404-п, вступившим в действие с 29 декабря 2012 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ярославской области.

Согласно статье 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 3000 до 25000 квадратных метров включительно и помещения в них;

2) нежилые помещения площадью от 3000 до 25000 квадратных метров включительно, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов;

3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с подпунктом 3.2.15 пункта 3.2 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 N 116, для обеспечения реализации основных направлений деятельности и установленных полномочий департамент определяет на очередной налоговый период перечень отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе проводит мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в соответствии с порядком, установленным Правительством области.

В соответствии пунктами 4.1 и подпунктом 5.3.7 пункта 5.3 указанного Положения Департамент в пределах своих полномочий издает приказы, носящие нормативный характер.

Таким образом, определение Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На территории Ярославской области таким органом является Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области. Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт акт принят в пределах компетенции данного органа исполнительной власти Ярославской области. в надлежащей форме, требования к опубликованию данного акта и введению его в действие соблюдены.

Проверяя обоснованность включения в перечень нежилых зданий с кадастровыми номерами и , суд констатирует следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, отнесение здания к торговому комплексу, либо торговому объекту возможно при размещении его на земельном участке с видом разрешенного использования под торговые объекты, при наличии в Едином государственном реестре недвижимости, или данных технического учета сведений о назначении данного здания как торгового объекта, либо путем установления его фактического использования в данных целях.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером имеет наименование Торговый дом «Новая галерея», назначение – нежилое здание, а земельный участок, на котором расположен данный объект, имеет вид разрешенного использования – для размещения магазина и офиса.

Расположенные в нем помещения имеют назначение и наименование – нежилое помещение. Иные сведения об их использовании в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют.

Вместе с тем, согласно технической документации на Торговый дом «Новая галерея», расположенный по адресу: <адрес>, по данным последней технической инвентаризации в состав здания общей площадью 4207,9 кв.м. входят помещения с наименованием «торговый зал»: подвал (№70) – 39,1 кв.м., на 1 этаже (помещения №№32,38,45,66,67,72,73,74,75) – 371,5 кв.м.; на 2 этаже (помещения №№1,2,12,31,39) - 351,0 кв.м.; на 3 этаже (помещения №№1,16,21,22,24,41,43) – 249,2 кв.м. Таким образом, все помещения с наименованием «торговый зал» составляют 1010,8 кв.м., что судом признается как предназначенные для использования в целях размещения торговых объектов не менее 20 процентов от общей площади нежилого здания.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером имеет наименование Торгово-выставочный центр», назначение – нежилое здание, а земельный участок, на котором расположен данный объект, имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации нежилых помещений.

Расположенные в нем помещения имеют назначение и наименование – нежилое помещение. Иные сведения об их использовании в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют.

Вместе с тем, согласно технической документации на Торгово-выставочный центр», расположенный по адресу: <адрес>, по данным последней технической инвентаризации в составе здания общей площадью 7 598,1 кв.м. учтены помещения торгового назначения с наименованиями «торговый зал», «торговая лавка», «мини-маркет», «магазин»: 1 этаж (помещения №№1,5,13,56,63) – 562,8 кв.м.; 2 этаж (помещения №№1,2,4,5,7,8,9,13,25,37,39,40,45,46,50,51,52,55) - 886,4 кв.м.; 3 этаж (помещения №№1,2,3,5,6,7,10,12,13,24,25,30,32,37,38,39,41) – 1270,3 кв.м.; 4 этаж (помещения№№ 3,5,17,18,19,26) – 315,4 кв.м. Таким образом, все помещения с торговым назначением составляют 3054,9 кв.м., что судом признается как предназначенные для использования в целях размещения торговых объектов не менее 20 процентов от общей площади нежилого здания.

Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства, суд отмечает, что нежилые здания с кадастровыми номерами и по смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подпадают под понятие «торговый центр», поскольку оба здания согласно материалам технического учета предназначены для использования в целях размещения торговых объектов.

Материалы технического учета на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта являются актуальными. Собственниками помещений какие-либо изменения в сведения технического учета не вносились.

По изложенным мотивам основания для включения в Перечень нежилых зданий с кадастровыми номерами и на основании тех сведений, которые содержатся в технической документации, у Департамента имелись.

Отнесение нежилых зданий с кадастровыми номерами и по вышеуказанным основаниям к торговым центрам является самостоятельным критерием включения их в Перечень, что не требует проведения обследования данных зданий на предмет их фактического использования в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2015 N 948-п.

Таким образом, включение данных нежилых зданий в Перечень не противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций» и постановлению Правительства Ярославской области от 27 августа 2015 года № 948-п.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в издании Документ – Регион в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим пунктов 32 и 43 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 09.11.2017 N 12-н, оставить без удовлетворения.

Опубликовать в издании Документ – Регион сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Нуждин