УИД 76 OS 0000-01-2020-000052-72
Дело № 3а-114\20
Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль 21 мая 2020г.
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре Антоновой Е.С.,
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Первая башенная компания» к Собранию представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
Установил:
Пунктом 3 приложения № 2 к решению Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 30 апреля 2015 года № 171 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брейтовского муниципального района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брейтовского муниципального района, предоставленные в аренду без торгов, в новой редакции» установлена ставка арендной платы 416,75 руб./кв. м в год для земельных участков, предназначенных для проектирования, строительства и эксплуатации мачтовых сооружений связи.
Решение с приложением опубликовано в средстве массовой информации газете «Брейтовские новости» 19 мая 2015 года № 38.
Решением Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 24.12.2015 N 211 внесены изменения в решение Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 30.04.2015 N 171 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брейтовского муниципального района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брейтовского района, предоставленные в аренду без торгов, в новой редакции": установлена ставка арендной платы 443,42 руб./кв. м в год для земельных участков, предназначенных для проектирования, строительства и эксплуатации мачтовых сооружений связи.
Решение с приложением опубликовано в средстве массовой информации газете «Брейтовские новости» 19 января 2016 года № 4.
Решением Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 27.12.2016 N 279 внесены изменения в решение Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 30.04.2015 N 171 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брейтовского муниципального района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брейтовского района, предоставленные в аренду без торгов, в новой редакции": установлена ставка арендной платы 461,16 руб./кв. м в год для земельных участков, предназначенных для проектирования, строительства и эксплуатации мачтовых сооружений связи.
Решение с приложением опубликовано в средстве массовой информации газете «Брейтовские новости» 24 января 2016 года № 6.
Решением Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 20.12.2018 N 23 внесены изменения в решение Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 30.04.2015 N 171 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брейтовского муниципального района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брейтовского района, предоставленные в аренду без торгов, в новой редакции": установлена ставка арендной платы 500,23 руб./кв. м в год для земельных участков, предназначенных для проектирования, строительства и эксплуатации мачтовых сооружений связи.
Решение с приложением опубликовано в средстве массовой информации газете «Брейтовские новости» 22 января 2019 года № 5.
Решением Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 26.12.2019 N 75 "О внесении изменений в решение Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 30.04.2015 N 171" внесены изменения в пункт 3 приложения № 2 к решению Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 30 апреля 2015 года № 171 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брейтовского муниципального района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брейтовского муниципального района, предоставленные в аренду без торгов, в новой редакции»: установлена ставка арендной платы 515,24 руб./кв. м в год для земельных участков, предназначенных для проектирования, строительства и эксплуатации мачтовых сооружений связи.
Решение с приложением опубликовано в средстве массовой информации газете «Брейтовские новости» 17 января 2020 года № 4.
В административном исковом заявлении АО «ПБК» просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 3 Приложения № 2 к решению Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 30.04.2015 N 171 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брейтовского муниципального района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брейтовского района, предоставленные в аренду без торгов, в новой редакции", возложить на Собрание представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административные исковые требования мотивированы тем, что АО «ПБК» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, для размещения и эксплуатации антенно-мачтового сооружения базовой станции сотовой связи. При расчете арендной платы применяется ставка арендной платы, установленная оспариваемым нормативным правовым актом. Указанная в пункте 3 Приложения № 2 к оспариваемому решению ставка арендной платы установлена в нарушение принципа экономической целесообразности, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы за земли находящиеся в собственности Российской Федерации».
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление.
Прокурором Бекеневой Е.В. дано заключение об обоснованности административных исковых требований.
Выслушав заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
На основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, передаточного акта, утвержденного Внеочередным общим собранием акционеров ПАО «Мегафон» ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ПБК» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения и эксплуатации антенно-мачтового сооружения сотовой связи.
В соответствии с пунктом 2.2 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ срок аренды земельного участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 4.1 договора аренды указанного земельного участка арендная плата начисляется согласно расчету арендной платы (приложение № 3), являющемуся неотъемлемой частью договора.
Материалами дела подтверждается, что в отношении административного истца применены положения пункта 2.2 указанного Порядка и пункт 3 приложения к Порядку.
Из расчета размера арендной платы, указанного в приложении № 3 к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что арендная плата начисляется согласно решению Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 26 ноября 2009 года № 94 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, предоставляемых в аренду на территории Брейтовского района».
Решением Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 30 апреля 2015 года № 171 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брейтовского муниципального района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брейтовского муниципального района, предоставленные в аренду без торгов, в новой редакции» решение Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 26 ноября 2009 года № 94 было признано утратившим силу.
Из расчетов арендной платы от 04 февраля 2016 года, от 12 апреля 2017 года, от 30 января 2019 года (л.д. 43-45) следует, что в 2016, 2017 и 2019 годах расчет арендной платы производился, исходя из ставки арендной платы, установленной решением Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 30 апреля 2015 года № 171 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брейтовского муниципального района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брейтовского муниципального района, предоставленные в аренду без торгов, в новой редакции» с учетом вносимых в него изменений.
Таким образом, ООО «ПБК», в отношении которого применены оспариваемые положения указанного нормативного правового акта, имеет право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании данных положений недействующими.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Нормативные правовые акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственной на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, в соответствия со статьей 13 Гражданского кодекса РФ и правилами главы 21 КАС РФ, могут оспариваться в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды.
В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2.2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брейтовского муниципального района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брейтовского муниципального района, предоставленные в аренду (утв. Решением Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 30 апреля 2015г. № 171) размер годовой арендной платы за использование земельных участков с разрешенным использованием, указанным в приложении № 2, рассчитывается по формуле:
Ави = Sx Кд, где
S – площадь земельного участка,
Кд – ставка арендной платы по видам деятельности (приложение № 2).
Из материалов дела следует, что в отношении административного истца применены положения пункта 2.2 указанного Порядка и пункт 3 приложения к Порядку.
В соответствии с Уставом Брейтовского муниципального района Ярославской области, принятым решением Собрания представителей Брейтовского муниципального района от 28.06.2005 N 68, Собрание представителей Брейтовского муниципального района - представительный орган Брейтовского муниципального района.
Собрание представителей Брейтовского муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ярославской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Брейтовского муниципального района.
Решения Собрания представителей Брейтовского муниципального района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Брейтовского муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания представителей Брейтовского муниципального района, если иное не установлено федеральным законом.
Обнародование нормативных правовых актов Собрания представителей Брейтовского муниципального района и администрации Брейтовского муниципального района осуществляется Главой Брейтовского муниципального района путем подписания и направления для официального опубликования указанных актов в газету "Брейтовские новости".
На основании указанных положений Устава Брейтовского муниципального района Ярославской области и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Решение было принято уполномоченным органом местного самоуправления, в пределах предоставленных ему полномочий нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, порядок принятия решения в части наличия кворума для признания его принятым и введения его в действие соблюден.
Однако при принятии оспариваемых положений решения Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 30 апреля 2015 года № 171 представительным органом местного самоуправления был нарушен принцип экономической обоснованности, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Согласно абзацу второму Основных принципов арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. По делу установлено, а также следует из отзыва административного ответчика на административное исковое заявление, что при принятии оспариваемых положений решения Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 30 апреля 2015 года № 171 не имелось экономического обоснования установленной ставки арендной платы для земельных участков для проектирования, строительства и эксплуатации мачтовых сооружений связи в размере 416,75 руб./кв. м в год, 443,42 руб./кв. м в год, 461,16 руб./кв. м в год, 500,23 руб./кв. м в год, 515,24 руб./кв. м в год. Суд учитывает, что, несмотря на отсутствие нормативно установленной методики расчета арендной платы земельных участков, исходя из понятия экономического обоснования арендной платы, заложенного в вышеприведенных Основных принципах определения арендной платы, экономическое обоснование установленной ставки должно иметь место на основании расчета или анализа подлежащих учету факторов с использованием специальных познаний в экономике, социальных науках и оценке. Такого исследования в порядке подготовки к принятию Решения в оспариваемой его части представительным органом местного самоуправления не проводилось. Административным ответчиком не представлено суду доказательств, обосновывающих установление ставки арендной платы в приведенном размере, что указывает на произвольное его установление. По указанным основаниям Решение в оспариваемой части не соответствует абзацу второму Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582. Кроме того, в настоящее время действует иная редакция постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 года N 710-п "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов". На основании пункта 2.1 указанного Порядка за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки принимается кадастровая стоимость соответствующего земельного участка, за исключением случая, установленного пунктом 2.2 данного раздела Порядка. В соответствии с пунктом 2.15 Порядка в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 2.2 - 2.14 данного раздела Порядка, размер годовой арендной платы (А) рассчитывается по формуле:
А = КС x Ст x КИ,
где:
КС - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
Ст - ставка арендной платы за земельный участок, установленная с учетом вида разрешенного использования земельного участка (процентов);
КИ - коэффициент инфляции.
Коэффициент инфляции (КИ) определяется как произведение (П) ежегодных уровней инфляции начиная с года, следующего за годом, в котором начали применяться утвержденные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории, расположенных на территории Ярославской области, и рассчитывается по формуле:
где УИ - уровень инфляции (декабрь к декабрю), ежегодно устанавливаемый в статье 1 федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (процентов).
На основании пункта 2.20 указанного Порядка ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, приведены в приложении к Порядку.
Органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов области при наличии финансово-экономического обоснования по согласованию с департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области для расчета размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, вправе установить по отдельным видам разрешенного использования земельных участков ставку арендной платы за земельный участок в диапазоне от значения ставки арендной платы за земельный участок, установленной для городских округов города Рыбинска и города Ярославля, до значения максимальной ставки арендной платы за земельный участок.
При расчете арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, применяются ставки арендной платы за земельные участки для городских округов города Ярославля, города Рыбинска либо для городского округа города Переславля-Залесского и городских и сельских поселений Ярославской области в зависимости от расположения земельного участка.
Таким образом, в настоящее время оспариваемое положение пункта 3 приложения № 2 к решению Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 30 апреля 2015 года № 171 противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Определяя момент, с которого подлежит признанию недействующим пункт 3 приложения № 2 к решению Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 30 апреля 2015 года № 171, суд принимает во внимание положения статьей 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 38), и полагает, что нормативный акт в оспариваемой его части подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, так как до вынесения настоящего решения этот нормативный акт неоднократно применялся и на основании этого акта были реализованы права как органа местного самоуправления, так и плательщиков арендной платы.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Акционерного общества «Первая башенная компания» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 Приложения 2 к Решению Собрания представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области от 30.04.2015г. № 171 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брейтовского муниципального района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Брейтовского района, предоставленные в аренду без торгов в новой редакции».
Возложить на Собрание представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд.
Судья Ярославского областного суда: В.С. Преснов