Дело № 3а–114/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ставрополь 9 февраля 2018 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С.,
с участием представителей :
административного истца - ФИО1,
административного ответчика – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Комфорт плюс» о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил :
Общество с ограниченной ответственностью «Комфорт плюс» (ООО «Комфорт плюс», Общество) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.1 (в редакции приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 4 июня 2015 года № 120) приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 года № 298-о/д «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае».
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что ООО «Комфорт» является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, выданной Управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору.
6 февраля 2017 года учредителем и единственным участником Общества принято решение о его ликвидации, назначен ликвидатор.
В соответствии с протоколом № 2 от 12 октября 2015 года рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 110915/163130/01 были заключены договоры управления между ООО «Комфорт плюс» и собственниками 10 многоквартирных домов в городе Невинномысске, которые находились в управлении ООО «Комфорт плюс» с 1 ноября 2015 по 1 марта 2017 года.
В силу положений пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, истец несет бремя оплаты «сверхнормативного» расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды как исполнитель коммунальных услуг.
Административным ответчиком 4 июня 2015 года издан приказ № 120 «О внесении изменений в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 года № 298-о/д «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае» (Приказ № 298-о/д).
Внесенными изменениями в состав помещений многоквартирных жилых домов при расчетах за поставленный ресурс по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды не учитываются площади - технических этажей, чердачных и подвальных помещений, что приводит к неправильному определению кВт в месяц за 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества и возлагает на административного истца оплату сверхнормативного расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды как исполнителя коммунальных услуг. В связи с этим Общество, как управляющая организация, вынуждена оплачивать за счет собственных средств электроэнергию, фактически потребленную на общедомовые нужды в местах общего пользования, не учтенных оспариваемым нормативным правовым актом.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, дополнил, что заявленный в иске нормативно правовой акт подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с момента принятия данного акта.
Представители административного ответчика – ФИО2 и ФИО3 возражали в удовлетворении заявленных требований, полагая оспариваемый приказ принятым в пределах компетенции исполнительного органа Ставропольского края и в соответствии с законодательством, имеющим большую юридическую силу, поддержав письменные возражения. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт отменен приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства от 29 мая 2017 года № 160 и не затрагивает прав и законных интересов истца.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Беланова В.В., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «Комфорт плюс» осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и в силу положений пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, несет бремя оплаты «сверхнормативного» расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды как исполнитель коммунальных услуг.
Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 года № 298-о/д «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае» (Приказ № 298-о/д), вступившим в силу с 1 сентября 2012 года, установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек, определенные с применением расчетного метода согласно приложениям, соответственно, № 1, № 2 и № 3.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды определены в приложении № 2 к приказу, с применением дифференциации в зависимости от этажности здания и включали в себя : нормативы расхода электрической энергии на работу лифтов, насосов и аппаратуры управления насосами подачи холодной воды, насосов системы горячего водоснабжения, на работу запирающих устройств и усилителей телеантенн.
Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 14 декабря 2012 года № 439-о/д, вступившим в силу с 1 сентября 2012 года, в Приказ № 298-о/д введен пункт 1.1, согласно которому при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды необходимо использовать площадь общего имущества в многоквартирном доме в составе лестничных клеток и коридоров.
Обжалуемым приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства от 4 июня 2015 года № 120 в пункте 1.1 слова «площадь общего имущества в многоквартирном доме в составе лестничных клеток и коридоров» заменены словами - «суммарную площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома) : площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам».
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Применительно к требованиям частей 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе соблюдению требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Оспариваемый нормативный правовой акт – приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 4 июня 2015 года № 120 «О несении изменений в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 года № 298-о/д «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края - www.pravo.stavregion.ru, номер опубликования 1270, дата опубликования – 11 июня 2015 года.
Согласно данному приказу пункт 1.1 изложен в следующей редакции – «при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды использовать суммарную площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома) : площади многоквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным сособственникам. Названный приказ вступил в силу с 23 июля 2014 года.
Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 мая 2017 года № 160 «О внесении изменений в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 года № 298-о/д «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае» оспариваемый Приказ № 120 от 4 июня 2015 года признан утратившим силу с 1 июня 2017 года. Данный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, номер опубликования 4702, дата опубликования – 30 мая 2017 года.
В соответствии со статьей 13 постановления Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 года № 545-п «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края» оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды, а исполнительным органом государственной власти Ставропольского края – министерством жилищно-коммунального хозяйства осуществляются функции по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг в крае, входящие в его компетенцию, которые принимаются в форме приказов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика, являющегося уполномоченным органом в сфере регулирования нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, соответствует форме и виду его принятия.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимаем во внимание следующее.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул, согласно приложения к данным правилам.
Между тем норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) на момент утверждения оспариваемого приказа определялся по формуле 10, которая содержалась в приложении № 1 к Правилам № 306 (пункт 9 приложения 1).
Составляющая данной формулы Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м) - в формуле 10 не была раскрыта.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 44 Правил № 354, в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель коммунальных услуг, оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, не включение регулирующим органов в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площадей технических этажей, чердаков, подвалов, приводит к неправильному определению кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества.
Таким образом, оплата «сверхнормативного» расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды возлагается на управляющую организацию как исполнителя коммунальных услуг, что приведет к негативным экономическим последствиям административного истца и свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца.
В связи с изложенным, суд не может согласиться с доводами административного ответчика о необходимости отказа в удовлетворении заявленного требования по тому основанию, что оспариваемый приказ по состоянию на 1 января 2017 года утратил силу в связи с изданием органом регулирования приказа от 29 мая 2017 года № 160 и, соответственно, перестал затрагивать права и законные интересы ООО «Комфорт плюс», поскольку такая позиция основана на ошибочном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10 октября 2017 года удовлетворены исковые требования АО «Горэлектросеть» города Невинномысска. С ООО «Комфорт плюс» в пользу истца взыскана задолженность за использованную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме электрическую энергию в размере 593125,74 рублей. В мотивировочной части решения суд установил, что расчет указанной задолженности сверхнормативного ОДН за электрическую энергию за период июль - декабрь 2016 года произведен из площади мест общего пользования умноженной на норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, определенный с применением расчетного метода. Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае утверждены приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 года № 298-о/д.
То обстоятельство, что приказом органа регулирования – министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 мая 2017 года № 160 ранее допущенные нарушения закона при установлении нормативов потребления устранены, а оспариваемый приказ № 120 утратил силу, не свидетельствует о восстановлении нарушенных прав административного истца.
В связи с изложенным доводы административного иска о признании недействующим в части оспариваемого нормативного правового акта подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел по оспариванию нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, следовательно, приказ № 120 подлежит признанию недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Комфорт плюс» - удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 (в редакции приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 4 июня 2015 года № 120) приказа министерства жилищно - коммунального хозяйства от 29 августа 2012 года № 298-о/д «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению».
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Комфорт плюс» о признании недействующим пункта 1.1 (в редакции приказа министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 4 июня 2015 года № 120) приказа министерства жилищно - коммунального хозяйства от 29 августа 2012 года № 298-о/д «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» со дня принятия данного нормативного правового акта – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья краевого суда Задорнева Н.П.