ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-114/2018 от 26.04.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-114/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2018 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.

при секретаре Силенок О.В.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.,

административного истца Хамматовой Е.А., председателя Земского собрания Еловского муниципального района Попова Н.А., представителя административного ответчика Устинова А.Г., действующего на основании доверенности от 16.04.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Хамматовой Елены Андреевны о признании недействующим в части нормативного правового акта Земского собрания Еловского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

22.06.2012 Земским собранием Еловского муниципального района принято решение № 250, которым утверждено Положение о контрольно-ревизионной комиссии Еловского муниципального района. Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Искра Прикамья» от 31.08.2012 за № 69, действует в редакции решения Земского собрания Еловского муниципального района от 19.04.2013 № 319.

Часть 3.1 статьи 4 указанного выше Положения, введенная решением Земского собрания Еловского муниципального района от 19.04.2013 № 319, устанавливает, что в состав аппарата Контрольно-ревизионной комиссии входит главный специалист. На него возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции Контрольно-ревизионной комиссии.

Хамматова Е.А. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующей со дня вступления в законную силу решения суда часть 3.1 статьи 4 Положения о Контрольно-ревизионной комиссии Еловского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Еловского муниципального района от 22.06.2012 № 250 в части слов «на главного специалиста Контрольно-ревизионной комиссии возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции Контрольно-ревизионной комиссии», как не соответствующей части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Возложив на Земское собрание Еловского муниципального района обязанность, привести часть 3.1 статьи 4 Положения в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представители административного ответчика против заявленных требований не возражали, свою позицию изложили в письменном отзыве.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Глава Еловского муниципального района Пермского края просил о рассмотрении дела без его участия, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 153 предусматривает, что законодательные (представительные) органы формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования в силу части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципального образования установлены Федеральным законом от 07.02.2011№ 6-ФЗ (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ).

В соответствии с частями 2, 4, 6 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования; обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно; наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 9 части 2 статьи 23 Устава муниципального образования «Еловский муниципальный район» к компетенции Земского собрания Еловского муниципального района относятся формирование контрольно-ревизионной комиссии и утверждение Положения об организации ее деятельности.

Решением Земского собрания Еловского муниципального района от 22.06.2012 № 250 утверждено Положение о Контрольно-ревизионной комиссии Еловского муниципального района (далее – Положение). Настоящее Положение действует в редакции решения Земского собрания Еловского муниципального района от 19.04.2013 № 319.

Судом установлено, что оспариваемое Положение принято представительным органом муниципального образования в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 153 БК РФ, статьями 35, 38, 43 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 9 части 2 статьи 23, 24 Устава, с соблюдением процедуры, порядка и формы принятия правового акта. В подтверждение соблюдения процедуры принятия и опубликования (обнародования) нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления представлены Положение о порядке подготовки, рассмотрения, принятия, подписания и опубликования правовых актов Земского Собрания, утвержденное решением Земского собрания от 27.04.2006 № 255, протоколы заседания Земского собрания от 22.06.2012 № 28 и от 19.04.2013, проект решения о внесении изменений в Положение от 22.06.2012 № 250, пояснительная записка и финансовое обоснование, лист согласования, копия газеты, в которой было опубликовано решение от 22.06.2012 № 250 и справка об обнародовании решения от 19.04.2013.

Рассматривая доводы административного истца о несоответствии части 3.1 статьи 4 Положения федеральному законодательству, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Хамматова Е.А. назначена 04.07.2017 на должность главного специалиста Контрольно-ревизионной комиссии Еловского муниципального района, с ней заключен трудовой договор.

Часть 3.1 статьи 4 Положения устанавливает, что на главного специалиста, входящего в состав аппарата Контрольно-ревизионной комиссии, возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции Контрольно-ревизионной комиссии.

В подтверждение осуществления Хамматовой Е.А. организации и проведения внешнего муниципального финансового контроля в материалы дела представлены также приказы Контрольно-ревизионной комиссии о проведении контрольных мероприятий: от 29.01.2018 № 3, от 27.02.2018 № 5, от 23.04.2018 № 7.

Вместе с тем, положения части 6 статьи 5 Федерального закона № 6-ФЗ определяя состав и структуру контрольно-счетного органа, устанавливают, что обязанность по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа возлагается на инспекторов контрольно-счетных органов.

Данное обстоятельство не оспаривается административным ответчиком в ходе рассмотрения дела, указавшего, что в ходе проведения согласительных процедур при обсуждении проекта внесения изменений в Положение от 22.06.2012 № 250 вводимая в состав аппарата Контрольно-ревизионной комиссии должность «инспектор» была заменена на «главный специалист», без изменения возложенных должностных обязанностей на вводимую штатную единицу аппарата Контрольно-ревизионной комиссии.

Принимая во внимание, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону № 6-ФЗ (часть 3 статьи 2 Федерального закона № 6-ФЗ), суд приходит к выводу, что административный иск Хамматовой Е.А. подлежит удовлетворению.

Предложение административного истца о возложении на Земское собрание обязанности привести нормативный правовой акт в оспариваемой части в соответствие с требованиями федерального законодательства не подлежит самостоятельному рассмотрению, в связи с тем, что разрешение данного вопроса не отнесено к полномочиям Пермского краевого суда. В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в компетенцию законотворческих органов Российской Федерации и предписывать им вносить дополнения в той или иной редакции в издаваемые ими правовые акты.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого Положение в оспариваемой части должно быть признано недействующим, суд учитывает то обстоятельство, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, и в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 он подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Хамматовой Елены Андреевны удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу часть 3.1 статьи 4 Положения о Контрольно-ревизионной комиссии Еловского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Еловского муниципального района от 22 июня 2012 года № 250 (в ред. решения от 19 апреля 2013 года № 319) в части слов «на главного специалиста Контрольно-ревизионной комиссии возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции Контрольно-ревизионной комиссии».

Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный муниципальный правовой акт, в газете «Искра Прикамья».

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2018 года.

Судья (подпись)