ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-114/201925О0000-01-2019-000092-47 от 13.06.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-114/2019 25OS0000-01-2019-000092-47Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

город Владивосток 13 июня 2019 года

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Сылко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Приморскуголь» к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованное лицо администрация Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 25 января 2019 года № 2/16,

установил:

постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 ноября 2015 года. Данное постановление опубликовано в издании «Приморская газета» 26 октября 2016 года, спецвыпуск № 135 (1306).

Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения определена в разрезе 6 групп видов разрешенного использования, в частности, к группе 4 отнесены «Земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель»; к группе 2 отнесены «Земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности».

Земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для производства горных работ и промплощадки,площадь ... кв.м, адрес (местоположение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание АБК. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 7 июля 2008 года. Его кадастровая стоимость, установленная названным актом исходя из 2 группы видов разрешенного использования, составила ... рублей.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 7 июля 2017 года № 13/20, на основании заявления АО «Приморскуголь», пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, исходя из 4 группы видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель». Кадастровая стоимость составила ... рублей.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 25 января 2019 года № 2/16, на основании заявления администрации Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края, пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, исходя из 2 группы видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организации и (или) эксплуатации объектов промышленности». Кадастровая стоимость составила ... рублей.

ООО «Приморскуголь» обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе слушания дела, о признании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 25 января 2019 года № 2/16 не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы Общества с момента его вынесения; изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , установив ее в размере ... рублей; возложении на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обязанности внести в ЕГРН кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере ... рублей. В обоснование своих требований указало, что Общество на основании договора аренды от 11 сентября 2013 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадь ... кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание АБК. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, и использует его в соответствии с лицензией (ранее ) для добычи угля Павловского буроугольного месторождения. Решением Комиссии от 7 июля 2017 года №13/20 было удовлетворено заявление ООО «Приморскуголь» и земельный участок с кадастровым номером был отнесен к 4 группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель». Решением Комиссии от 25 января 2019 года № 2/16 были пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , и земельный участок был вновь отнесен ко 2 группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организации и (или) эксплуатации объектов промышленности». Считают, что Комиссией при вынесении оспариваемого решения от 25 января 2019 года № 2/16 превышены установленные статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» полномочия, поскольку фактически осуществлен пересмотр ранее вынесенного Комиссией решения от 7 июля 2017 года № 13/20 в отношении того же земельного участка и по тем же основаниям в интересах заинтересованного лица. Кроме этого, из содержания решения от 25 января 2019 года № 2/16 следует, что Комиссией не было учтено целевое назначение земельного участка, не были исследованы и учтены имеющиеся у нее в распоряжении документы: лицензия на использование недрами , акт удостоверяющий горный отвод от 20 августа 2009 года № 252, ситуационный план и фотографии земельного участка. В связи с принятием оспариваемого решения Комиссии кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка увеличилась с ... рублей до ... рублей (или в 51,6 раз), что предполагает необоснованное увеличение размера его арендной платы.

До рассмотрения дела по существу, суд привлек к участию в деле в качестве административного соответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю.

В судебном заседании представители ООО «Приморскуголь» ФИО10 и ФИО11 поддержали уточненные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, дополнении к административному иску. По существу пояснили, что Общество осуществляет деятельность по добыче угля Павловского буроугольного месторождения на земельном участке с кадастровым номером на основании договора аренды земельного участка от 11 сентября 2013 года, на период действия лицензии на право добычи недр сроком до 1 января 2034 года. Отнесение указанного земельного участка ко 2 группе видов разрешенного использования было совершено без учета его целевого и фактического использования. На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости (промплощадка), которые, как и земельный участок, используются для производства горных работ, либо обеспечивают это производство.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – Управление Росреестра по Приморскому краю) ФИО14., представляющая также интересы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю (далее – Комиссия) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ранее представила письменные возражения на административный иск. По существу указала, что на основании заявления АО «Приморскуголь» и представленных документов, 7 июля 2017 года Комиссия приняла решение № 13/20 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка , которая была определена в соответствии с 4 группой разрешенного использования земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Информация о наличии на указанном земельном участке объектов капитального строительства административно-бытового или производственного назначения в представленных документах отсутствовала. 14 января 2019 года администрацией Новошахтинского городского поселения в Комиссию подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, и приложены карты (планы) территории с указанием границы частей земельного участка, на которых ведутся горнодобывающие работы, границы горных отводов, а также указаны объекты капитального строительства, используемые для обеспечения добычи и доставки угля. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, с учетом подтверждения наличия на земельном участке объектов капитального строительства, руководствуясь пунктом 2.1.16 приказа Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года №222, 25 января 2019 года Комиссией принято решение № 2/16 о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со 2 группой видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организации и (или) эксплуатации объектов промышленности. Оснований для отказа в принятии и рассмотрении повторных заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости нормами действующего законодательства не предусмотрено.

Представители администрация Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края ФИО12 и ФИО13 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ранее представили письменный отзыв на административный иск. По существу показали, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», решение Комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Право на обращение в суд с административным иском по настоящему предмету спора у административного истца отсутствует. Указанная административным истцом норма закона (статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) не содержит запрета на повторную подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости и принятия по нему решения. Полномочия Комиссии в этой части законом не определены и, следовательно, не могут быть превышены, как утверждает Общество.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил, ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрении дела в его отсутствие не заявил.

Выслушав объяснения представителей ООО Приморскуголь» ФИО10 и ФИО11, возражения представителя Управления Росреестра по Приморскому краю и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю ФИО14, представителей администрации Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края ФИО12 и ФИО13., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности, посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой (с 1 января 2017 года - реестровой) ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу абзаца 36 статьи 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.

Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ (часть 5 статьи 245 КАС РФ).

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 года № 263 (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии от 26 октября 2012 года № П/486 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю.

В соответствии с пунктами 13, 19 Порядка, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости, на основании поступившего в комиссию заявления с приложением, в том числе, документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений.

При рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений. В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости. В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно разъяснений, данных в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. В том числе к такому искажению данных может относиться неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в частности целевое назначение объекта оценки и разрешенное использование земельного участка.

Если иск о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка заявлен в связи с недостоверностью сведений об участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости необходимо приложить документы и другие данные, подтверждающие недостоверность таких сведений. В том числе – подтверждающие наличие кадастровой и (или) техническом ошибки (до 1 января 2017 года), реестровой и (или) технической ошибки с 1 января 2017 года) (пункт 3 части 2 статьи 246 КАС РФ, пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28).

Исходя из содержания статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ранее статья 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего до 1 января 2017 года), реестровые (ранее кадастровые) ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Из системного толкования приведенных выше норм следует, что техническая ошибка - это описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости; кадастровая (с 1 января 2017 года – реестровая) ошибка – это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно материалам дела, 13 июня 2017 года АО «Приморскуголь» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения в ходе массовой государственной оценки кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , ввиду недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а именно установления 2 группы видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности», приложив договор аренды земельного участка , ситуационный план М 1:25000, изменения к лицензии на использование недрами , фотографии земельного участка, акт, удостоверяющий горный отвод от 20 мая 2009 года № 292, и другие документы.

По результатам рассмотрения заявления АО «Приморскуголь» 7 июля 2017 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю принято Решение № 13/20 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером с использованием 4 группы видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель».

Администрация Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края, извещенная надлежащим образом о дате заседания Комиссии, в ее работе участия не принимала, решение Комиссии от 7 июля 2017 года № 13/20 не оспаривала.

Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края 10 августа 2017 года № 8-п, учитывая решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю, в постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края» внесены изменения в результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в отношении которого установлена 4 группа видов разрешенного использования, удельный показатель кадастровой стоимости – 1,52 руб./кв.м, и его кадастровая стоимость в размере ... рублей. Новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером были внесены в государственный кадастр недвижимости 16 октября 2017 года.

14 января 2019 года администрация Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , ввиду недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, а именно установления 4 группы видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель», приложив выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 11 января 2019 года , договор аренды земельного участка , схему расположения земельного участка на материалах дистанционного зондирования земли, ситуационный план расположения земельного участка в границах горного отвода «Павловский-2».

По результатам рассмотрения заявления администрации Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края 25 января 2019 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю принято Решение № 2/16 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером с использованием 2 группы видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности».

Таким образом, в нарушение действующего законодательства, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю своим решением от 25 января 2019 года № 2/16 исправила не реестровую (кадастровую) ошибку, а изменила кадастровую стоимость земельного участка, установленную своим ранее принятым решением от 7 июля 2017 года № 13/20, повторно рассмотрела вопрос о кадастровой стоимости одного и того земельного участка, по тем же основаниям.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 25 января 2019 года № 2/16 является незаконным.

Кроме этого, статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Пунктом 14 части 2 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.

Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать цели предоставления земельного участка.

В пункте 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ изложен один из основополагающих принципов земельного законодательства, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Вид разрешенного использования конкретных земельных участков устанавливается документами кадастрового учета и может быть изменен только в порядке, установленном земельным законодательством.

Использование земельных участков, предоставленных для добычи полезных ископаемых, может осуществляться только в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1).

Согласно части 1 статьи 7 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование (пункт 3 части 1 статьи 12).

Следовательно, лицензия является документом, закрепляющим фундаментальное право недропользователя по ведению добычи и проведению геологических работ на участке недр и определяющим территорию, на которой предоставляемые права осуществляются.

Из материалов дела следует, что 11 сентября 2013 года между Михайловским муниципальным районом Приморского края в лице и.о. главы администрации Михайловского муниципального района ФИО19 («Арендодатель») и ОАО «Приморскуголь» («Арендатор») заключен договор аренды земельного участка , согласно которого Арендодатель в соответствии с постановлением от 4 сентября 2013 года №1215-па «О предоставлении права аренды на новый срок ОАО «Приморскуголь» предоставляет земельный участок из земель промышленности, с кадастровым номером: , расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание АБК. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, общей площадью ... кв.м (далее «Участок») с разрешенным использованием: для производства горных работ и промплощадки, срок аренды Участка устанавливается на период действия лицензии до 1 января 2034 года. Срок аренды участка устанавливается с 31 августа 2013 года на период действия лицензии до 1 января 2034 года (пункт 2.1.).

Согласно пункту 3.2. данного договора аренды, общая сумма ежегодной платы за арендованный земельный участок составляет ... рублей в год.

Из расчета арендной платы земельного участка, указанного в Приложении № 1 к договору аренды, следует, что сумма арендной платы рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

22 сентября 2014 года между администрацией Михайловского муниципального района Приморского края («Сторона 1») и ОАО «Приморскуголь» («Сторона 2») заключено соглашение к договору аренды на земельный участок от 11 сентября 2013 года, в котором уточнена площадь земельного участка.

Из представленного акта удостоверяющего горный отвод № 292 к лицензии на пользование недрами от 15 апреля 2009 года, следует, что данный акт выдан Управлением по технологическому и экологическому надзору по Приморскому краю 20 мая 2009 года для разработки участка Павловского месторождения.

Приказом Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу № 125 от 6 марта 2018 года переоформлена принадлежащая АО «Приморскуголь» лицензия на пользование недрами с целью разведки и добычи бурого угля, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств на поле разреза Павловский-2 Павловского буроугольного месторождения, на ООО «Приморскуголь».

12 марта 2018 года Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу ООО «Приморскуголь» выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств на участке недр, расположенного на поле разреза Павловский-2 Павловского буроугольного месторождения в Михайловском муниципальном районе Приморского края, имеющему статус горного отвода. Указана дата окончания действия лицензии – 1 января 2034 года.

Как следует из кадастровой выписки о земельном участке, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю 25 июля 2014 года, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю 27 марта 2019 года, земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения», установлено разрешенное использование «для производства горных работ и промплощадки».

Кроме этого, основным видом деятельности ООО «Приморскуголь» является добыча бурого угля (лигнита) открытым способом (ОКВЭД 05.20.11), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 1 августа 2017 года.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи недр; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча недр происходит на межселенной территории отнесены к одному виду разрешенного использования земельного участка – «недропользование».

Таким образом, материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок предоставлялся административному истцу «для производства горных работ и промплощадки», а при последующем изменении группы видов разрешенного использования со 2 на 4 (2017 год), с 4 на 2 (2019 год), условно разрешенный вид использования «для производства горных работ и промплощадки» не изменялся.

При таких обстоятельствах, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером являлся достаточно определенным, не допускал различного толкования, с учетом фактического использования такого земельного участка, при вынесении решения 7 июля 2017 года № 13/20 Комиссия изначально пришла к правильному и обоснованному выводу об отнесении его к 4 группе видов разрешенного использования.

Согласно сведений, полученных из публичной кадастровой карты, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, расположены следующие объекты капитального строительства: нежилые здания, в частности контора, административно-бытовой корпус, здание – экипировочное депо, здание – пункт взвешивания и опробования угля, гаражи, автотранспортный цех, здание – экипировочное устройство № 2, здание – звеносборочная база, здание – бокс по ремонту бульдозеров; сооружение – выездная траншея протяженностью 2400 м; сооружение ст.Разрез 2, постоянные пути угольного парка протяженностью 6432 пог.м, учетный участок № II; сооружение – дробильно-погрузочный пункт.

Из объяснений представителя административного истца, данных в судебном заседании, следует, что Общество осуществляет деятельность по добыче угля Павловского буроугольного месторождения на земельном участке с кадастровым номером на основании договора аренды земельного участка от 11 сентября 2013 года, на период действия лицензии на право добычи недр сроком до 1 января 2034 года. На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости (промплощадка), которые, как и земельный участок используются для организации и производства горных работ.

При изучении схемы земельного участка с кадастровым номером , выполненной главным маркшейдером ООО «Приморскуголь», усматривается, что на указанном участке также расположены объекты недвижимости, в частности, объекты капитального строительства, пункты погрузки и хранения угля, транспортные коммуникации, путепровод, парковка, электрические подстанции, звеносборка, полигон отходов, и другие объекты, непосредственно связанные с технологически процессом по добыче и транспортировке угля.

Обращаясь с заявлением, администрация Новошахтинского городского поселения в качестве документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, представила схему и ситуационный план расположения земельного участка с кадастровым номером , высказав субъективную позицию в отношении характеристик и назначений находящихся на земельном участке объектов недвижимости. При этом, из представленных на рассмотрение Комиссии документов не следует, что на указанном земельном участке располагаются производственные и административные здания, строения, сооружения, не относящиеся по своему фактическому использованию для обеспечения деятельности по производству горных работ, а из оспариваемого решения Комиссии с достоверностью не усматривается, по каким основаниям Комиссия пришла к выводу о необходимости пересмотра кадастровой стоимости спорного земельного участка. При присвоении спорному земельному участку 2 группы видов разрешенного использования Комиссии следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка с теми видами, которые допускаются для земель данной категории законом, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.

При указанных обстоятельствах, довод представителя Управления Росреестра по Приморскому краю и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю о том, что в данном случае следует руководствоваться пунктом 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года № 222, которым предусмотрено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка, суд признает несостоятельным.

С учетом представленных доказательств, установленного вида разрешенного использования земельного участка «для производства горных работ и промплощадки», условий договора аренды от 11 сентября 2013 года, предусматривающих предоставление земельного участка для производства горных работ и промплощадки, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок имеет один вид разрешенного использования.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства использования спорного земельного участка с целью преимущественного размещения на нем производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, что позволило бы отнести его ко 2 группе видов разрешенного использования, в связи с чем, Комиссией земельный участок ошибочно отнесен ко 2 группе видов разрешенного использования вместо 4 группы видов разрешенного использования, предназначенных для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода.

Принимая во внимание, что административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих изложенных в представленных административным истцом документах выводы о фактическом использовании спорного земельного участка, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность оспариваемого решения, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Комиссии о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости нарушает права Общества, в связи с чем, имеются основания для признания незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 25 января 2019 года № 2/16 о пересмотре результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

В силу требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ и положений абзаца 3 пункта 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости либо об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости.

При указанных обстоятельствах, требования Общества об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером подлежат удовлетворению в части установления его кадастровой стоимости, исчисленной исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 4 группы видов разрешенного использования по состоянию на 1 ноября 2015 года равного 1,52 рубль, на период с 16 октября 2017 года (дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка по результатам принятого Комиссией решения от 7 июля 2017 года № 13/20).

Одновременно, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю, Управление Росреестра по Приморскому краю обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, поскольку согласно положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности соответствующая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения указанного требования отсутствуют.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 (ред. от 23 июня 2015 года) «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.

Таким образом, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении, суд полагает необходимым удовлетворенные требования ООО «Приморскуголь» изложить в соответствии с требованиями пунктов 25, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Приморскуголь» к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованное лицо администрация Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 25 января 2019 года № 2/16 – удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 25 января 2019 года № 2/16.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для производства горных работ и промплощадки,площадь ... кв.м, адрес (местоположение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание АБК. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, исчисленной исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 4 группы видов разрешенного использования по состоянию на 1 ноября 2015 года равного 1,52 рубль, на период с 16 октября 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В удовлетворении остальной части требований ООО «Приморскуголь» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда О.А. Зайцева