ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-114/2021 от 04.03.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

44OS0000-01-2021-000020-14

дело № 3а-114/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2021 г. г. Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Ивковой А.В.,

при секретаре Потаповой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества Энергосберегающая компания «СБЕРКОМЭНЕРГО» к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество Энергосберегающая компания «СБЕРКОМЭНЕРГО» обратилось в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником следующих объектов недвижимости:

- нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 43,5 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью, утвержденной по состоянию на 28 января 2019 года в размере 1 142 654, 96 руб.;

- нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 44,9 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью, утвержденной по состоянию на 28 января 2019 года в размере 1 179 430, 06 руб.;

- нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 64,7 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью, утвержденной по состоянию на 28 января 2019 года в размере 1 699 535, 07 руб.;

- нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 10 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью, утвержденной по состоянию на 28 января 2019 года в размере 262 679, 30 руб.;

- нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 133,1 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью, утвержденной по состоянию на 29 января 2019 года в размере 3 496 261, 48 руб.;

- нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 67,7 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью, утвержденной по состоянию на 07 февраля 2019 года в размере 1 778 338, 86 руб.

Между тем, согласно отчету , составленному <данные изъяты>, рыночная стоимость объектов недвижимости составляет 769 000 руб., 793 000 руб., 1 143 000 руб., 177 000 руб., 2 352 000 руб., 1 196 000 руб. соответственно.

Налог на имущество организаций в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (статья 375) и согласно Закону Костромской области №153-ЗКО от 24.11.2003 г. «О налоге на имущество организаций на территории Костромской области» определяется от кадастровой стоимости имущества. При пересмотре кадастровой стоимости общество имеет право на подачу уточненной декларации и пересчет налогов в пределах общего срока исковой давности

Общество обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. Однако решением комиссии от 11 ноября 2020 года заявление отклонено.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере его рыночной стоимости.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация городского округа г. Кострома.

В судебном заседании представитель административного истца АО Энергосберегающая компания «СБЕРКОМЭНЕРГО» не присутствует, представлены уточненные исковые требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью, установленной в дополнении к отчету об оценке рыночной стоимости, согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером составила 839 000 руб., с кадастровым номером – 866 000 руб., с кадастровым номером – 1 249 000 руб., с кадастровым номером – 193 000 руб., с кадастровым номером – 2 568 000 руб., с кадастровым номером – 1 306 000 руб.

Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не представили возражений по требованию о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Представитель заинтересованного лица администрации городского округа г. Кострома в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, руководствуясь положениями статьи HYPERLINKconsultantplus://offline/ref=F728101C9579782ECD1EF064DA5AEE91BDD41612E23DBC44FD2AFC5B70D84ACD1D2DB265439ADB2CA42A17F5CFDC3882F8DEFECFAB951450PAa7I 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 КАС РФ. Так, частью 1 статьи 245 КАС РФ определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. К числу оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статья 248 КАС РФ относит недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.

Как видно из материалов дела, АО Энергосберегающая компания «Сберкомэнерго» с ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого здания (здания вспомогательного назначения), площадью 10 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> /л.д.19/; с ДД.ММ.ГГГГ - нежилого здания (здания вспомогательного назначения), площадью 43,5 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> /л.д.20/; с ДД.ММ.ГГГГ - нежилого здания (здания вспомогательного назначения), площадью 44,9 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> /л.д.21/; с ДД.ММ.ГГГГ - нежилого здания (здания вспомогательного назначения), площадью 64,7 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> /л.д.22/; с ДД.ММ.ГГГГ - нежилого здания (здания вспомогательного назначения), площадью 133,1 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> /л.д.24/; с ДД.ММ.ГГГГ - нежилого здания (здания вспомогательного назначения), площадью 67,7 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> /л.д.26/.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 28 января 2019 года утверждена в размере 1 142 654, 96 руб. /л.д. 28/; нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 28 января 2019 года утверждена в размере 1 179 430, 06 руб. /л.д.29/; нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 28 января 2019 года утверждена в размере 1 699 535, 07 руб. /л.д. 30/; нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 28 января 2019 года утверждена в размере 262 679, 30 руб. /л.д. 31/; нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 29 января 2019 года утверждена в размере 3 496 261, 48 руб. /л.д. 32/; нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 07 февраля 2019 года утверждена в размере 1 778 338, 86 руб. /л.д.33/

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

В силу ст. 3 указанного закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

В соответствии с п. 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 298 результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Таким образом, поскольку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, перечисленных в федеральном стандарте, АО Энергосберегающая компания «СБЕРКОМЭНЕРГО», являясь собственником нежилых зданий, имеет право оспорить их кадастровую стоимость.

В соответствии с абзацем 4 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (абзац 37).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (абзац 38).

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).

АО Энергосберегающая компания «СБЕРКОМЭНЕРГО» 02 ноября 2020 года обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания. Решением комиссии от 11 ноября 2020 года отказано в пересмотре кадастровой стоимости и определении её в размере рыночной стоимости / л.д. 151-156/.

В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства, составленный <данные изъяты> и дополнения к нему.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства (с учетом дополнений к отчету) рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 28 января 2019 года составила 839 000 руб., с кадастровым номером по состоянию на 28 января 2019 года составила 866 000 руб., с кадастровым номером по состоянию на 28 января 2019 года составила 1 249 000 руб., с кадастровым номером по состоянию на 28 января 2019 года составила 193 000 руб., с кадастровым номером по состоянию на 29 января 2019 года составила 2 568 000 руб., с кадастровым номером по состоянию на 07 февраля 2019 года составила 1 306 000 руб.

Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков. Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.

Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость и свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объекта недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

Согласно абзацу 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (абзац 4 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Поскольку АО Энергосберегающая компания «СБЕРКОМЭНЕРГО» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области, датой подачи заявления следует считать дату обращения с заявлением в комиссию – 02 ноября 2020 года.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственной реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 43,5 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 января 2019 года в размере 839 000 руб. (восемьсот тридцать девять тысяч).

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 44,9 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 января 2019 года в размере 866 000 руб. (восемьсот шестьдесят шесть тысяч).

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 64,7 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 января 2019 года в размере 1 249 000 руб. (один миллион двести сорок девять тысяч).

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 10 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 января 2019 года в размере 193 000 руб. (сто девяносто три тысячи).

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 133,1 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 января 2019 года в размере 2 568 000 руб. (два миллиона пятьсот шестьдесят восемь тысяч).

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (здание вспомогательного назначения), площадью 67,7 кв. м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости на 07 февраля 2019 года в размере 1 306 000 руб. (один миллион триста шесть тысяч).

Датой подачи заявления считать 02 ноября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Ивкова

Мотивированное решение суда составлено 04 марта 2021 года.