ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1152/18 от 19.09.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-1152/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«19» сентября 2018 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи: Бендюк А.К.

при секретаре судебного заседания: Покусаевой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю о ликвидации юридического лица – Межрегиональной общественной организации «Комитет по защите прав человека «Честь»,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в суд с административным иском к Межрегиональной общественной организации «Комитет по защите прав человека «Честь» о ликвидации юридического лица.

В обоснование административных исковых требований указано, что в результате проведенной административным истцом проверки выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства, а именно:

В нарушение требований абз. 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», не соблюдены уставные нормы:

- в нарушение пп. в и д п. 5.3. устава общественной организации, Президиумом рассматривались вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Конференции;

- в нарушение п. 9.3. устава общественной организации не соблюдена периодичность проведения ревизии;

- в нарушение п. 8.3. устава общественной организации не уплачивались членские взносы.

В нарушение ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединениях», на территории деятельности организации не созданы структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Организацией нарушен п. 1 ч. 1 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при наличии менее ста членов организации высшим руководящим органом общественной организации является Общее собрание, тогда как заседания высшего руководящего органа общественной организации проводились в форме Конференции.

В нарушение п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации протокол заседания Конференции общественной организации от 14.10.2015 не содержит сведений о времени проведения заседания, сведений о лице, проводившем подсчет голосов.

В нарушение п. 3 и п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации протоколы заседания Президиума не содержат сведений о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, о времени проведения заседания и сведений о лице, проводившем подсчет голосов.

В нарушение требований пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете», общественной организацией не сформирована учетная политика и не утверждена приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и составление бухгалтерского учета.

Действующий устав не соответствует требованиям законодательства, а именно:

- в нарушение ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» в положениях устава общественной организации не содержится указание на организационно-правовую форму организации;

- пп. е и ж п. 2 устава общественной организации, содержащие сведения о деятельности организации на территории СНГ, дальнего и ближнего зарубежья, противоречат статье 14 Федерального закона «Об общественных объединениях», определяющей, что под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

- в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», исключительная компетенция высшего руководящего органа общественной организации - Конференция, не включает в себя весь перечень вопросов, предусмотренных указанной нормой закона;

- пп. И п. 5.3. устава общественной организации необходимо привести в соответствие со ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», в части указания верного статуса постоянно действующего руководящего органа общественной организации;

- в нарушение статьи 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях» филиалы Организации наделены правом оперативного управления имуществом;

- п. 7 устава общественной организации, отражающий обязанности некоммерческой организации в части предоставления отчетности, противоречит ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Кроме того положения устава общественной организации содержат ссылки на утратившие законную силу законодательные акты.

Данное письменное предупреждение юридическим лицом в вышеуказанный срок не исполнено, в установленном законом порядке не обжаловано.

Согласно постановления и.о. мирового судьи судебного участка № <...> от <...> общественная организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей (штраф оплачен < Ф.И.О. >3<...>).

Административным истцом <...> вынесено повторное предупреждение об устранении нарушений в срок до 02.07.2018г.

Нарушения, указанные в повторном предупреждении, общественной организацией устранены не были, в установленном законом порядке не обжалованы.

Административный истец просит суд ликвидировать Межрегиональную общественную организацию «Комитет по защите прав человека «Честь» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца и представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, хотя были уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Изучив доводы административного иска, исследовав доказательства и материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от <...>г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N82-ФЗ).

Основания ликвидации общественного объединения по решению суда закреплены в части первой статьи44 названного закона, согласно которой общественное объединение может быть ликвидировано решением суда в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Поименованный федеральный закон возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям, при осуществлении которого он вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (часть первая статья38).

Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от <...>г. N1313, является Минюст России.

В период с 22 февраля по <...> на основании распоряжения Минюста России по Краснодарскому краю от <...> N250-р проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, уставным целям за период с <...> по <...>, по результатам которой <...> составлен акт проверки.

По результатам плановой документарной проверки административным истцом <...> составлен акт <...> и вынесено предупреждение об устранении нарушений в срок до <...> Указанные документы вручены лично председателю МОО «Комитет по защите прав человека «Честь» < Ф.И.О. >3<...> (л.д. 23-27).

Поскольку в установленный срок нарушения не устранены, в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлен на рассмотрение мировому судье.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № <...> от <...> общественная организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей (штраф оплачен < Ф.И.О. >3<...>).

Однако, предупреждение об устранении нарушений административным ответчиком не исполнено, в связи с чем Управлением Минюста России по Краснодарскому краю <...> вынесено повторное предупреждение об устранении нарушений в срок до <...>.

Повторное предупреждение об устранении нарушений МОО «Комитет по защите прав человека «Честь» также не исполнено, до настоящего времени нарушения, изложенные как в акте проверки, так и в предупреждении от <...>, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, не устранены.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона N82-ФЗ общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Административным ответчиком нарушены вышеприведенные требования закона и Устава. Так, в нарушение пп. в и д п. 5.3. устава общественной организации, Президиумом рассматривались вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Конференции; в нарушение п. 9.3. устава общественной организации не соблюдена периодичность проведения ревизии; в нарушение п. 8.3. устава общественной организации не уплачивались членские взносы.

Согласно ст. 14 Федерального закона N82-ФЗ под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

В нарушение требований вышеуказанной статьи на территории деятельности МОО «Комитет по защите прав человека «Честь» не созданы структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 65.3 Гражданского кодекса РФ в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.

Однако в нарушение вышеуказанных требований заседания высшего руководящего органа общественной организации проводились в форме Конференции.

На основании пп. 3,4 ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Между тем, протокол заседания Конференции общественной организации от <...> не содержит сведений о времени проведения заседания, сведений о лице, проводившем подсчет голосов, протоколы заседания Президиума не содержат сведений о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, о времени проведения заседания и сведений о лице, проводившем подсчет голосов.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от <...> N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

Согласно разделу 1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от <...> N 106 настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее - организации).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики - на все организации;

в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

В нарушение требований Федерального закона от <...> N 402-ФЗ и данного Положения общественной организацией не сформирована учетная политика и не утверждена приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и составление бухгалтерского учета.

Федеральным законом Федеральным законом от <...>г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлены требования к уставу общественной организации, которые административным ответчиком не выполнены.

Так, в нарушение ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» в положениях устава общественной организации не содержится указание на организационно-правовую форму организации;

- пп. е и ж п. 2 устава общественной организации, содержащие сведения о деятельности организации на территории СНГ, дальнего и ближнего зарубежья, противоречат статье 14 Федерального закона «Об общественных объединениях», определяющей, что под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

- в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», исключительная компетенция высшего руководящего органа общественной организации - Конференция, не включает в себя весь перечень вопросов, предусмотренных указанной нормой закона;

- пп. И п. 5.3. устава общественной организации необходимо привести в соответствие со ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», в части указания верного статуса постоянно действующего руководящего органа общественной организации;

- в нарушение статьи 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях» филиалы Организации наделены правом оперативного управления имуществом;

- п. 7 устава общественной организации, отражающий обязанности некоммерческой организации в части предоставления отчетности, противоречит ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Кроме того положения устава общественной организации содержат ссылки на утратившие законную силу законодательные акты.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты нарушений законодательства Российской Федерации и Устава, изложенные в административном исковом заявлении, установлены и подтверждаются материалами дела: распоряжением Управления Минюста России по Краснодарскому краю от <...> N250-р, уведомлением о проведении плановой документарной проверки от <...>, актом проверки <...> от <...>, предупреждением об устранении нарушений, протоколом об административном правонарушении от <...> N70-о, постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № <...> от <...>, Уставом, копиями протоколов Конференции.

В соответствии со статьей42 Федерального закона N82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Из материалов дела следует, что постановление о совершении административного правонарушения в судебном порядке не обжаловалось, а указанные выше нарушения Федерального закона N82-ФЗ и Устава, не устранены организацией до настоящего времени.

Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, являются основанием для ликвидации общественного объединения (статья44 Федерального закона N82-ФЗ).

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации организации.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...>г. N64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Принимая во внимание, что МОО «Комитет по защите прав человека «Честь» нарушены требований Федерального закона от <...>г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федерального закона от <...> N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Гражданского кодекса РФ, Устав организации содержит противоречивые положения и требует внесения в него изменений, а формирование руководящих органов организации, установление их компетенции, учет членов организации осуществляются в соответствии с Уставом, устранить изложенные выше нарушения законным способом не представляется возможным, эти нарушения следует отнести к грубым.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Межрегиональную общественную организацию «Комитет по защите прав человека «Честь», учетный <...> (5449), исключив её из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный <...>).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено <...>.

Судья: А.К. Бендюк


к делу № 3а-1152/2018