ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1156/2021 от 03.02.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2021-000767-17

Дело № 3а-118/2022 (3а-1156/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2022 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Юрченко И.В.

при секретаре Колоколовой А.Г.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Захарова Е.В., представителя административного истца Щенятской Е.В., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика Правительства Пермского края Кыровой Н.В. и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – Кыровой Н.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Тимкиной Елены Сергеевны к Правительству Пермского края о признании не действующим со дня принятия пункт 1122 таблицы 2 постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

У С Т А Н О В И Л:

Правительство Пермского края постановлением от 28 ноября 2019 года №874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 874-п) утвердило согласно приложению 1 Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».

Постановление №874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02 декабря 2019 года и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 48, том 2, 9 декабря 2019 года, вступило в силу с 1 января 2020 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный постановлением № 874-п, содержит в себе Таблицу 2 – Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень). Под № 1122 в Перечень включено помещение площадью 189,7 кв.м. с кадастровым номером ** находящееся в здании по адресу: **** (далее Помещение).

Тимкина Елена Сергеевна, являясь собственником названного Помещения, обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия пункт 1122 Перечня.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что не доказаны обстоятельства того, что Помещение обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение Помещения в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 2 Закона Пермского края № 141-ПК, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит действующему законодательству, нарушает права административного истца в части обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.

Административный истец Тимкина Е.С. извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явилась.

Представитель административного истца Щенятская Е.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указывает на нарушение порядка проведения осмотра и вынесения решения по результатам осмотра. Полагает, что представленный акт по своему содержанию не подтверждает зафиксированные в нем выводы о том, что принадлежащее ее доверителю помещение на дату осмотра использовалось в торговых целях. Также указала, что ранее вступившими в законную силу решениями суда установлено, что акт обследования от 13.10.2017 не соответствует установленным требованиями и не может быть принят в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования помещения на момент его составления.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края Кырова Н.В. возражала против удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе, видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2018 года.

Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 года № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории г. Перми» установлен и введен в действие с 1 января 2018 года налог на имущество физических лиц налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, ставка налога определяется с учетом того включены ли объекты налогообложения в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как определено положениями пункта 7 вышеуказанной статьи - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее Министерство) уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Проверяя порядок принятия, обнародования оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил, акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, что не оспаривается административным истцом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении: нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края №141-ПК (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, при наличии двух условий:

- назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,

- общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах).

Проверив доводы административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства не подтверждают наличие на момент формирования и утверждения Перечня предусмотренных законодательством оснований для включения в него спорного объекта недвижимости.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец является собственником нежилого помещения площадью 189,7 кв.м. с кадастровым номером **, находящегося на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: ****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика, спорное Помещение включено в Перечень, поскольку на момент включения объекта в Перечень он представлял собой нежилое помещение общей площадью 189,7 кв.м., расположенное в многоквартирном жилом доме общей площадью 62425,6 кв.м., актом обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений по состоянию на 13 октября 2017 года установлено, что помещение, принадлежащее административному истцу используется как торговое – магазин «***».

Площадь многоквартирного жилого дома по адресу **** составляет 62425,6 кв.м., что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно материалам дела, площадь нежилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: **** была установлена ответчиком на основании сведений полученных от управляющей компании ООО УК «Солнечный город», что подтверждается содержанием вступившего в законную силу решения Пермского краевого суда от 26 декабря 2019 года.

Принимая во внимание то, что сведения о назначении помещений многоквартирного жилого дома в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, ООО УК «Солнечный город» не обладает полномочиями по определению назначения объектов недвижимости, суд приходит к выводу, что административный ответчик на момент принятия оспариваемого акта достоверными сведениями об общей площади нежилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: **** не обладал.

Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости следует, что спорное помещение имеет назначение «нежилое помещение. Технический паспорт не составлялся, в кадастровом паспорте данные о назначении помещений, в том числе заявленного в настоящем иске, отсутствуют.

Таким образом, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, спорное помещение в Перечень на 2020 год включению не подлежало.

Доводы административного ответчика о том, что фактическое использование помещения для размещения торгового объекта установлено Актом обследования по состоянию на 13 октября 2017 года, в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п (далее Порядок), проверены судом и не могут быть признаны обоснованными.

В материалы дела представлен Акт обследования в отношении спорного объекта недвижимости, составленного и подписанного членами Комиссии созданной Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее Министерство) для определения видов фактического использования объектов недвижимого имущества (далее – Комиссия), на основании приказа Министерства от 22 сентября 2017 года № СЭД-31-02-2-2-1081.

Указанный Акт, составленный 13 октября 2017 года в отношении нежилых помещений по адресу: ****, содержит заключение о том, что нежилые помещения, указанные в Приказе, расположены в многоквартирном жилом доме и фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, из текста Акта следует, что приложением к нему являются фотографии, также имеется дополнительное указание на приложение, дописанное рукописным текстом о выписке из перечня помещений по адресу: ****. Выписка из приложения к Акту, содержащая данные в пункте 10 о нежилом помещении площадью 189,7 кв.м. с кадастровым номером **, находящемся на первом этаже здания по адресу: ****, которое фактически используется как магазин ***, не подписана членами комиссии.

В соответствии с положениями пунктов 14, 15 Порядка, при проведении обследования объектов недвижимого имущества по согласованию с собственником (владельцем) объекта недвижимого имущества осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанных объектах недвижимого имущества. В случае если доступ на объект лицами, указанными в решении о проведении обследования объектов недвижимого имущества, не был осуществлен в силу не зависящих от них причин (объект закрыт и отсутствует персонал и прочее), а также в случае противодействия со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объекта недвижимого имущества, в любых формах проведению обследования, при наличии данных, достаточных полагать, что на объекте недвижимого имущества размещены офисы и торговые объекты, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, в акте обследования указываются признаки размещения на объекте недвижимости имущества офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. К акту прилагаются фото- и (или) видеоматериалы и делается обязательная отметка об отсутствии доступа на объект недвижимого имущества и (или) противодействии проведению обследования.

Порядком определена форма Акта, в соответствии с которой, в нем отражается: описание объекта недвижимости, в том числе - общая площадь (кв.м), собственник (собственники); описание фактического использования объекта недвижимости; отсутствие доступа на объект недвижимого имущества и (или) противодействие проведению обследования; заключение о фактическом использовании объекта недвижимости.

Пунктом 17 Порядка определено, что материалы фото- и (или) видеосъемки и проведенных измерений объекта недвижимого имущества являются неотъемлемой частью акта обследования.

Акт с приложениями к нему в виде: фотоматериалов, выписки из перечня помещений, не соответствует установленным требованиям и не может быть принят в качестве доказательства достоверно подтверждающего вид фактического использования Помещения на момент его составления.

В представленном Акте указывается на использование Помещений поименованных в Приказе для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, однако в самом Акте отсутствует информация о Помещениях, их собственниках, площади, местонахождении, обстоятельствах осмотра (в том числе о наличии/отсутствии препятствий в осмотре), а также обстоятельствах, которые подтверждали бы, что на момент проведения обследования спорный объект фактически использовался в соответствии с указанным назначением. Приобщенные к Акту фотоматериалы не имеют привязки к спорному Помещению.

Принимая во внимание, что Акт подлежал составлению в отношении конкретного объекта недвижимости (Помещения), вместе с тем, в представленном Акте отсутствует информация о конкретном обследуемом объекте недвижимости, при отсутствии информации о препятствии в осмотре со стороны собственника помещения, отсутствует фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, сведения о приложении к Акту в виде Перечня помещений, внесены иным способом чем основной текст Акта (рукописно), без указания на дату и основание внесения изменений в документ, удостоверения верности внесения изменений, суд полагает, что утверждение административного ответчика о фактическом использовании спорного Помещения на дату осмотра как торгового помещения должным образом не подтверждено.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что вид фактического использования объекта недвижимого имущества определен в соответствии с заключением о фактическом использовании объекта отраженном в акте обследования.

Решением Пермского краевого суда от 26 декабря 2019 года установлено, что Акт подписан пятью членами комиссии, при том, что свидетельскими показаниями Х. подтверждены обстоятельства участия в осмотре лишь двух членов (Х. и К.).

При вышеизложенных обстоятельствах, суд полагает, что представленный административным ответчиком Акт не может быть принят как доказательство, достоверно подтверждающее факт использования спорного Помещения на дату осмотра для торговой деятельности.

Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного объекта недвижимости по его фактическому использованию является правомерным при условии, если обследование проводилось до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком и содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Учитывая изложенное, представленный административным ответчиком Акт обследования от 09.09.2020 года не может быть принят в качестве доказательства по настоящему делу, поскольку он составлен после включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2020 год, а потому правового значения для разрешения заявленных требований не имеет.

Иных доказательств в обоснование соответствия Помещения условиям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК, необходимым для включения его в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, Правительством Пермского края не представлено.

Поскольку данные Единого государственного реестра недвижимости, документы технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости не предусматривают размещения в спорном Помещении торгового объекта, достоверных доказательств того, что Помещение на дату осмотра фактически использовалось для размещения торгового объекта, офиса, предприятия общественного питания, не представлено, включение Помещения в Перечень нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обоснованности включения Помещения в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества возлагается на Правительство Пермского края, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца о признании недействующим пункта 1122 Перечня, подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2020 год) суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание нормы недействующей со дня принятия.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Тимкиной Елены Сергеевны удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 1122 таблицы 2 приложения «Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» либо на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Тимкиной Елены Сергеевны расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - подпись