ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1158/2021 от 11.05.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2021-001247-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Екатеринбург

11 мая 2022 года

Номер производства 3а-340/2022

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2022 года.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У., с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-340/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Испытательная лаборатория Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте» (ИНН 667801001) к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, с участием заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, Администрации города Екатеринбурга, И., общества с ограниченной ответственностью «Уральский альянс предприятий автомобильного бизнеса-Информ», общества с ограниченной ответственностью «Партнер», К.; общества с ограниченной ответственностью «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000», общества с ограниченной ответственностью «Вебасто Рус»,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Испытательная лаборатория Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> (далее – земельный участок) в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года.

В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 944-21/З от 12 ноября 2021 года (далее – Отчет), выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Областной центр оценки» С.

Представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. направлен отзыв, в котором подтверждены дата определения и размер кадастровой стоимости земельного участка.

От Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга возражений против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной Отчетом, не поступило.

В судебном заседании принял участие представитель административного истца Новопашин П.А., который доводы административного искового заявления поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, Администрация города Екатеринбурга, И., общество с ограниченной ответственностью «Уральский альянс предприятий автомобильного бизнеса-Информ», общество с ограниченной ответственностью «Партнер», К.; общество с ограниченной ответственностью «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000», общество с ограниченной ответственностью «Вебасто Рус», - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость – часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что административный истец является одним из арендаторов земельного участка площадью 6 551 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – место размещения многоэтажной автостоянки закрытого типа со вспомогательными и административными помещениями.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области по состоянию на 01 января 2020 года. Согласно названному приказу кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2020 года для земельного участка установлена в размере 49877152, 17 руб.

В Единый государственной реестр недвижимости 10 декабря 2020 года внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2021 года.

Названные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку он является плательщиком арендной платы, исчисление которой производится в процентном соотношении к кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости.

Административный истец представил в качестве доказательства размера рыночной стоимости земельного участка Отчет, согласно которому по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка составляет 21402 117 руб.

Административные ответчики не представили возражений на Отчет, равно как и возражений против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Как предусмотрено статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки. Согласно положениям статей 12, 15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Оценщик обязан соблюдать требования Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (абзац 3 статьи 15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что оценка земельного участка проведена оценщиком без нарушений требований законодательства об оценочной деятельности. Оценщик С. имеет действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом Саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», ее ответственность застрахована в установленном законом порядке. Отчет содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка; выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. В ходе выбора подходов оценщиком для оценки земельного участка применен сравнительный подход (описано применение метода сравнения продаж), отказ от использования затратного подхода мотивирован. В результате анализа информации оценщиком произведен отбор объектов-аналогов с учетом назначения земельного участка, его характеристик, условий рынка. При определении рыночной стоимости земельного участка в рамках сравнительного подхода проведены корректировки по соответствующим элементам сравнения. Представленная в Отчете информация, является проверяемой и достоверной.

Каких-либо убедительных доказательств, которые свидетельствовали бы о недостоверности Отчета сторонами не представлено; ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

Учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по доказыванию размера рыночной стоимости земельного участка исполнена, а административными ответчиками выводы оценщика не опровергнуты, суд приходит к выводу, что при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение надлежащим и достоверным доказательством – Отчетом, что по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка составляла 21402 117 руб.

Именно в таком размере, удовлетворяя требования, и следует установить кадастровую стоимость земельного участка.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости является 03 декабря 2021 года.

Согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.

Административным истцом при подаче административного искового заявления была уплачена государственная пошлина на основании платежного поручения от 26 ноября 2021 года № 454 в размере 6 000 руб.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4 000 руб. подлежит возврату административному истцу из местного бюджета.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Испытательная лаборатория Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте», удовлетворить.

Установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 21402 117 (двадцать один миллион четыреста две тысячи сто семнадцать) руб.

Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, считать 03 декабря 2021 года.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Испытательная лаборатория Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте» (ИНН 667801001) из местного бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.

Судья С.Н. Полевщикова