ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1159/2021 от 19.07.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-1159/2021

УИД 32OS0000-01-2021-000488-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2021 года г.Брянск

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.

при секретаре Мирошниковой Д.С.

с участием

прокурора Николаевой С.Н.,

представителя административного истца Максименко В.А., представителя Управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Газпром газораспределение Брянск» о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1137), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1136),

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1137 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1137 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 10 июля 2021 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1136 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2021 года. Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1136 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 10 июля 2021 года.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов от 5 июля 2021 года №№ 1136, 1137), включено принадлежащее административному истцу на праве собственности помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Административный истец АО «Газпром газораспределение Брянск» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости необоснованно включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку он не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Спорный объект расположен на земельных участках с кадастровыми номерами , с видом разрешенного использования «<данные изъяты>», которые не предусматривают размещение на них офисных зданий делового и коммерческого назначения, в связи с чем оснований для отнесения спорного объекта к офисным зданиям не имеется. Спорный объект недвижимости входит в состав административно – бытового здания с кадастровым номером . Согласно документам технического учета помещение с кадастровым номером имеет наименование «<данные изъяты>». В состав спорного помещения входят объекты основных средств, числящиеся на балансе как отдельные инвентарные объекты: «<данные изъяты>», (инв. № ), площадью <данные изъяты> кв.м., «<данные изъяты>» (инв. № ), площадью <данные изъяты> кв.м. и «<данные изъяты>)» (инв. ), площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно техническому паспорту объекта в состав помещения входят: <данные изъяты>. Наименование помещений не свидетельствует, что все без исключения помещения или помещения площадью более 20% от общей площади нежилого объекта предназначены для офисного, делового или коммерческого использования и в процессе их самостоятельной эксплуатации могут обеспечить административному истцу прибыль. В вышеуказанных помещениях располагаются отделы и службы АО «Газпром газораспределение Брянск». Вход в здание осуществляется по пропускному режиму. Спорное помещение относится к производственным объектам, так как функционально неотделимо от единого производственного комплекса, входит в его состав в качестве места размещения служб и административного персонала предприятия.

На основании изложенного, с учетом уточнений просит суд признать недействующим с 1 января 2020 года пункт приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1137); признать недействующим с 1 января 2021 года пункт приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1136); взыскать с управления имущественных отношений Брянской области расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании представитель административного истца Максименко В.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Савенко О.В. исковые требования не признала, пояснив, что объект недвижимости включен в Перечни с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект подлежал включению в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Факт использования не менее 20% площади спорного помещения в качестве офисов, объектов общественного питания и торговли установлен актом проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав объяснения представителя административного истца Максименко В.А., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Брянской области от 03 октября 2016 года № 76-З) на территории Брянской области с 01 января 2017 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.

Согласно статье 1.1. указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, Управление является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемые административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года №№ 1136, 1137 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости: <данные изъяты>, наименование: <данные изъяты>, номер этажа, на котором расположено помещение, машино – место: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска объект недвижимости с кадастровым номером включен в Перечень на 2020 год под пунктом <данные изъяты>, в Перечень на 2021 год под пунктом <данные изъяты>.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, от 29 ноября 2019 года № 1524 и от 27 ноября 2020 года № 1723.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12,15).

Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в данном случае административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Между тем таких доказательств административным ответчиком в ходе судебного разбирательства дела не представлено.

Согласно выписке из технических паспортов данное здание входит в комплекс объектов недвижимого имущества: <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности административному истцу.

Указанные объекты недвижимости расположены на земельных участках с кадастровыми номерами , с видом разрешенного использования «<данные изъяты>».

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, действующим на момент включения здания технического центра и здания модуля для ремонта двигателей и автомашин в оспариваемые Перечни, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исходя из видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположено спорное помещение, нельзя сделать однозначный вывод о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости относятся к объектам, предназначенным или используемым для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.

Суд также не находит оснований для включения спорного помещения в Перечни по критерию предназначения для целей размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что в состав здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> с наименованием «<данные изъяты>» входят нежилые помещения: <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером ; <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , а также спорное <данные изъяты>.

По данным Единого государственного реестра недвижимости назначение и наименование спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположено в <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> этажи, <данные изъяты>.

Согласно выписке из технического паспорта на данное нежилое помещение, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, наименование помещения «<данные изъяты>».

По данным экспликации к поэтажному плану спорного помещения, его площадь составляет <данные изъяты> кв.м. и в нем расположены комнаты, имеющие следующие наименования:

<данные изъяты>: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м.;

<данные изъяты>: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м.

<данные изъяты>: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м.;

<данные изъяты>: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м.;

<данные изъяты>: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно технического плана нежилого помещения, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь помещения увеличилась до <данные изъяты> кв.м. в связи проведением реконструкции помещения (возведение <данные изъяты>) в ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Таким образом, не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть предназначенными и используемыми для размещения торговых объектов. Для того, чтобы признать помещение торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, необходимо, чтобы оно входило в состав здания, обладающего признаками торгового центра, или являлось самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находилось в здании, не относящемся к торговому центру.

Как указывалось выше, в составе спорного помещения находятся торговые залы общей площадью <данные изъяты> кв.м. Однако, их площадь составляет 2,5 % от общей площади помещения.

Доказательств, подтверждающих, что принадлежащее АО «Газпром газораспределение Брянск» нежилое помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, соответствует требованиям, необходимым для признания его торговым объектом, не представлено.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания. Однако, доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом спорный объект недвижимости на момент его включения в оспариваемые Перечни использовался для оказания бытовых услуг потребителям, административным ответчиком также не представлено. Наименование спорного объекта как «административно-бытовой корпус с 2- этажной пристройкой к административно-бытовому корпусу для размещения магазина по продаже газового оборудования и технического кабинета» и нахождение в его составе помещений с наименованием «производственное» не свидетельствуют о его предназначении или использовании в качестве объекта бытового обслуживания.

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1); предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт ( пункт 5.9).

Вместе с тем, исходя из правоустанавливающих документов и технической документации на спорное помещение с кадастровым номером нельзя сделать безусловный вывод о том, что данное помещение соответствует условиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения его в оспариваемые Перечни как объекта, предназначенного или используемого в целях размещения объекта общественного питания.

Оснований для учета площади столовой в качестве объекта общественного питания в рассматриваемом случае не имеется, поскольку столовая предназначена для улучшения условий труда работников Общества.

Так, согласно статье 223 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организациях по установленным нормам оборудуются, в том числе помещения для приема пищи.

В данном случае помещение столовой входит в состав административно-бытового корпуса, функционально неотделимо от него и кроме сотрудников Общества доступ в столовую других лиц ограничен.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что из технической документации на принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером , включенный административным ответчиком в оспариваемые Перечни, как объект, в составе которого имеются помещения, предназначенные для размещения офисов, следует, что в данном помещении отсутствуют площади, предназначенные для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. При этом приведенные выше наименования помещений не позволяют сделать вывод о том, что указанный объект является офисным помещением, используемым в целях делового, административного или коммерческого назначения. Назначение помещений как «кабинет» не тождественно назначению «офис», исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, площадь помещений, имеющих назначение «кабинет», не имеет правового значения и не может являться условием включения этого помещения в оспариваемые Перечни без установления их фактического использования в качестве офисов.

Указанные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу , которые в силу положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела.

Также указанным решением суда установлено, что территория земельных участков, на которых расположено спорное помещение, ограждена и установлен строгий пропускной режим как для входа на их территорию, так и для входа в спорное помещение.

Указанные обстоятельства также подтвердил допрошенный в ходе судебного разбирательства дела в качестве свидетеля начальник службы внутридомового газового оборудования АО «Газпром газораспределение Брянск» Привалов Н.И.

Обосновывая законность включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2020 год, управление имущественных отношений Брянской области представило акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленный членами рабочей группой ФИО16, ФИО17 и ФИО18, согласно которого комиссией установлено, что на дату обследования 70,75% площади спорного объекта недвижимости использовалось по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: торговля <данные изъяты> кв.м. (3,56%), офисы – <данные изъяты> кв.м. (64,78%), общественное питание – <данные изъяты> кв.м.(2,41%).

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО16, являющийся членом комиссии по обследованию спорного здания с кадастровым номером , пояснил суду, что к помещениям, используемых в спорном объекте недвижимости, в качестве объектов торговли были отнесены: помещение магазина с торговым залом, административным кабинетом и подсобным помещением на первом этаже (позиции <данные изъяты> плана строения); к помещениям, используемым в качестве объектов общественного питания: столовая, посудомоечная, производственное и складское, где располагались обеденный зал, помещение кухни, цех и раздаточная (позиции <данные изъяты> плана строения); к помещениям, используемым в качестве размещения офисов отнесены все помещения с сопутствующей инфраструктурой, необходимой для осуществления деловой деятельности (оснащенные офисной мебелью, техникой, средствами связи). На момент проведения осмотра иные организации кроме АО «Газпром газораспределение Брянск» в спорном помещении не располагались. На каждом кабинете висела табличка с указанием подразделения Общества, которое в нем располагалось. Фактические замеры при проведении обследования не проводились.

Однако, представленный в материалы дела акт обследования спорного объекта недвижимости с кадастровыми номерами , составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом показаний свидетеля, не может быть принят судом в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, подтверждающего использование спорного объекта для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания, поскольку замеры площадей спорных помещений, в том числе помещений, используемых для размещения офисов, объектов торговли и общественного питания, членами рабочей группы не производились. В акте не отражена информация о выявленных в ходе обследования признаках, свидетельствующих об использовании спорного объекта недвижимости в установленных целях.

Критерием отнесения нежилых зданий, помещений к административно-деловым центрам является осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что самостоятельного офисного либо делового назначения спорное нежилое помещение не имеет, а составляет инфраструктуру АО «Газпром газораспределение Брянск».

Так из представленных административным истцом документов следует, что в помещении располагаются отделы и службы Общества. В здании имеется система наблюдения. Вход в здание осуществляется по пропускному режиму.

Основным видом экономической деятельности акционерного общества является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям.

В соответствии с Уставом акционерного общества основными видами деятельности Общества являются: транспортировка газа по газораспределительной сети; технологическое присоединение к газораспределительным сетям, техническое и аварийное обслуживание газораспределительных систем, принадлежащих физическим и юридическим лицам; газификация, в том числе строительство объектов газоснабжения населенных пунктов, предприятий и организаций, выполнение строительно-монтажных работ, выполнение функций заказчика-застройщика и т.д. (пункт 6.2 Устава).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения – совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

В соответствии с разделом 2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» организация, осуществляющая деятельность по эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также:

– выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;

– выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления;

– обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.

– заключать (при необходимости) договоры, на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и газопотребления, с организацией имеющей опыт проведения указанных работ.

С учетом положений нормативных актов, регулирующих деятельность Общества в сфере газоснабжения, а так же технической документации нежилого помещения, других объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес> суд приходит к выводу, что предназначением и фактическим использованием спорного нежилого помещения являются производственные цели.

Доказательств размещения в нем офисов, используемых в целях коммерческой деятельности, передачи в аренду, административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления АО «Газпром газораспределение Брянск».

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020 год и на 2021 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней недействующими соответственно с 1 января 2020 года и с 1 января 2021 года.

Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

При обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением АО «Газпром газораспределение Брянск» была оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку исковые требования АО «Газпром газораспределение Брянск» подлежат удовлетворению, с управления имущественных отношений в пользу административного истца подлежат взысканию расхода по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Акционерного общества «Газпром газораспределение Брянск», удовлетворить.

Признать недействующим с 01 января 2020 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1137).

Признать недействующим с 1 января 2021 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 5 июля 2021 года № 1136).

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Взыскать с управления имущественных отношений Брянской области в пользу Акционерного общества «Газпром газораспределение Брянск» расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 2 августа 2021 года.

Председательствующий Е.М. Бурлина