ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-115/19 от 23.04.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2019 года г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,

при секретарях Кузнецове М.Ю., Кириллове Н.Н.,

с участием прокурора Куриловича И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-115/2019 по административному исковому заявлению Юртаева Владимира Анатольевича о признании частично недействующим Постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы» (в действующей редакции),

установил:

Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы (далее – Региональная программа капитального ремонта). Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 29 апреля 2014 года (т. 1 л.д. 44-46).

Постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, от 05 июля 2017 года № 493-ПП, от 21 декабря 2017 года № 1007-ПП, от 10 августа 2018 года № 508-ПП, от 08 ноября 2018 года № 772-ПП в Региональную программу капитального ремонта внесены изменения (т. 1 л.д. 47-58).

Приложением к Региональной программе капитального ремонта является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах.

Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, опубликованном 24 августа 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru, данный перечень изложен в новой редакции, в него включен жилой дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2 (порядковый номер в приложении к Региональной программе капитального ремонта – 7144, в действующей редакции – 27750).

Юртаев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать недействующим Постановление Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП (в редакции постановления от 08 ноября 2018 года № 772-ПП) в части указания в перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, сведений о том, что строительство жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2, было завершено в 2013 году (т. 2 л.д. 92-93).

По мнению административного истца, оспариваемое положение противоречит части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Приказу Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст «Об утверждении национального стандарта ГОСТ Р 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения» и необоснованно возлагает на него обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

В обоснование доводов указал, что строительство жилого дома проводилось в несколько этапов, последний этап строительства был завершен 23 июня 2014 года, поэтому обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у жильцов дома возникает по истечении тридцати шести календарных месяцев с момента его включения в Региональную программу капитального ремонта. Указание о том, что строительство дома завершено в 2013 году, повлекло необоснованное начисление взносов на капитальный ремонт с 01 марта 2016 года.

В судебном заседании представители административного истца Воронов А.И., Волкова И.Ю., Паченков А.М. доводы иска поддержали в полном объеме по предмету и основаниям.

Требования административного истца поддерживает заинтересованное лицо Кузвесов Ю.Л. (т. 1 л.д. 175-176, т. 2 л.д. 89-90).

Представители Правительства Свердловской области Тертышный А.Н., Черыгов С.В. поддержали доводы письменного отзыва на административный иск, возражали против его удовлетворения, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят ответчиком в пределах полномочий и компетенции, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, права Юртаева В.А. не нарушает (т. 1 л.д. 134-138).

Представители заинтересованных лиц Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романова Т.И., Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Попов С.А., Администрации г. Екатеринбурга Кукушкина М.Н. доводы административного истца полагали необоснованными, просили отказать в удовлетворении иска, поддержав доводы письменных возражений (т. 1 л.д. 122-124, 128-133).

Заинтересованное лицо Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области представило письменные возражения на административный иск (т. 1 л.д. 185-190).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля Баруздиной Н.В., проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, суд приходит к следующим выводам.

Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее – Закон № 127-ОЗ)

Во исполнение части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 7 Закона № 127-ОЗ 22 апреля 2014 года Постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта. Соблюдение процедуры принятия и введения в действие данного нормативного правового акта установлено вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 13 июня 2018 года (т. 2 л.д. 103-108).

В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 10 Закона № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений (пункт 1 статьи 10 Закона № 127-ОЗ).

Такая актуализация проведена, в частности, Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, которым в новую редакцию перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, включен жилой дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2, с указанием в соответствующей графе перечня «год постройки – 2013».

Пунктом 2 части 10 Закона № 127-ОЗ установлено, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.

Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 22 ноября 2017 года установлено, что актуализация Региональной программы капитального ремонта Постановлением от 19 августа 2015 года № 756-ПП осуществлена Правительством Свердловской области в соответствии с его компетенцией, в надлежащей форме и с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта (т. 2 л.д. 101-102).

При последующей актуализации Региональной программы капитального ремонта изменялся только порядковый номер данного дома в перечне многоквартирных домов.

По мнению административного истца, неправильное указание года завершения строительства (2013) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2, привело к необоснованному начислению ему взносов на капитальный ремонт до истечения трехлетнего срока, установленного частью второй статьи 12-1 Закона № 127-ОЗ.

Материалами дела подтверждено, что Юртаев В.А. является собственником нежилого помещения, площадью 558 м?, этаж: 1,2, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2 (т. 1 л.д. 18).

Как у собственника помещений в многоквартирном доме у него имеется обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в нем (т. 1 л.д. 19).

Взносы на капитальный ремонт общего имущества собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2, начислялись Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на основании Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 01.04.2016 № 679 «О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 06.11.2014 № 3391 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», на счете регионального оператора» (т. 2 л.д. 94-98).

С 13 апреля 2018 года фонд капитального ремонта многоквартирного дома формируется на специальном счете на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол № 2 от 14.02.2017 - т. 2 л.д. 30-35).

Согласно кадастровому паспорту, многоквартирный 24-этажный дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2, введен в эксплуатацию в 2014 году (т. 1 л.д. 107-108).

По данным электронного паспорта данного многоквартирного дома, год его постройки – 2013, год ввода в эксплуатацию – 2014, количество этажей 22, количество подземных этажей – 2, количество подъездов – 3, количество квартир - 227 (т. 1 л.д. 141-145).

Этот многоквартирный жилой дом, состоящий из трех отдельных секций, объединенных между собой двухэтажными вставками, построен в составе шестого пускового комплекса третьей очереди объекта «Жилой комплекс с объектами общественного назначения и подземными гаражами в границах улиц Шефской-Совхозной-Таганской-Фрезеровщиков в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга», ему присвоен адрес на основании справки от 09 июля 2013 года № 402 (т. 2 л.д. 67-68).

Дом строился и вводился в эксплуатацию поэтапно: жилая часть 16-этажного жилого дома (№ 13А.1 по ГП) – 23 декабря 2013 года, жилая часть 16-этажного жилого дома (№ 13Д по ГП) – 31 декабря 2013 года, 22-этажный жилой дом (№ 13В по ГП), стилобат с расположенными в нем помещениями офисов, магазинов и фитнес-центра – 23 июня 2014 года (т. 2 л.д. 72-81).

Секции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2, самостоятельными объектами не являются, дом зарегистрирован как единый объект, имеет единый милицейский адрес и сквозную нумерацию квартир, что административный истец не оспаривает, поэтому его включение в Региональную программу капитального ремонта в виде одного объекта (а не по секциям) соответствует требованиям части 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Приведенной нормой предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

Исходя из изложенного, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2, включен в Региональную программу капитального ремонта как единый объект в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Его включение в Региональную программу капитального ремонта нормам пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Закона № 127-ОЗ не противоречит, поскольку данный многоквартирный жилой дом не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; износ его основных конструктивных элементов не превышает 70%, что подтверждено данными мониторинга; данных о том, что совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества данного дома, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Свердловской области, не имеется.

При последующей актуализации Региональной программы капитального ремонта по результатам мониторинга оснований для исключения из нее этого жилого дома не установлено (т. 1 л.д. 156-169).

Включение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2, в Региональную программу капитального ремонта как единого объекта Юртаев В.А., по сути, не оспаривает. Однако, по его мнению, в программе должно содержаться указание на завершение строительства дома в 2014 году, поскольку только после ввода третьей очереди строительства дом возник как единый объект.

Положения части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на которые ссылается административный истец, к спорным правоотношениям неприменимы, поскольку регулируют иные общественные отношения – отношения по строительству объектов капитального строительства и отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Противоречия оспариваемого положения Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», введенному в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст, суд не усматривает.

В пункте 3.21 ГОСТ Р 51929-2014 сформулировано понятие многоквартирного жилого дома: оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом, объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

По смыслу приведенной нормы многоквартирным жилым домом может быть признан введенный в установленном порядке в эксплуатацию объект капитального строительства.

К таким объектам относятся в том числе и секции многоквартирного жилого дома в случае, если его строительство осуществлялось поэтапно, как это и имело место при строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2.

При рассмотрении дела установлено, что весь дом как единый трехсекционный объект в эксплуатацию не вводился, такого требования для ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию не установлено ни ГОСТ Р 51929-2014, ни иными нормативными правовыми актами.

Доводы административного истца основаны на замене терминологии, использованной в Региональной программе капитального ремонта.

Оспариваемая норма содержится в графе «год постройки, год проведения последнего капитального ремонта», а графа «год завершения строительства» или «год ввода в эксплуатацию» в программе отсутствует.

В указанной части Региональная программа капитального ремонта соответствует части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой региональная программа капитального ремонта включает в себя, помимо перечня многоквартирных домов: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Статьей 8 Закона № 127-ОЗ также предусмотрено, что Региональная программа капитального ремонта включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в перечень; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в перечень; 4) иные сведения в случае, если такие сведения подлежат включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом Свердловской области.

В соответствии со статьей 9 Закона № 127-ОЗ год постройки многоквартирного дома является одним из критериев, исходя из которых уполномоченным органом определяется очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Таким образом, год постройки указывается в Региональной программе капитального ремонта для целей определения очередности проведения капитального ремонта многоквартирного дома, а не для целей определения момента, с которого у собственников помещений в таком доме возникает обязанность по внесению взносов на капительный ремонт.

При этом понятия «год постройки» и «год ввода дома в эксплуатацию» тождественными не являются. Так приказом Минкомсвязи России № 53, Минстроя России № 82/пр от 17.02.2016 утверждена форма электронного паспорта многоквартирного дома, приказом Минстроя России от 22.12.2014 утверждена форма раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, каждая из которых сведения «год постройки» и «год ввода дома в эксплуатацию» устанавливает в качестве самостоятельного параметра.

Поэтому противоречия оспариваемой нормы законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд не усматривает.

Поскольку частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме установлена для всех собственников помещений в нем, Региональная программа капитального ремонта не возлагает на административного истца обязанностей, непредусмотренных жилищным законодательством.

Юртаев В.А. фактически ставит вопрос о возможности применения к нему положений части 2 статьи 12-1 Закона № 127-ОЗ, согласно которой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении тридцати шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт Правительства Свердловской области, в соответствии с которым этот многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона.

Приведенная норма введена Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 167-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» и вступила в силу с 03 января 2016 года.

Основанные на ней доводы административного истца о том, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у него в сентябре 2018 года, подлежат разрешению в порядке искового производства и не свидетельствуют о нарушении его прав оспариваемым актом.

Поскольку Региональная программа капитального ремонта утверждена уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, и в оспариваемой части не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, Закону № 127-ОЗ, не нарушает прав и охраняемых законом интересов собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная, д. 2, требования Юртаева В.А. о признании ее недействующей в оспариваемой части не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Юртаева Владимира Анатольевича о признании нормативного правового акта недействующим в части оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.

Судья Т.Н. Чиркова