ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-115/20 от 10.03.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 марта 2020 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Прозоровой К.В.,

с участием:

- представителя административного истца - старшего помощника прокурора Удмуртской Республики по взаимодействию с законодательными, представительными и исполнительными органами власти Удмуртской Республики Демидова Д.С.,

- представителей Правительства Удмуртской Республики ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ), ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом КВ , регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом К , регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Удмуртской Республики о признании пункта 5 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим и противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,

установил:

первый заместитель прокурора Удмуртской Республики (далее – прокурор) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором указал, что постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике (далее – Порядок).

Данный нормативный правовой акт регулирует вопросы предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – ЕДК) отдельным категориям граждан, имеющим право на эту меру социальной поддержки, в том числе лицам, право которых на получение мер социальной поддержки установлено федеральным законодателем в соответствии с

- Законом Российской Федерации от «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах»;

- Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

- Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Прокурор отмечает, что данный нормативный правовой акт, опубликованный в первоначальной редакции в изданиях «Удмуртская правда» ( от ДД.ММ.ГГГГ) и «Собрание законодательства Удмуртской Республики ( от ДД.ММ.ГГГГ) и текст которого в актуальной редакции имеется на официальном сайте Главы и Правительства Удмуртской Республики в сети «Интернет», использующий для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, противоречит требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, с учетом заявления об уточнении предмета административного иска, прокурор просит признать пункт 5 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим и противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В возражениях на административное исковое заявление, Правительство Удмуртской Республики выражает несогласие с доводами прокурора. В частности, указывает, что постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает предоставление ЕДК гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Удмуртской Республики «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» и Законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики» за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Указанными законами Удмуртской Республики предусмотрено предоставление меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом отмечает, что при выплате гражданам ЕДК в процентном отношении от величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике сумма выплаты не меньше, а в большинстве случаев больше, чем размер выплат в соответствии с показаниями счетчиков. Ссылается на то, что Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю была проведена плановая проверка по использованию субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Нарушений не выявлено.

В судебном заседании старший помощник прокурора Демидов Д.С. требования уточненного административного искового заявления поддержал, просил его удовлетворить. В своих объяснениях ссылался на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Удмуртской Республики ФИО1 заявленные прокурором У. Республики требования полагала необоснованными. В своих объяснениях ссылалась на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представители Правительства Удмуртской Республики ФИО2, ФИО3 полагали административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения.

Нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются административным истцом, регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике.

Социальные гарантии для названной категории граждан на уровне Российской Федерации установлены:

- Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах»;

- Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

- Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В соответствии со статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах», статьей 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьей 15.1 ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», статьи 2 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», статьи 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию которых предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Правительство Удмуртской Республики обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, законов Удмуртской Республики, актов Главы Удмуртской Республики и иных правовых актов Удмуртской Республики на территории Удмуртской Республики (статья 4 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» (далее Закон УР № 84-РЗ)).

В соответствии с положениями части 1 и пункта 36 части 3 статьи 12 Закона УР № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Удмуртской Республики, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии. Правительство Удмуртской Республики осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами.

Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона УР № 84-РЗ).

Удмуртская Республика вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

Правительство Удмуртской Республики реализуя свои полномочия, приняло постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвердило Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике.

Пунктом 5 Порядка (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ) Правительство Удмуртской Республики определило форму предоставления вышеуказанной меры социальной поддержки, а именно: в процентном соотношении от величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в первоначальной редакции в изданиях «Удмуртская правда» ( от ДД.ММ.ГГГГ) и «Собрание законодательства Удмуртской Республики ( от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время оспариваемое постановление действует с изменениями, внесенными постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru – ДД.ММ.ГГГГ).

Текст данного постановления в актуальной редакции имеется на официальном сайте Главы и Правительства Удмуртской Республики в сети «Интернет».

Проанализировав установленные обстоятельства суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.

Проверяя в соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ содержание оспариваемых положений Порядка, на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующим выводам.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, прокурор указывает, что утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ) Порядок, а именно его пункт 5, противоречит действующему законодательству, а именно:

- пункту 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах»;

- абзацу 16 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- абзацу 1 статьи 7 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

-абзацу 5 пункта 17 статьи 2 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Названное утверждение прокурора является обоснованным в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), распространяются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постоянно проживающих (работающих) с ДД.ММ.ГГГГ в зоне проживания с правом на отселение.

В силу пп. 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются, в том числе, такие меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

На основании части 13 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены абзацем 5 пункта 17 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Как указано выше, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, предусматриваются в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, субъект Российской Федерации, осуществляя собственное правовое регулирование в области предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в отношении граждан, названных в приведенных федеральных законах, уполномочен лишь определить форму предоставления таких мер социальной поддержки. Приведенное правовое регулирование исключает возможность устанавливать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации иные, отличные от предусмотренных федеральным законодательством, условия предоставления социальных гарантий, средства на реализацию которых являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Пунктом 5 Порядка (в редакции постановления Правительства УР от 1506.2015 № 294) предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации определяется:

в процентном отношении от величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (далее - региональный стандарт для многоквартирных домов), ежегодно утверждаемых Правительством Удмуртской Республики - для граждан, проживающих в жилых помещениях в многоквартирных домах;

в процентном отношении от величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике для пользователей жилых помещений государственного или муниципального жилищных фондов, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, членов жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов (далее - региональный стандарт для специальных домов и общежитий), ежегодно утверждаемых Правительством Удмуртской Республики, для граждан, проживающих в специальных домах и общежитиях;

в процентном отношении от величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, для собственников жилых домов (далее - региональный стандарт для жилых домов), ежегодно утверждаемых Правительством Удмуртской Республики - для граждан, проживающих в жилых домах.

По своей сути оспариваемые административным истцом правовые нормы устанавливают иной порядок компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер которой определяется, не исходя из фактически понесенных расходов, а в процентном отношении к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем возможность подобного правового регулирования находится вне пределов усмотрения Правительства Удмуртской Республики, поскольку в силу вышеназванных федеральных законов, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации должна быть определена форма предоставления указанных мер социальной поддержки.

Иных полномочий в отношении граждан, названных в приведенных федеральных законах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено, следовательно, установив исчисление компенсации с учетом регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в отношении граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, Правительство Удмуртской Республики вышло за пределы своей компетенции. Данное обстоятельство является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.

Ссылки представителя Правительства Удмуртской Республики на то, что установленный на региональном уровне порядок исчисления ежемесячной денежной компенсации в некоторых случаях ставит граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в лучшее положение по сравнению с порядком, установленным на федеральном уровне, о необоснованности исковых требований не свидетельствует.

Не опровергает обоснованность требований административного истца и утверждение представителя Правительства Удмуртской Республики о возможности перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации, в случае его несоответствия мерам социальной поддержки, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом публично-правовая обязанность органов государственной власти состоит в том, чтобы производить обеспечение мерами социальной поддержки граждан в таком порядке, который не требует возложения на них дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством обязанностей.

Таким образом, оспариваемые административным истцом положения противоречат:

- пункту 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГО ветеранах»;

- абзацу 16 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- абзацу 1 статьи 7 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

-абзацу 5 пункта 17 статьи 2 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» поскольку, по сути, устанавливают иной, не предусмотренный федеральным законодательством порядок компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а именно, в основу расчетов компенсации положены не фактически понесенные лицом, имеющим право на компенсацию, расходы, а процентное отношение к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Данное обстоятельство противоречит федеральному законодательству и снижает уровень правовых гарантий, закрепленных Российской Федерацией.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации).

Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривая применение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров (статья 159), в статье 160 установил, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан могут предоставляться в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть субъект Российской Федерации вправе осуществить правовое регулирование условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами.

Между тем, как следует из содержания пункта 1 оспариваемого Порядка, его положения распространяются на граждан, проживающих в Удмуртской Республике и имеющим право на меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Удмуртской Республики «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» и Законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики» за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Указанными законами Удмуртской Республики предусмотрено предоставление меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Суд не усматривает противоречия пункта 5 Порядка законодательству, имеющему большую юридическую силу, в части категорий граждан, указанных в вышеназванных Законах Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В связи с тем, что положения оспариваемого порядка противоречат требованиям федерального законодательства в той мере, в какой их положения применяются в отношении граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии названными федеральными законами, суд принимает решение об удовлетворении заявленных прокурором требований в этой части и признании оспариваемых положений недействующими с момента принятия.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Удмуртской Республики удовлетворить частично.

Признать недействующими с момента принятия пункт 5 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в той мере, в какой его положения применяются в отношении граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах»; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГО социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Правительству Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции – 4 апелляционный суд города Нижний Новгород, через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2020 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья