Дело № 3а-115/2020
33OS0000-01-2020-000165-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Владимир 30 октября 2020 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Семёнова А.В.
при секретаре Шаховой А.Н.,
с участием прокурора Денисова А.А.
представителей административного истца ФИО1, ФИО2
представителей административного ответчика администрации Владимирской области ФИО3, ФИО4
представителя административного ответчика Департамента регулирования цен и тарифов Владимирской области ФИО4
представителей заинтересованного лица ЗАО «Радугаэнерго» ФИО5 ФИО6
представителя заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области ФИО7
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО г.Радужный о признании недействующим в части Постановления администрации Владимирской области №905 от 18 октября 2016 года.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Денисова А.А., изучив представленные письменные доказательства, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Администрации Владимирской области от 18.10.2016 №905 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях», вступившим в силу с 01.11.2016, для населения Владимирской области установлены нормативы потребления коммунальных услуг по расходу тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях в г. Коврове и ЗАТО г. Радужный, согласно приложению №1.
В том числе для многоквартирных жилых домов с закрытой системой горячего водоснабжения, с наружной сетью водоснабжения, с неизолированными стояками и полотенцесушителями норматив установлен в размере 0,0675 Гкал/м3.
Первоначальный текст постановления был опубликован 20.10.2016 на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и 22.10.2016 в газете «Владимирские ведомости».
Постановлением администрации Владимирской обл. от 20.03.2017 № 243 из указанной нормы исключены слова «в г. Коврове и ЗАТО г. Радужный».
Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО г.Радужный обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Постановления администрации Владимирской области №905 от 18 октября 2016 года в части установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях в ЗАТО г.Радужный с закрытой системой водоснабжения, с наружной сетью горячего водоснабжения, с неизолированными стояками и полотенцесушителями в размере 0,0675 Гкал/м3 и возложении обязанности принять новый акт, регулирующий спорные правоотношения с применением методов аналогов.
Уточнив требования, административный истец просит признать недействующим со дня принятия пункт 1 приложения №1 к Постановлению администрации Владимирской области №905 от 18 октября 2016 года «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях» в части установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях в ЗАТО г.Радужный с закрытой системой водоснабжения, с наружной сетью горячего водоснабжения, с неизолированными стояками и полотенцесушителями в размере 0,0675 Гкал/м3.
Поскольку полномочия по принятию оспариваемого нормативного правового акта перешли к Департаменту регулирования цен и тарифов Владимирской области, административный истец просит обязать Департамент в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий пункт 1 приложения №1 к Постановлению администрации Владимирской области №905 от 18 октября 2016 года «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях» в части установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях в ЗАТО г.Радужный с закрытой системой водоснабжения, с наружной сетью горячего водоснабжения, с неизолированными стояками и полотенцесушителями с применением метода аналогов.
В обоснование требований административный истец указал, что указанный норматив определен с нарушением требований Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, в частности пунктов 19,21,22,32,32(1),32(2), 45(1) Правил.
В нарушение пункта 22 Правил норматив определен администрацией расчетным методом, в то время как имелась возможность определить норматив методом аналогов, что подтверждается отчетом ВлГУ, подготовленным по заказу административного истца. При применении метода аналогов норматив превысил бы 0,1 Гкал/м3.
Кроме того, применяя расчетный метод, администрация допустила ошибку в формуле 24 приложения №1 к Правилам, приняв среднюю температуру холодной воды 9,16?С, в то время, как средняя температура холодной воды в сети водопровода в ЗАТО г.Радужный 5,77?С, поскольку забор воды осуществляется из артезианских скважин. На дополнительный подогрев требуется 6,67% тепловой энергии.
По результатам проверки органом государственного надзора Государственной жилищной инспекцией администрации Владимирской области МУП «ЖКХ» ЗАТО г.Радужный вынесены предписания о перерасчете размера платы за горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов исходя из указанного норматива за период с 01.01.2016 по 28.02.2019.
С ресурсоснабжающей организацией ЗАО «Радугаэнерго» за поставленный ресурс административный истец обязан рассчитываться по показаниям приборов учета, в то время как с населения вправе взимать плату исходя из норматива, заниженного более чем в полтора раза, что в настоящее время привело к образованию задолженности перед ресурсоснабжающей организацией более 26 миллионов рублей.
В судебном заседании представители административного истца требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представители административного ответчика администрации Владимирской области против требований возражали, представили письменный отзыв. Указали, что нормативный правовой акт принят уполномоченным лицом в надлежащей форме и в установленном порядке, был опубликован в официальных источниках в газете «Владимирские ведомости» и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Оспариваемый акт принят в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Впоследствии в него вносились изменения постановлениями от 27.12.2016 №1180, от 20.03.2017 №243, от 21.05.2020 №320.
Расчет нормативов производился уполномоченным лицом, которым являлся Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области (теперь Департамент регулирования цен и тарифов Владимирской области).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 расчет осуществляется с применением методов аналогов при соблюдении специально оговоренных условий при наличии сформированного объема представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов. Для формирования предварительной выборки была запрошена необходимая информация у органов местного самоуправления и специализированных организаций. В представительную выборку не включались дома, в которых не осуществлялось бесперебойное предоставление коммунальной услуги или в которых имелись нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета. Количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке определялось в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения №1 к Правилам №306. При обработке данных по объему выборки исключались значения расхода коммунального ресурса, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20%.
Департаментом было установлено, что необходимое количество домов для определения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды методом аналогов по группе домов с закрытой системой горячего водоснабжения, с наружной сетью и неизолированными стояками и полотенцесушителями составляло 138, тогда как количество домов в предварительной выборке составляло 118.
В связи с недостаточностью данных был применен расчетный метод.
Ссылка административного истца на представленное заключение ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» на тему: «Анализ методики расчета и образования услуг ГВС в ЗАТО г.Радужный» от 18.06.2020 является несостоятельной, поскольку отчет выполнен в 2020 году на основании данных за отопительные периоды 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 и 2019-2020 гг., в то время как при подготовке оспариваемого нормативного правового акта использовались данные отопительного периода 2015-2016 гг. Кроме того неправильно определен объем генеральной совокупности.
Средняя температура холодной воды определялась расчетным путем в соответствии с пунктом 25 приложения №1 к Правилам №306 в связи с отсутствием подтвержденных органами гидрометеорологической службы сведений.
Представитель административного ответчика Департамента регулирования цен и тарифов Владимирской области ФИО4 против требований возражал, представил суду письменный отзыв, поддержав доводы администрации Владимирской области, указав также, что дифференциация по муниципальным образованиям нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в соответствии с пунктами 11 и 32(1) Правил №306 не предусмотрена.
В дополнительном отзыве Департамент регулирования цен и тарифов Владимирской области указал, что при расчете норматива использовалась информация, представленная органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, информация, находящаяся в открытом доступе, а также информация, которой Департамент располагает в силу возложенных на него функций. Кроме того в 2017 году ресурсоснабжающей организацией ЗАО «Радугаэнерго» в уполномоченный орган подавалось заявление об установлении норматива расхода тепловой энергии, необходимого для нагрева холодной воды. Представленные с заявлением первичные документы по отопительному периоду 2015-2016 года подтверждают правильность предварительной выборки, сделанной Департаментом при утверждении норматива. Использование для водоснабжения артезианской воды не является конструктивной особенностью многоквартирных домов, в том числе в ЗАТО г.Радужный. При этом довод о необходимости применить в расчете показатель температуры холодной воды 5,77?С является несостоятельным, поскольку в соответствии с представленными сведениями температура холодной воды в системах горячего водоснабжения в ЗАТО г.Радужный также является непостоянной и варьируется от 6 до 7?С. Введение с 01.11.2016 г. оспариваемых нормативов только на территории города Коврова и ЗАТО город Радужный было связано с применением на данных территориях при расчете платы за коммунальную услугу двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Представители заинтересованного лица ЗАО «Радугаэнерго» заявленные требования поддержали, представили письменный отзыв. Указали, что все многоквартирные дома в ЗАТО г.Радужный оборудованы общедомовыми приборами учета, на основании показаний которых ЗАО «Радугаэнерго» как ресурсоснабжающая организация определяет объем поставляемых ресурсов. Фактическое потребление тепловой энергии превышает определенное по нормативу значение, на основании которого МУП «ЖКХ» ЗАТО г.Радужный обязано выставлять счета конечным потребителям. В связи с этим ресурсоснабжающая организация недополучает денежные средства, затраченные на производство тепловой энергии и вынуждено обращаться с иском в суд. В настоящее время в арбитражном суде имеется спор на сумму более 26 миллионов рублей.
Представитель заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области ФИО7 против требований возражал. Суду пояснил, что представленный административным истцом отчет не является надлежащим доказательством, поскольку основан на информации за иные отопительные периоды. В соответствии с пунктом 11 Правил №306 норматив рассчитывается для жилых домов с аналогичными конструктивными особенностями, расположенных в одной климатической зоне, расчет в отношении лишь части входящих в определенную группу домов не предусмотрен. Превышение фактического потребления над нормативным стимулирует управляющую компанию на принятие мер по энергосбережению. В 2019 году инспекцией был выявлен факт нарушения административным истцом установленных требований при начислении платы за коммунальные услуги, о чем вынесено предписание.
Прокурор в заключении просил в удовлетворении требований отказать, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным лицом в установленной форме, должным образом опубликован. При его подготовке учтены требования специального законодательства и фактические обстоятельства, применяемые в расчете норматива. Доводы, изложенные административным истцом, не нашли своего подтверждения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав и оценив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При этом суд проверяет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила предоставления коммунальных услуг).
МУП «ЖКХ» ЗАТО г.Радужный в соответствии со своим уставом и на основании лицензии от 06.04.2015 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами в ЗАТО г.Радужный.
Как управляющая организация МУП «ЖКХ» ЗАТО г.Радужный в соответствии с пунктами 9 и 13 Правил предоставления коммунальных услуг обеспечивает предоставление коммунальных услуг посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В связи с осуществлением административным истцом указанного вида деятельности в феврале-апреле 2020 Государственной жилищной инспекцией администрации Владимирской области по результатам проведенных проверок вынесены предписания о необходимости применения с 01.11.2016 при начислении платы за горячее водоснабжение нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, установленных Постановлением администрации Владимирской области №905 от 18 октября 2016 года.
Таким образом, в отношении административного истца был применен оспариваемый нормативный правовой акт, что дает ему право оспорить его в судебном порядке.
На момент рассмотрения дела судом нормативный правовой акт не признан утратившим силу, опубликован, содержит общеобязательные нормы и направлен на неоднократное применение, в связи с чем подлежит оспариванию по правилам главы 21 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды. При этом из пункта 26 приложения №2 к Правилам следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее Правила №306).
В соответствии с пунктом 2 Правил №306 определяемый в соответствии с ними норматив потребления коммунальной услуги применяется для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных указанными Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг.
Статьей 157 ЖК РФ утверждение нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 15 Закона Владимирской области от 10.12.2001 № 129-ОЗ «О Губернаторе и администрации Владимирской области» к полномочиям администрации области отнесено государственное регулирование в отдельных отраслях экономики. Постановлением администрации области от 30.05.2017г. указанные полномочия переданы Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области.
Постановления и распоряжения администрации области принимает Губернатор, как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области (статья 9 Закона).
В соответствии с Уставом Владимирской области Губернатор по вопросам деятельности администрации области принимает нормативные правовые акты – постановления администрации области, которые вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено действующим законодательством либо не предусмотрено самим актом (статья 10 Закона).
Постановление подписано и.о. Губернатора области заместителем Губернатора области ФИО8, на которого полномочия были возложены распоряжением администрации Владимирской области от 14.10.2016г. в связи с командировкой Губернатора.
В соответствии с требованиями статьи 4 Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области» Постановление администрации Владимирской области №905 от 18 октября 2016 года опубликовано в официальных источниках – в газете «Владимирские ведомости» №168 от 22.10.2016 и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://publication.pravo.gov.ru.) 20.10.2016.
Таким образом, требования закона о полномочиях на принятие оспариваемого нормативного правового акта, его форме, порядке его принятия и опубликования соблюдены, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Также суд приходит к выводу, что требования к разработке нормативов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, установленные федеральным законодательством, не были нарушены.
Как указано выше, нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных домах устанавливаются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006.
В соответствии с пунктом 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными Правилами требованиями (пункт 32).
Под климатическими условиями понимаются средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода; под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома) (пункт 2 Правил).
Исходная температура холодной воды, ее источник (артезианская скважина и т.п.) не являются основанием дифференцирования нормативов потребления коммунальных услуг.
Также отсутствуют основания для дифференцирования услуг на территории Владимирской области в соответствии с климатическими условиями.
В соответствии с пунктом 32(1) Правил уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов:
а) неизолированные стояки и полотенцесушители;
б) изолированные стояки и полотенцесушители;
в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Таким образом, норматив устанавливается единым для всех домов на территории Владимирской области, относящихся к одной из категорий, предусмотренных пунктом 32(1) Правил №306. Оснований дифференцировать нормативы по территориальному признаку не имелось.
То обстоятельство, что изначально нормативы были установлены для города Коврова и ЗАТО г.Радужный, связано с действием в указанных муниципальных образованиях двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В связи с изданием Постановления администрации Владимирской обл. от 20.03.2017 № 243 действие данных нормативов распространено на всю область.
При таких обстоятельствах довод административного истца, что норматив должен был рассчитываться только исходя из особенностей жилого фонда ЗАТО г.Радужный, является несостоятельным. По той же причине суд не может принять во внимание отчет о научно-исследовательской работе ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» на тему: «Анализ методики расчета и образования услуг ГВС в ЗАТО г.Радужный» от 18.06.2020, поскольку указанное исследование проводилось в отношении системы горячего водоснабжения только одного муниципального образования ЗАТО г.Радужный.
Также отклоняется судом довод административного истца о необоснованном применении при установлении норматива расчетного метода.
В соответствии с пунктом 19 Правил №306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Определение нормативов с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил).
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил).
В данном случае выбор уполномоченным органом расчетного метода обоснован недостаточностью представительности выборки, что установлено на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 32(2) от органов местного самоуправления и исполнителей коммунальных услуг (Т.5), соответствующие расчеты проведены в соответствии с пунктами 33, 34, 40 и пунктами 1 и 2 Приложения №1 Правил №306. Правильность выводов подтверждается расчетом, приведенным в отзыве Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области от 30.09.2020 (л.д.127-134 Т.6).
В частности Департаментом было установлено, что необходимое количество домов для определения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды методом аналогов по группе домов с закрытой системой горячего водоснабжения, с наружной сетью, с неизолированными стояками и полотенцесушителями составляло 138, при этом количество домов в предварительной выборке, удовлетворяющих условиям пункта 40 Правил – 118.
Довод административного истца о необоснованном включении в предварительную выборку пяти многоквартирных домов в ЗАТО г.Радужный, изложенный в возражениях от 01.10.2020 (л.д.79-84 Т.6), не опровергает вывод о недостаточной представительности выборки, что следует из дополнительного расчета представленного административным ответчиком, произведенного без учета спорных домов (л.д.172-175 Т.6).
Таким образом, при установлении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды методом аналогов по группе домов с закрытой системой горячего водоснабжения, с наружной сетью, с неизолированными стояками и полотенцесушителями уполномоченным органом обоснованно применен расчетный метод.
Доводы административного истца о допущенных при применении расчетного метода нарушениях также не основан на требованиях нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу и материалами дела не подтверждается.
В соответствии с пунктом 24 (1) приложения №1 к Правилам №306 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м), при применении расчетного метода определяется по формуле 23 (1).
Учитываемая в расчете температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (°C), определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы. При отсутствии достоверных данных средняя температура (°C) определяется по формуле 24, где температура холодной воды в водопроводной сети в отопительный период принимается равной 5 °C, в неотопительный период – равной 15 °C.
Таким образом, довод административного истца о необходимости принятия к учету фактической температуры воды, определяемой по приборам учета, противоречит указанным требованиям.
Также несостоятельным является довод, что помимо гидрометеорологической службы необходимые для расчета сведения могут быть получены из других источников, поскольку единственным источником такой информации Правила №306 определяют именно этот.
В материалы дела представлен ответ Владимирского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» от 31.03.2016г. об отсутствии такой информации (л.д.81 Т.4), в связи с чем указанный параметр в формуле 23 (1) получен расчетным путем.
Таким образом, доводы административного истца о принятии оспариваемого нормативного правового акта в его оспариваемой части с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, опровергаются установленными по делу обстоятельствами.
Доводы административного истца, что при применении указанного норматива он несет убытки, поскольку с ресурсоснабжающей организацией вынужден расплачиваться за поставленные ресурсы в соответствии с показаниями приборов учета, не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта и нарушении прав административного истца.
Вопрос целесообразности применения расчетов с применением указанного норматива к компетенции суда не относится.
При изложенных обстоятельствах пункта 1 приложения №1 к Постановлению администрации Владимирской области №905 от 18 октября 2016 года «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях» в оспариваемой части действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 4 Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области» сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном источнике – в газете «Владимирские ведомости» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО г.Радужный о признании недействующим со дня принятия пункта 1 приложения №1 к Постановлению администрации Владимирской области №905 от 18 октября 2016 года «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях» в части установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях в ЗАТО г.Радужный с закрытой системой водоснабжения, с наружной сетью горячего водоснабжения, с неизолированными стояками и полотенцесушителями в размере 0,0675 Гкал/м3 и обязании Департамента регулирования цен и тарифов Владимирской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий пункт 1 приложения №1 к Постановлению администрации Владимирской области №905 от 18 октября 2016 года «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях» в части установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях в ЗАТО г.Радужный с закрытой системой водоснабжения, с наружной сетью горячего водоснабжения, с неизолированными стояками и полотенцесушителями с применением метода аналогов, оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Владимирские ведомости» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд.
Председательствующий А.В.Семёнов
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2020 года