Дело № 3а-5/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2017 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием представителя административного истца – прокурора Оренбургской области Стиплина И.В., представителя административного ответчика – комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области Студенниковой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оренбургской области к комитету по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области о признании недействующим пункта 25 Административного регламента предоставления государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, выданных органами ЗАГС Оренбургской области, подлежащих вызову за границу, утверждённого приказом комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области от 19 августа 2016 года № 33-о/д,
установил:
приказом комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области от 19 августа 2016 года № 33-о/д утверждён Административный регламент предоставления комитетом по вопросам ЗАГС Оренбургской области государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, выданных органами ЗАГС Оренбургской области, подлежащих вызову за границу (далее по тексту – регламент).
В разделе II регламента «Стандарт предоставления государственной услуги» содержится подраздел «Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги», в котором в пункте 25 указано, что за проставление апостиля взимается государственная пошлина. Размер и порядок взимания государственной пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в Оренбургский областной суд с административным иском, в котором просил пункт 25 регламента признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемый пункт № 25 Административного регламента не содержит сведения о размере государственной пошлины за предоставление государственной услуги (проставление апостиля), что противоречит Правилам разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373, которым предписано указывать в разделе «Стандарт предоставления государственной услуги» размер государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги.
В судебном заседании прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплин И.В. и прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Криворучко М.А. административные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика Студенникова Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, полагая, что оспариваемый нормативный акт соответствует требованиям закона.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив представленные доказательства согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующему.
Административный регламент предоставления комитетом по вопросам ЗАГС Оренбургской области государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, выданных органами ЗАГС Оренбургской области, подлежащих вызову за границу, утверждённый приказом комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области от 19 августа 2016 года № 33-о/д, опубликован на официальном сайте комитета по вопросам ЗАГС Оренбургской области и является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривается.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом от 27 июля 2010 года
N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
В силу требований части 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2706/470-III-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» комитет по вопросам ЗАГС Оренбургской области входит в систему органов исполнительной власти Оренбургской области.
Оспариваемый Административный регламент принят в пределах полномочий и компетенции Комитета по вопросам ЗАГС Оренбургской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.
В подпункте «л» пункта 14 указанных Правил предписано, что Стандарт предоставления государственной услуги должен содержать в том числе подраздел: порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги.
В развитие названных положений федерального законодательства Правительством Оренбургской области принято постановление от 30 декабря 2011 года N 1308-п "О разработке и утверждении органами исполнительной власти Оренбургской области административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Подпунктом «л» пункта 10 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного данным постановлением правительства Оренбургской области, установлено, что стандарт предоставления государственной услуги должен содержать в том числе подраздел: порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги.
Анализ федерального и регионального законодательства, устанавливающего требования к Административному регламенту, свидетельствует о том, что административные регламенты предоставления государственной услуги должны предусматривать подраздел: порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в оспариваемом Административном регламенте предоставления комитетом по вопросам ЗАГС Оренбургской области государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, выданных органами ЗАГС Оренбургской области, подлежащих вызову за границу, имеется подраздел «Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги», в котором в пункте 25 указано, что за проставление апостиля взимается государственная пошлина. Размер и порядок взимания государственной пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 48 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины за проставление апостиля – 2 500 рублей за каждый документ.
Установленный Налоговым кодексом Российской Федерации размер государственной пошлины за проставление апостиля не подлежит каким-либо изменениям на уровне законодательных органов субъекта федерации, в связи с чем отсылка в оспариваемом регламенте к нормам Налогового кодекса Российской Федерации соответствует закону.
Федеральное и региональное законодательство не содержит требования к указанию в подразделе «Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги» конкретного размера государственной пошлины в денежном измерении. Поэтому суд полагает, что отсылка к федеральному закону, устанавливающему конкретный размер государственной пошлины, не противоречит закону.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенных обстоятельств доводы административного истца о противоречии проверяемого регионального стандарта федеральному законодательству лишены правовых оснований.
Доводы административного истца о затруднениях в применении отсылочной нормы не являются основанием для признания указанной нормы недействующей.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 года
N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, определяет критерии коррупциогенного фактора норм, устанавливающих для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Суд, проанализировав содержание оспариваемой нормы в ее взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, приходит к выводу о законности этой нормы, полагая, что каких-либо положений, свидетельствующих о наличии в правовой норме, оспариваемой прокурором, коррупциогенного фактора, она не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Оренбургской области к комитету по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области о признании недействующим пункта 25 Административного регламента предоставления государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, выданных органами ЗАГС Оренбургской области, подлежащих вызову за границу, утверждённого приказом комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области от 19 августа 2016 года № 33-о/д, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Полный текст решения изготовлен 25 января 2017 года.