ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-115/2021 от 17.08.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 3а-115/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Астрахань

председательствующего судьи Лавровой С.Е.

при секретаре Бессаловой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усояна Миграна Окоевича, Кочояна Мусы Арами, Кочоян Карине Арамовны об оспаривании кадастровой стоимости, руководствуясь статьями 175-176, 178-181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Административные истцы обратились в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением, в котором указали, что являются собственниками четырехэтажного нежилого здания торгово-гостиничного комплекса с кадастровым номером Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере 34 372 918 руб. 01 коп. на основании постановления агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области № 40 от 10 ноября 2020 г. по состоянию на 1 января 2019 г., о чем 26 ноября 2020 г. внесены сведения в Единый государственный реестр. Рыночная стоимость объекта недвижимости на указанную дату составляет 19 144 340 руб., в связи с чем просили определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

Определением Астраханского областного суда от 26 июля 2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)".

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Неявка участвующих в деле лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к рассмотрению и разрешению настоящего дела.

В судебном заседании Кочоян М. А. поддержал заявленные требования.

Представители административных ответчиков агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области Бурмистрова Д.Н. и Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)" Лихачева О. Г. не возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменные возражения.

Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, допросив свидетеля, Астраханский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, в том числе, на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

В судебном заседании установлено, что административные истцы с 2008 г. являются собственниками четырехэтажного нежилого здания торгово-гостиничного комплекса с кадастровым номером .

В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Астраханской области от 3 ноября 2016 г. № 66/2016-ОЗ "О единой дате начала применения на территории Астраханской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 17 ноября 2016 г. № 151 "О налоге на имущество физических лиц", являются плательщиками налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного нежилого помещения влияют на права и обязанности административных истцов как плательщиков налога.

В соответствии с частью 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делам об оспаривании кадастровой стоимости ответчиками являются орган государственной власти субъекта РФ, который утвердил кадастровую стоимость, и созданное им бюджетное учреждение, которое определило кадастровую стоимость.

В целях реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", на основании Постановления Правительства Астраханской области от 1 апреля 2009 г. № 127-П "Об агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области", агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области постановлением от 29 ноября 2017 г. № 25 наделило государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

В соответствии Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", на основании Решений государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)" от 23 октября 2020 г. № 2020-0263-ОКС-ЗДН, от 27 октября 2020 г. № 2020-0274-ОКС-ЗДН агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области Постановлением от 10 ноября 2020 г. № 40 утвердило результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Астраханской области, по состоянию на 1 января 2019 г.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером установлена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 34 372 918 руб. 01 коп., о чем 26 ноября 2020 г. внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, и об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, копиями правоустанавливающих документов.

Оспаривая учтенную в Едином государственном реестре недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, административный истец в подтверждение своих доводов представил отчет об оценке от 10 июня 2021 г. № 01-06-1-1, подготовленный ООО «Дело+», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет 19 144 340 руб., что меньше установленной кадастровой стоимости.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству административные ответчики, проверили правильность определения рыночной стоимости в отчете и пришли к выводу о наличии в отчете об оценке ряда ошибок, которые указали в письменных возражениях.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик Хаметов Р.Н., предупрежденный об уголовной ответственности по статьям 307 - 308 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложных показаний, пояснил, что он дополнительно проверил свои расчеты, приведенные в отчете об оценке и в результате устранил технические ошибки, на которые было указано в письменных возражениях административных ответчиков, результате, рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости составила 19 169 887 руб.

Исследовав в судебном заседании и оценив в соответствии со статьями 84, 59, 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации акт оценки рыночной стоимости земельного участка в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что оснований не доверять представленному акту оценки не имеется, поскольку он является допустимым по делу доказательством. Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что разница между результатами государственной кадастровой оценки, полученными в процедуре массовой государственной кадастровой оценки, и кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной с учетом индивидуальных особенностей объекта оценки, находятся в пределах допустимой погрешности.

Исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные по административному делу доказательства, Астраханский областной суд приходит к выводу об обоснованности рыночной стоимости объекта на указанную дату в размере 19 169 887 руб. Доказательств того, что кадастровая стоимость, оспариваемая административным истцом, была установлена произвольно или ошибочно, судом не установлено.

Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В Единый государственный реестр недвижимости сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены 26 ноября 2020 г.

Сведения об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Датой подачи заявления для административного истца является дата его обращения в суд 24 июня 2021 г.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Руководствуясь статьями 175-176, 178-181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

административное исковое заявление Усояна Миграна Окоевича, Кочояна Мусы Арами, Кочоян Карине Арамовны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость четырехэтажного нежилого здания торгово-гостиничного комплекса с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 г., в размере равном его рыночной стоимости – 19 169 887 (девятнадцать миллионов сто шестьдесят девять тысяч восемьсот семьдесят семь) руб., на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 24 июня 2021 г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 20 августа 2021 г.