ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-115/2022 от 18.07.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2022 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Кокоевой О.А., при секретаре Агатаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» к Министерству тарифного регулирования и энергетики об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива», Общество) обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом административного иска в уточненной редакции т. 2 л.д. 193-195) к Министерству тарифного регулирования и энергетики (далее – МТРиЭ , Министерство) о признании полностью недействующим постановление МТРиЭ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифа на услугу по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Вектор» на территории Троицкого городского округа», как не соответствующие законодательству Российской Федерации, а именно: федеральному закону от 190- ФЗ «О теплоснабжении», постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», приказу ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ – э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».

В обоснование заявленных требований, с учетом уточнения оснований иска, указали, что Общество является Единой теплоснабжающей организацией на территории центральной части , а ООО «Вектор» является теплосетевой организацией, оказывающей услуги по транспортировке тепловой энергии. Постановлением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ установлен тариф по передаче тепловой энергии для ООО «Вектор», который административный истец полагает экономически необоснованным. ООО «Вектор» является вновь созданной ДД.ММ.ГГГГ организацией, ранее не осуществляло регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, информация о нем отсутствует в актуализированной схеме теплоснабжения Троицкого городского округа. В связи с чем, информация о плановых объемах полезного отпуска ООО «Вектор» была запрошена МТРиЭ у Администрации письмом от ДД.ММ.ГГГГ, которая письмом от ДД.ММ.ГГГГ предоставила в МТРиЭ сведения о величине планового объема полезного отпуска ООО «Вектор», согласно которому указанная величина составляет Гкал/год. Достоверная информация о величине полезного отпуска из магистральных тепловых сетей, обслуживаемых с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вектор», за 3 предыдущих расчетных периода регулирования, имеется исключительно у ООО «Перспектива». Как следует из выписки из протокола заседания Правления МТРиЭ от ДД.ММ.ГГГГ при установлении тарифа учтен/применен суммарный плановый объем отпуска тепловой энергии из сетей ООО «Вектор» в размере 33,99 тыс. Гкал/год, определенный на основании письма Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, который не соответствует фактическому плановому объему полезного отпуска в размере Гкал/год, определенному ООО «Перспектива», что привело к нарушению положений п. 88 Основ ценообразования и п. 21, п. 121 Методических указаний. Поскольку суммарный объем отпуска тепловой энергии из сетей ООО «Вектор» был определен с нарушением действующего законодательства, одноставочные тарифы, рассчитанные на его основе, и установленные оспариваемым постановлением являются существенно завышенными, и не могут быть признаны экономически обоснованными. ООО «Вектор» до настоящего момента уклоняется от заключения с ООО «Перспектива» договора на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя. Требования ООО «Перспектива» о понуждении ООО «Вектор» к заключению договора на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя рассматриваются Арбитражным судом в рамках дела № А76-44510/2021.

Точки приема и точки передачи на границах смежных тепловых сетей не оборудованы узлами учета тепловой энергии.

В отсутствие согласованного между ООО «Перспектива» и ООО «Вектор» порядка определения объема оказанной услуги по передаче тепловой энергии, а также в связи с отсутствием в точках приема и точках передачи на границах смежных тепловых сетей узлов учета тепловой энергии, оплате ООО «Перспектива» подлежит объем фактически оказанных ООО «Вектор» услуг ООО «Перспектива» (т.е. объем услуги, определенный исходя из фактического объема полезного отпуска, отпущенного потребителям из тепловых сетей, принадлежащих ООО «Вектор»).

ООО «Перспектива», оплачивая услуги ООО «Вектор» из расчета фактического объема полезного отпуска, отпущенного потребителям по экономически необоснованному тарифу, установленному постановлениями МТРиЭ ЧО от ДД.ММ.ГГГГ понесет прямые убытки в виде экономически необоснованных расходов организации, размер которых в общей сумме составит 26 237 537,68 рублей, что прямо нарушает права и законные интересы ООО «Перспектива».

Определениями суда от 05 апреля и ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 180-182; т. 8, л.д. 197-198) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация , ООО «Акцент», ООО «Базис».

Представитель административного истца ООО «Перспектива» ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д. 196), на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель административного ответчика МТРиЭ ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д. 154), а также представитель заинтересованного лица ООО «Вектор» ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д. 158) в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований ООО «Перспектива» просили отказать.

Представители заинтересованных лиц Администрации , ООО «Акцент», ООО «Базис» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела, ООО «Вектор» создано ДД.ММ.ГГГГ на основании решения единственного участника общества (том 1, л.д. 91), запись о нем внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 86-90).

ООО «Вектор» осуществляет деятельность в качестве теплосетовой организации, оказывающей ООО «Перспектива» услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Перспектива» является Единой теплоснабжающей организацией на территории центральной части (Постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики , утвержденного постановлением губернатора от ДД.ММ.ГГГГ, является МТРиЭ .

ООО «Вектор» обратилось в Министерство с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об открытии дела об установлении тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии на 2022 – 2024 гг. (том 1, л.д. 72).

Постановлением МТРиЭ ДД.ММ.ГГГГ установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Вектор» на территории Троицкого городского округа на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 19-21).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Оспариваемый акт не обладает распорядительным, внутриведомственным и локальным характером. Это акт общего действия, в системе тарифного регулирования участвующий в процессе установления тарифа на тепловую энергию для потребителей, то есть адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение; содержит нормативные предписания.

Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Вектор» на территории Троицкого городского округа» является нормативным правовым актом исполнительного органа власти , принят уполномоченным органом в установленной форме, опубликован на официальном сайте Министерства, по этим основаниям не оспаривается.

Тариф для ООО «Вектор» установлен методом экономически обоснованных расходов (затрат) как организации, ранее не осуществлявшей регулируемые виды деятельности. ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????h????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????›?‚??x?x??Y??????????????Y??????????????Y??????x?x?? ??????Y?????x?x??$???????Y??????????Y??????????Y??????Y?

Решение об установлении оспариваемого тарифа принято на заседании Правления МТРиЭ (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, том 1, л.д. 66-68).

ООО «Перспектива» в обоснование заявленных требований ссылается на принятие при расчете тарифа для ООО «Вектор» объема полезного отпуска в экономически необоснованном размере.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 21 Методических указаний объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.

Статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О терпло снабжении» полномочия по разработке и утверждению схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек возложена на органы местного самоуправления поселений, городских округов.

В соответствии с пунктом 3 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 (далее – Требования), схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается главой администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа – в отношении городских поселений, городских округов численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.

Пунктом 36 Требований установлено, что схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Актуализации схемы теплоснабжения Троицкого городского округа на период года по состоянию на 2022 год.

В связи с прекращением деятельности ЗАО «ТЭК», ранее осуществлявшего деятельность в системе теплоснабжения, в которой с августа 2021 года начали деятельность 3 юридических лица: ООО «Вектор», ООО «Акцент», ООО «Базис», актуализированная схема теплоснабжения, содержащая информацию о показателях деятельности вновь созданных организаций, в том числе ООО «Вектор», в администрации отсутствует.

В ответ на запрос МТРиЭ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации о значениях тепловой нагрузки для ООО «Вектор», ООО «Акцент», ООО «Базис», письмом от ДД.ММ.ГГГГ руководитель ООО «Перспектива» сообщил об отсутствии заключенных договоров, ведении работы по согласованию условий договоров (т. 8, л.д. 183-185).

Договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии между ООО «Перспектива» и ООО «Вектор» не заключен, спор рассматривается Арбитражным судом .

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Министерства от ДД.ММ.ГГГГ администрация направила информацию об отсутствии возможности отразить новые теплосетевые организации центральной части в Актуализация схемы теплоснабжения Троицкого городского округа на период до 2029 года по состоянию на 2022 год, утвержденной Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (том 8, л.д. 169-170).

Таким образом, данные об объемах полезного отпуска тепловой энергии ООО «Вектор» на период регулирования в схеме теплоснабжения отсутствуют.

ООО «Вектор» обратилось в Министерство с заявлением об установлении тарифа на 2022 – 2024 гг. на передачу тепловой энергии письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указало на то, что текущие расходы не могут быть подтверждены, при рассмотрении материалов для установления тарифа использовать ранее предоставленные материалы, направленные в Министерство письмом от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 72).

ДД.ММ.ГГГГ Министерство в адрес ООО «Вектор» направлен запрос, в котором указано на необходимость указать в раздел (главу, таблицу) со ссылкой на страницу Схемы теплоснабжения, в которых будут отражены указанные ООО «Вектор» значения, а также отнесение магистрали по направлению «Летягина» к ООО «Вектор», и в ООО «Перспектива» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации, подтверждающей согласованные значения тепловой нагрузки и потерь, в том числе в сетях ООО «Вектор» (том 8, л.д. 193-195).

ООО «Перспектива» предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии запрашиваемых данных (том 8, л.д. 184-185).

В связи с отсутствием данных об объемах полезного отпуска тепловой энергии ООО «Вектор» на период регулирования в Схеме теплоснабжения и данных о динамике полезного отпуска ООО «Вектор» за последние 3 года, Министерство направило запрос от ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченный на утверждение Схемы теплоснабжения орган местного самоуправления – Администрацию о предоставлении информации о полезном отпуске ООО «Вектор», в том числе на 2022 год (том 8, л.д. 167-168).

Администрацией письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлена информация о полезном отпуске тепловой энергии, в том числе в отношении ООО «Вектор» на 2022 год в объеме тыс.Гкал. (том 8, л.д. 169-182).

При таких обстоятельствах, при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО «Вектор» на гг. Министерством учтен объем полезного отпуска по сетям ООО «Вектор» в объеме тыс. Гкал, о чем отражено в разделе 5.1 Экспертного заключения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Перспектива» на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ является единой теплоснабжающей организации на территории центральной части и в обоснование заявленных требований ссылается на недостоверность представленных администрацией сведений о распределении тепловой нагрузки, поскольку информация о величине полезного отпуска на магистральных тепловых сетях, обслуживаемых ООО «Вектор», за 3 предыдущих расчетных периода регулирования, имеется исключительно у ООО «Перспектива».

В подтверждение своей позиции ООО «Перспектива» представлены сведения о фактическом объеме полезного отпуска потребителей за период с 2019 по 2021 гг. (том 3, л.д. 1 – том 8, л.д. 166).

Наличие у ООО «Перспектива», как единой теплоснабжающей организации на территории центральной части , информации о фактическом распределении тепловой нагрузки сомнений у суда не вызывает.

Как следует из выписок из заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании рассматривался вопрос об установлении тарифов для ООО «Вектор», ООО «Акцент», ООО «Базис» с распределением между юридическими лицами тепловой нагрузки в размере тыс.Гкал, соответствующей объему полезного отпуска котельной, эксплуатируемой ООО «Перспектива» (том 9, л.д. 6-38).

Постановление об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Акцент» по мотивам его занижения ООО «Перспектива» не оспаривалось.

Увеличение объема полезного отпуска ООО «Вектор» без уменьшения объема для других юридических лиц приведет к увеличению общего баланса тепловой нагрузки, его не соответствию фактическому полезному отпуску котельной и, как следствие, неосновательному обогащению ООО «Перспектива».

В отсутствие по объективным причинам актуализированной схемы теплоснабжения, заключенного договора теплоснабжения, отсутствие как у Министерства, так и ООО «Перспектива» на момент принятия оспариваемого постановления сведений о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация, использование Министерством при расчете тарифа сведений о распределении объема полезного отпуска котельной ООО «Перспектива» между сетевыми организациями, в том числе ООО «Вектор», полученных от администрации , являющейся в силу положений статьи 6 Закона о теплоснабжении, пункта 3 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, органом, уполномоченным на разработку и утверждение схем теплоснабжения, положениям действующего законодательства, в том числе пункту 22 Основ ценообразования и пункту 21 Методических рекомендаций, не противоречит.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», приказу ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», суд пришел к выводу, что постановление МТРиЭ от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований ООО «Перспектива» необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» к Министерству тарифного регулирования и энергетики об оспаривании нормативного правового акта - отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий О.А.Кокоева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ