70OS0009-01-2023-000191-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2024 года Томский областной суд в составе
председательствующего Кущ Н.Г.
при секретаре Степановой А.В.,
с участием представителя административного истца прокурора Вылегжаниной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-29/2024 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Томской области о признании недействующим в части решения Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №16 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Администрации Парабельского сельского поселения, при поступлении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»,
установил:
решением Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №16 утвержден Перечень муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Администрации Парабельского сельского поселения, при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень).
Указанное решение опубликовано в Информационном бюллетене Администрации Парабельского сельского поселения, Совета Парабельского сельского поселения, май 2013 года.
Решением Совета Парабельского сельского поселения от 18 марта 2015 года №04 в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством в решение Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №16 внесены изменения, в том числе в наименование решения.
Решением Совета Парабельского сельского поселения от 29 мая 2020 года №08 в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством в решение Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №16 внесены изменения, в том числе в наименование решения.
С учетом внесенных в наименование решения изменений в настоящее время наименование решения Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №16 - «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Администрации Парабельского сельского поселения, при поступлении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Данные решения опубликованы в Информационных бюллетенях Администрации Парабельского сельского поселения, Совета Парабельского сельского поселения за март 2015 года и май 2020 года соответственно.
И.о. прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать решение Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №16 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Администрации Парабельского сельского поселения, при поступлении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» в части невключения в Перечень должности ведущего специалиста-финансиста Администрации Парабельского сельского поселения не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой он не предусматривает включение в Перечень должности ведущего специалиста-финансиста Администрации Парабельского сельского поселения.
В обоснование заявленных требований указано, что данный нормативный правовой акт не отвечает требованиям действующего законодательства в сфере противодействия коррупции.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2008 года №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», указывает, что федеральным законодательством предусмотрена необходимость утверждения муниципальным нормативным правовым актом перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также установлены критерии для определения подлежащих включению в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Во исполнение указанных требований решением Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №13 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в Администрации Парабельского сельского поселения, при поступлении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В Перечень включены заместитель Главы администрации Парабельского сельского поселения по ЖКХ, транспорту и дорожному хозяйству и управляющий делами администрации Парабельского сельского поселения.
В структуру Администрации Парабельского сельского поселения входит, в том числе, ведущий специалист-финансист. Согласно должностной инструкции ведущего специалиста-финансиста Администрации Парабельского сельского поселения, утвержденной Главой Парабельского сельского поселения 01 августа 2023 года, должность ведущего специалиста-финансиста является должностью муниципальной службы. Из должностных обязанностей, указанных в должностной инструкции, следует, что ведущий специалист-финансист Администрации Парабельского сельского поселения осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Изложенное свидетельствует о наличии коррупционных рисков при реализации указанным должностным лицом своих должностных обязанностей.
Полагает, что Перечень в той части, в которой не предусматривает включение в него должности ведущего специалиста-финансиста Администрации Парабельского сельского поселения, анализ должностных обязанностей которого указывает на наличие коррупционных рисков при реализации должностных полномочий, нарушает требования федерального законодательства и права неопределенного круга лиц в сфере противодействия коррупции, и в этой связи подлежит признанию не действующим в данной части.
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Совета Парабельского сельского поселения, Администрации Парабельского сельского поселения, не направивших своих представителей в судебное заседание.
В письменном отзыве на административное исковое заявление Глава поселения Я. просит в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая их необоснованными. Ссылаясь на положения пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №557, указывает, что данная норма носит рекомендательный характер и регулирует правоотношения по недопущению действий коррупционной направленности со стороны муниципальных служащих, наделенных полномочиями, в результате осуществления которых муниципальными служащими при осуществлении ими профессиональной деятельности и исполнения ими должностных обязанностей может возникнуть конфликт интересов, а также получение данными муниципальными служащими дополнительного источника доходов. Определение Перечня является правом органов местного самоуправления, в связи с чем в Перечень не включены должности муниципальной службы, при замещении которых у муниципальных служащих не могут возникнуть коррупционные действия.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Вылегжанина Ю.А. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, проверив оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт на соответствие федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39, частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор Томской области вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ предусматривает, что в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования (часть 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Перечня).
Из содержания пункта 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2002 №131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
В силу статьи 42 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В силу части 1 статьи 14-1 Закон Томской области от 11 сентября 2007 года №198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области» перечни должностей муниципальной службы, указанные в части 4 статьи 14, частях 1, 6, 7 статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, пункте 4 статьи 6, пункте 1 части 1 статьи 8, частях 1, 2 - 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливаются решениями представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Устава муниципального образования «Парабельское сельское поселение Парабельского района Томской области» Совет Парабельского сельского поселения является представительным органом муниципального образования Парабельское сельское поселение Парабельского района Томской области.
Согласно Уставу муниципального образования «Парабельское сельское поселение Парабельского района Томской области» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты Совета, муниципальные правовые акты подлежат обнародованию в специальном информационном бюллетене Администрации и Совета Парабельского сельского поселения (статья 3); Совет состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; заседание Совета не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (статья 18); Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Томской области, Уставом муниципального образования Парабельское сельское поселение Парабельского района Томской облсти, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования; также Совет принимает муниципальные правовые акты по вопросам местного значения или реализации отдельных государственных полномочий в случае отсутствия в законодательстве указаний на конкретный орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено принятие указанных муниципальных правовых актов; решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ; Совет принимает решения на своих заседаниях в порядке, установленном регламентом Совета и настоящим Уставом; нормативные правовые акты, принятые Советом, направляются Главе поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней (статья 20); Глава Парабельского сельского поселения является высшим должностным лицом Парабельского сельского поселения, исполняет полномочия председателя Совета, главы местной администрации (статья 25) (л.д.86-100).
В соответствии с Регламентом Совета Парабельского сельского поселения, утвержденного решением Совета Парабельского сельского поселения от 21 декабря 2005 года №14, действовавшем на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, собрание Совета не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов Совета (пункт 68), решения Совета принимаются на его собраниях открытым голосованием, если Советом не принято решение о тайном голосовании (пункт 81), решения Совета по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Томской области, Уставом муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и решения Совета по вопросам организации деятельности Совета принимаются большинством (более половины) голосов от установленной численности депутатов Совета (пункт 83), решения Совета по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Томской области, Уставом муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования подписывает и обнародует Глава муниципального образования в трехдневный срок с момента его принятия (пункт 101) (л.д.121-133).
Как следует из протокола заседания Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №03 в нем принимали участие Глава Парабельского сельского поселения, а также шесть депутатов; четвертым вопросом в повестке дня указан вопрос об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Администрации Парабельского сельского поселения и ее органах, при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; по результатам голосования «за» проголосовало 7, «против» - 0, «воздержались» - 0 (л.д.137-139).
Таким образом, решение принято при правомочном составе большинством голосов, полномочия депутатов подтверждены решением Муниципальной избирательной комиссии Парабельского сельского поселения от 15 октября 2012 года №12/41.
Решение Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №16 «Об утверждении Перечня муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Администрации Парабельского сельского поселения, при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» подписано Главой поселения Л., чьи полномочия подтверждены распоряжением №11 от 23 сентября 2011 года (л.д. 140).
Указанное решение с приложением опубликовано в Информационном бюллетене Администрации Парабельского сельского поселения и Совета Парабельского сельского поселения за май 2013 года (л.д.31-34).
Представленные суду документы: протоколы заседания Совета Парабельского сельского поселения от 18 марта 2015 года №01, от 29 мая 2020 года №02, информационные бюллетени (март 2015, май 2020 года), постановление от 30.09.2016 №03 «О вступлении в должность Главы муниципального образования Парабельское сельское поселение» подтверждают соблюдение порядка принятия и порядка опубликования решений Совета Парабельского сельского поселения о внесении изменений в оспариваемый муниципальный нормативный акт.
Таким образом, оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят Советом Парабельского сельского поселения Парабельского района Томской области в пределах его полномочий, с соблюдением установленного порядка, порядка опубликования нормативного правового акта.
По указанным основаниям муниципальный нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого муниципального нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ).
В силу пунктов 1.2, 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и лица, замещающие указанные должности обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации (часть 1.1 статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №557 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения, а также установлены критерии для определения должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, в целях их включения в соответствующий перечень (раздел III перечня должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №557).
К числу таких критериев отнесены: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Кроме того, пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №557 органам местного самоуправления рекомендовалось до 1 сентября 2009 года определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена необходимость утверждения муниципальным нормативным правовым актом перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также установлены критерии для определения подлежащих включению в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Решением Совета Парабельского сельского поселения от 27 декабря 2019 года №38 утверждена структура Администрации Парабельского сельского поселения, согласно которой в структуру Администрации Парабельского сельского поселения входит, в том числе, ведущий специалист-финансист. Как видно из приложения к указанному решению, в подчинении у ведущего специалиста-финансиста находится счетный работник – бухгалтер (л.д.42-43).
Согласно должностной инструкции ведущего специалиста-финансиста, утвержденной Главой Парабельского сельского поселения 01 августа 2023 года, должность ведущего специалиста является должностью муниципальной службы (пункт 1.3).
Из раздела 2 «Должностные обязанности» должностной инструкции следует, что ведущий специалист-финансист:
- ведет бюджетный учет (пункт 2.1.1);
-контролирует правильное и экономное расходование средств в соответствии с целевым назначением, указанным в бюджете Учреждения (пункт 2.1.3);
- организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета Учреждения в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансовой деятельности и финансовом положении (пункт 2.1.6);
- обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов (пункт 2.1.11);
- обеспечивает контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях Учреждения (пункт 2.1.12);
- ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь (пункт 2.1.14);
- руководит работниками бухгалтерии (пункт 2.1.18),
а также в силу пункта 3.1 должностной инструкции имеет право на руководство подчиненными.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организацией, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года №19).
Проанализировав положения должностной инструкции ведущего специалиста-финансиста, суд приходит к выводу, что в полномочия ведущего специалиста-финансиста Администрации Парабельского сельского поселения входит осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, что свидетельствует о наличии коррупционных рисков при реализации указанным должностным лицом своих должностных обязанностей.
Изложенное свидетельствует о том, что должность ведущего специалиста-финансиста как отвечающая критериям, указанным в разделе III перечня должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №557, подлежала включению в Перечень должностей муниципальной службы в Администрации Парабельского сельского поселения, при поступлении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный решением Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №16.
Довод административного ответчика о том, что положения пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №557 носят рекомендательный характер, отклоняется судом как несостоятельный.
То обстоятельство, что в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №557 органам местного самоуправления рекомендовалось в срок до 1 сентября 2009 года определить перечень должностей муниципальной службы, не означает, что Совет Парабельского сельского поселения был вправе не включать должность муниципальной службы, соответствующую критериям, приведенным в разделе III перечня должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №557, в оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №16 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Администрации Парабельского сельского поселения, при поступлении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» в той мере, в которой он не предусматривает включение в утвержденный Перечень должности ведущего специалиста-финансиста Администрации Парабельского сельского поселения.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление и.о. прокурора Томской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Парабельского сельского поселения от 31 мая 2013 года №16 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Администрации Парабельского сельского поселения, при поступлении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» в той мере, в которой он не предусматривает включение в утвержденный Перечень должности ведущего специалиста-финансиста Администрации Парабельского сельского поселения.
Возложить на Совет Парабельского сельского поселения обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2024 года