дело № 3а-1160/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 13 декабря 2019 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи Казачкиной Н.В.,
с участием прокурора Сайфутдиновой А.Т.,
представителя административного истца ПАО «МРСК Центра» - Калуга Е.А. и представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «МРСК Центра» об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1313 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2019 года № 1467),
У С Т А Н О В И Л:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1313 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость ( далее – Перечень).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2019 года № 1467 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2019 года № 1467 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 ноября 2019 года.
В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2019 года № 1467), включены объекты недвижимости, в том числе административное здание, с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня 278).
Административный истец ПАО «МРСК Центра» (далее - Общество) обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1313, в части включения в него принадлежащего Обществу на праве собственности административного здания, с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что указанное здание необоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку данный объект не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Согласно техническому паспорту указанное здание имеет наименование: административное здание Брасовского района электрических сетей, состоит из кабинета, комнаты отдыха, подсобного помещения, коридора, душевой, раздевалки и санузла (1 этаж), умывальника, кассы, коридора, кабинетов начальника, заместителя начальника и мастера, диспетчерской ( 2 этаж). Земельный участок, на котором расположен спорный объект, относится к категории земель «земли населенных пунктов», передан Обществу в аренду в целях разрешенного использования «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов». Самостоятельного офисного или делового назначения спорное здание не имеет, составляет инфраструктуру филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», эксплуатируется Брасовским РЭС, который является структурным подразделением филиала ПАО «МРСК Центра»-«Брянскэнерго», осуществляющим свои функции на определенной территории субъекта Российской Федерации – Брасовского района Брянской области. Ремонтно - производственная база Брасовского РЭС используется для обеспечения функционирования структурного подразделения ПАО «МРСК Центра»-«Брянскэнерго» в соответствии с задачами, возложенными на Брасовский РЭС, в частности, в целях административно-хозяйственного обеспечения деятельности Брасовского РЭС. Считает, что включение указанного объекта в оспариваемый Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З «О налоге на имущество организаций» и нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО «МРСК Центра» Калуга Е.А. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования, просил признать недействующим с 01 января 2018 года пункт 278 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1313 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2019 года № 1467, в части включения в него административного здания, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО1 административный иск не признала, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что включение спорного объекта в Перечень, утвержденный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1313, соответствует пунктам 1 и 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по сведениям из ЕГРН указанный объект имеет назначение «нежилое здание», наименование «административное здание», общей площадью 386,4 кв.м, по техническому паспорту объект имеет назначение «административное здание Брасовского района электрических сетей», по экспликации к техническому паспорту в составе административного здания имеются помещения с наименованием «кабинет», при этом полагает, что понятие «кабинет» тождественно понятию «офис». В отношении данного объекта было проведено обследование и установлено, что административное здание используется для размещения персонала организации не менее 20% по состоянию на 27 сентября 2017 года, что подтверждает его использование в коммерческих целях.
Выслушав объяснения представителя административного истца ПАО «МРСК Центра» Калуга Е.А., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области ФИО1, заключение прокурора Сайфутдиновой А.Т., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1313 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2019 года № 1467) издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Брянской области налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З «О налоге на имущество организаций».
Статьей 1.1 указанного Закона Брянской области «О налоге на имущество организаций», введенной в действие Законом Брянской области от 03 октября 2016 года N 76-З, установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( пункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания ( пункт 2).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1313, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду ( пункт 8 названного Порядка).
В соответствии с требованиями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из возражений представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области ФИО1 следует, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по предназначению и фактическому использованию в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в данном случае административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06 ноября 2019 года административному истцу ПАО «МРСК Центра» на праве собственности принадлежит нежилое здание, наименование: административное здание, площадью 386,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:2, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>.
В оспариваемый Перечень на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен под пунктом 278.
Согласно ответу управления имущественных отношений Брянской области от 11 июня 2019 года № 13-5975 на обращение ПАО «МРСК Центра», 10 июня 2019 года на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения был рассмотрен вопрос об исключении объекта недвижимости с кадастровым № из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2018 году определяется как их кадастровая стоимость, и принято решение об отказе в исключении указанного объекта недвижимости из оспариваемого Перечня.
Как следует из материалов административного дела, спорный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 7454 кв.м, адрес: <адрес> кадастровый №, предоставленном административному истцу на основании договора аренды от 07 ноября 2017 года сроком на 49 лет с 07 ноября 2017 года по 06 ноября 2066 года. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов».
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок ( пункт 1.2.9).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, нельзя сделать однозначный вывод о том, что принадлежащее административному истцу нежилое здание, наименование «административное здание» предназначено для использования или фактически используется как офисное здание делового, административного или коммерческого назначения.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый Перечень по критерию его предназначения и фактического использования как офисного здания делового, административного или коммерческого назначения, исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета.
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12 сентября 2019 года основным видом деятельности ПАО «МРСК Центра» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
Общество имеет ряд филиалов, в том числе филиал ПАО «МРСК Центра»-«Брянскэнерго», структурным подразделением которого является Брасовский РЭС, место расположения – <адрес>.
Согласно техническому паспорту, изготовленному по состоянию на 17 октября 2000 года, на здание расположенное по адресу: <адрес>, наименование здания: административное здание Брасовский РЭС, Южные электрические сети, ОАО «Брянскэнерго», общей площадью 386,4 кв.м. Из экспликации к плану строения указанного объекта следует что в здании расположены:
1 этаж: вход – 3,4 кв.м, кабинеты – 12.4 кв.м и 12,6 кв.м, комната отдыха – 15,8 кв.м, подсобные помещения – 2,2 кв.м, 4,6 кв.м, 1,8 кв.м, коридор – 12,8 кв.м, 1,5 кв.м, душевая 10,3 кв.м, 8,5 кв.м, раздевалка – 29,1 кв.м, 3,4 кв.м, сушилка – 3,8 кв.м, комната отдыха – 6,5 кв.м, санузел – 1,1 кв.м, 1,1 кв.м, 1,0 кв.м, коридор – 2,9 кв.м, умывальник – 4.1 кв.м, коридор – 3.9 кв.м, лестница – 16,0 кв.м, 28,9 кв.м;
2 этаж: энергосбыт – 20,0 кв.м, касса - 2,7 кв.м, коридор – 1,7 кв.м, красный уголок – 53,6 кв.м, кабинет начальника – 31,0 кв.м, лестница – 16,0 кв.м, коридор – 23,7 кв.м, кабинет мастера - 13,0 кв.м, кабинет зам.начальника – 12,5 кв.м, диспетчерская – 24,5 кв.м.
Таким образом, из технической документации на принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым №, включенный административным ответчиком в оспариваемый Перечень в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что в данном здании отсутствуют площади, предназначенные для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. При этом приведенные выше наименования помещений и наименование здания, как «административное», не позволяют сделать вывод о том, что указанный объект является офисным зданием, используемым в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Доводы административного ответчика об обоснованном включении спорного объекта в Перечень, утвержденный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1313, поскольку в составе административного здания имеются помещения с наименованием «кабинет», являются несостоятельными, поскольку назначение помещений как «кабинет» не тождественно назначению «офис», исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, площадь помещений, имеющих назначение «кабинет», не имеет правового значения и не может являться условием включения спорного здания в оспариваемый Перечень без установления его фактического использования в качестве офисного здания.
С учетом изложенного, на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета также нельзя сделать безусловный вывод о том, что данный объект недвижимости предназначен для размещения в нем офисных помещений, поскольку согласно технической документации на данное здание, помещения в нем имеют преимущественное назначение для осуществления производственной деятельности Брасовского РЭС, которое согласно Положению о Брасовском районе электрических сетей (РЭС) 3 категории филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», утв. 28 сентября 2016 года и.о. заместителя генерального директора – директора филиала ПАО «МРСК Центра»- «Брянскэнерго» ФИО2, участвует в реализации целей ПАО «МРСК Центра» по обеспечению распределения электрической энергии и осуществляет в рамках бизнес-процессов и бизнес-сервисов Общества техническое обслуживание, ремонт и замену (замену в рамках капитального ремонта) оборудования, диагностику, оперативно-техническое управление, управление качеством электрической энергии, метрологическое обеспечение, управление перспективным и техническим развитием реализацию услуг по технологическому присоединению, реализацию услуг по передаче электрической энергии и т.п.
Представленный административным ответчиком акт обследования административного здания ООО «МРСК Центра», кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 386 кв.м, по состоянию на 27 сентября 2017 года, из которого следует, что под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания используется не менее 20 процентов общей площади обследуемого здания, здание используется для размещения персонала, не может быть признан надлежащим доказательством по данному административному делу, подтверждающим фактическое использование не менее 20% общей площади здания, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку в данном акте обследования не содержится сведений о фактическом использовании помещений, входящих в состав обследованного объекта, о площадях помещений, используемых под офисы, отсутствует расчет процентного отношения суммы площадей, используемых в целях размещения офисов.
При этом доказательств, подтверждающих, что административный ответчик располагал иными актами обследования спорного здания на момент включения его в оспариваемый Перечень, не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие административного здания, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения данного здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, управлением имущественных отношений Брянской области не представлено.
С учетом изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ПАО «МРСК Центра».
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных его положений не действующими соответственно с 01 января 2018 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В связи с удовлетворением заявленных административных исковых требований административного истца, в соответствии с требованиями части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с управления имущественных отношений Брянской области в пользу административного истца ПАО «МРСК Центра» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ПАО «МРСК Центра» удовлетворить.
Признать не действующим с 01 января 2018 года пункт 278 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1313 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брасовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2019 года № 1467, в части включения в него административного здания, назначение: нежилое здание, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Взыскать с управления имущественных отношений Брянской области в пользу ПАО «МРСК Центра» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 ( четыре тысячи пятьсот) руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская