Дело № 3а-116/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2017 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО9 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что у него в аренде находится земельный участок, арендная плата которого зависит от его кадастровой стоимости. Административный истец просит установить кадастровую стоимость находящегося у него в аренде земельного участка с кадастровым номером №, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: (адрес), на земельном участке расположено двухэтажное здание пригородного автовокзала № в размере рыночной 19 646 334 рублей по состоянию на 01 января 2016 г.
Административный истец, представители административного ответчика и заинтересованных лиц: правительства Оренбургской области, министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы.
ФИО1 представил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть без его участия.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела без участия сторон и заинтересованных лиц, поскольку их явка в суд не была признана обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные сторонами доказательства и отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статьей 24.18 Федерального закона предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей данного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 упомянутого Федерального закона.
Судом установлено, что ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: (адрес), на земельном участке расположено двухэтажное здание пригородного автовокзала № в размере рыночной 19 646 334 рублей по состоянию на 01 января 2016 г.
Постановлением Администрации города Оренбурга от 29 ноября 2016 г. № 3698-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав территории муниципального образования "(адрес)".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, рассчитанная на основании приложения № 1 к постановлению правительства Оренбургской области от 23 декабря 2016 г. № 3698-п, на день рассмотрения административного иска составляет 112 388 928,41 рублей.
Поскольку арендная плата исчисляется из кадастровой стоимости, административный истец имеет правовой интерес в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с рыночной стоимостью.
В обоснование заявленных требований административным истцом был представлен отчет об оценке (дата)№-н, составленный оценщиком ФИО4 Согласно выводам оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. составляла 19 646 334 рубля.
Кроме того, административным истцом представлено положительное экспертное заключение на отчет от (дата), выполненное экспертом ФИО5, которая является членом СРО «Региональная ассоциация оценщиков», утвержденное руководителем региональной экспертной группой по г. Оренбургу и Оренбургской области ФИО6, согласно которому расчет стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, итоговая величина стоимости, отраженная в отчете, подтверждается.
Отчёт и экспертное заключение подготовлены лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участков, принадлежащих истцу. Экспертом проведен достаточно подробный анализ рынка недвижимости. К выбору аналогов замечаний нет. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчетах, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено. У суда представленные доказательства сомнения не вызывают.
С учетом изложенного, суд признает размер рыночной стоимости земельного участка, определенный в представленном истцом отчете, экономически обоснованным и считает возможным установить кадастровую стоимость участка равной этому размеру.
Доводы Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области о необоснованности их привлечения к участию в рассмотрении являются ошибочными.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отнесены, в том числе, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4); выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (пункт 6).
Предусмотренные частью 3 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 3 Закона, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 Закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений Закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. Положения Закона о регистрации недвижимости применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (часть 4 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости).
Пункты 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, также предусматривают, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
В соответствии с пунктом 1 Приказ Росреестра от 18 октября 2016 года N П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе по ведению ЕГРН.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Анализ вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о том, что обязанность по исполнению решения суда возложена на ФГБУ «ФКП Росреестра», поэтому оснований для удовлетворения ходатайства о замене ответчика суд не усматривает.
Также, суд считает ошибочными доводы представителей правительства Оренбургской области и министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, изложенные в отзыве, о том, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости конкретного объекта в размере рыночной стоимости является необоснованным.
Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости конкретного земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление ФИО1 ФИО9 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: (адрес), на земельном участке расположено двухэтажное здание пригородного автовокзала №, его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере рыночной 19 646 334 рублей на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 9 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено 21 сентября 2017 г.