ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-116/19 от 03.10.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дело №3а-116/19

03 октября 2019 года г. Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Свистунове А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Верхне-Талецкого лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 871 от 29 августа 2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом № 871 от 29 августа 2018 года Республиканским агентством лесного хозяйства утвержден Лесохозяйственный регламент Верхне-Талецкого лесничества (далее-Регламент).

Первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения просит признать недействующим приведенный Лесохозяйственный регламент в части: включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Худакский» приведенных в таблице № 3 раздела 1.1.5 Регламента «Распределение лесов поцелевому назначению и категориям защитных лесов» в кварталах Верхне-Талецкого лесничества Удинского участкового лесничества № 1, 10, 11, 13, 14, 18, 32, 36-38, 42, 58-62, 82, 83, 85, 86, 89, 90, 112, 118-122, 124, 125, 128, 129, 145, 149, 150, 153, 155, 156, 159, 162-165, 167-170, 173, 189-193, 196-199, 203-207, 210-223, 233-236, 239-241, 244-250, 253-260, 268-273, 275-286, 294, 295, 297, 298, частикварталов №№ 2-9, 12, 15-17, 19-31, 33-35, 39-41, 43-46, 49-57, 63, 65-68, 72-81, 84, 87, 88, 91-93, 108-11, 113-117, 123, 126, 127, 130, 131, 146-148, 151, 152, 154, 157, 158, 160, 161, 166, 171, 172, 194, 195, 200-202, 208, 209, 231, 232, 237, 238, 242, 243, 251, 252, 266, 267, 274, 296, не отнесенной сведениями указанной таблицы к защищенным лесам иной категории.

В части включения видов разрешенного использования лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Худакский», приведенных в таблице № 5 раздела 1.2 регламента «Виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам» в кварталах Верхне-Талецкого лесничества Удинского участкового лесничества № 1-46, 48-68, 72-93, 108-131, 145-173, 189-223, 231-260, 266-286, 294-298, а именно:

-осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

-ведения сельского хозяйства;

-выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых;

-строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

-строительства, реконструкции линейных объектов;

- переработки древесины и иных лесных ресурсов;

- заготовки древесины, в той мере, в которой регламент предусматривает заготовку без предварительного уведомления администрации заказника и вне рамок санитарно-оздоровительных мероприятий, проводимых путем заготовки древесины гражданами для собственных нужд;

-заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, в той мере, в которой регламент предусматривает заготовку и сбор без предварительного уведомления администрации заказника;

-иных видов;

Исковые требования основаны на том, что на территории Верхне-Талецкого лесничества расположена особо охраняемая территория – государственный природный биологический заказник регионального значения «Худакский» Хоринского района РБ. Заказник расположен в границах Верхне-Талецкого лесничества и занимает кварталы Удинского участкового лесничества №№ 1-46, 48-68, 72-93, 108-131, 145-173, 189-223, 231-260, 266-286, 294-298.

В нарушение требований Лесного кодекса РФ, часть лесов в границах указанного заказника, оспариваемым лесохозяйственным регламентом отнесена к категории эксплуатационных лесов. В частности, в разделе 1.1.5, таблица 3 Регламента, леса Удинского участкового лесничества Верхне-Талецкого лесничества в кварталах №№1, 10, 11, 13, 14, 18, 32, 36-38, 42, 58-62, 82, 83, 85, 86, 89, 90, 112, 118-122, 124, 125, 128, 129, 145, 149, 150, 153, 155, 156, 159, 162-165, 167-170, 173, 189-193, 196-199, 203-207, 210-223, 233-236, 239-241, 244-250, 253-260, 268-273, 275-286, 294, 295, 297, 298, части кварталов №№ 2-9, 12, 15-17, 19-31, 33-35, 39-41, 43-46, 49-57, 63, 65-68, 72-81, 84, 87, 88, 91-93, 108-11, 113-117, 123, 126, 127, 130, 131, 146-148, 151, 152, 154, 157, 158, 160, 161, 166, 171, 172, 194, 195, 200-202, 208, 209, 231, 232, 237, 238, 242, 243, 251, 252, 266, 267, 274, 296, расположенные в границах особо охраняемой природной территории, отнесены к эксплуатационным лесам.

Кроме этого, в нарушение требований Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положения о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Худакский» оспариваемым Регламентом на территории Заказника прямо разрешена заготовка древесины без каких-либо ограничений (в том числе в виде необходимости согласования с Администрацией). Также в Регламенте указано, что в границах заказника допускается: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов и иные виды деятельности.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 административный иск поддержал и дал аналогичные ему пояснения.

Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2 с административным иском в целом согласился, за исключением ссылки истца на превышение административным ответчиком предоставленных полномочий при принятии и утверждении оспариваемого Регламента и требования в части исключения из перечня видов разрешенного использования лесов - заготовки древесины. Полагает, что поскольку данный вид разрешенного использования предусмотрен Положением о Государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Худакский», он допустим с предварительного уведомления администрации Заказника.

Представитель заинтересованного лица БУ «Бурприрода» по доверенности ФИО3 доводы прокурора поддержала. Просила удовлетворить административный иск.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание, будучи извещенным, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на иск просил требования прокурора удовлетворить.

На основании пункта 4 ст.247 КАС РФ, настоящее дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений суд в силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой же статьи, в полном объеме.

Установлено, что приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 871 от 29 августа 2018 г. утвержден лесохозяйственный регламент Верхне-Талецкого лесничества.

Текст, в действующей редакции, опубликован 5 октября 2018 года на интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.

Согласно статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент подлежит изданию в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти; является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества; обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка; рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Из положений части 2 статьи 87 Лесного кодекса РФ следует, что лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на территории Верхне-Талецкого лесничества располагается одна особо охраняемая природная территория - государственный природный биологический заказник регионального значения «Худакский» Хоринского района Республики Бурятия.

В соответствии со статьей 1.1 Положения «О Республиканском агентстве лесного хозяйства», утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 г. № 13 Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников(часть 1 статьи 112 Лесного кодекса РФ).

Аналогичные законоположения (статьи 102,103)содержались в Лесном кодексе РФ на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Защитные леса в соответствии с ч. 2 ст. 12 Лесного кодекса РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ).

В судебном заседании установлено, что в оспариваемом Регламенте имеется раздел 1.1.5 с таблицей 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.

Согласно разделу 1.1.7 Регламента на территории Верхне-Талецкого лесничества располагается особо охраняемая территория – государственный природный заказник регионального значения «Худакский» Хоринского района РБ.

Перечень особо охраняемых природных территорий в границах Верхне-Талецкого лесничества с указанием номеров кварталов указан в Приложении № 1 к постановлению Правительства Республики Бурятия № 113 от 1 апреля 2003г. «О продлении срока действия государственных природных биологических заказников регионального значения «Ангирский», «Худакский».

Несмотря на это, в оспариваемом нормативном правовом акте, лесные участки, расположенные на таких территориях, отнесены к эксплуатационным лесам.

В частности, в границах указанного заказника к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки Удинского участкового лесничества (Верхне-Талецкого лесничества) № 1, 10, 11, 13, 14, 18, 32, 36-38, 42, 58-62, 82, 83, 85, 86, 89, 90, 112, 118-122, 124, 125, 128, 129, 145, 149, 150, 153, 155, 156, 159, 162-165, 167-170, 173, 189-193, 196-199, 203-207, 210-223, 233-236, 239-241, 244-250, 253-260, 268-273, 275-286, 294, 295, 297, 298, части кварталов №№ 2-9, 12, 15-17, 19-31, 33-35, 39-41, 43-46, 49-57, 63, 65-68, 72-81, 84, 87, 88, 91-93, 108-111, 113-117, 123, 126, 127, 130, 131, 146-148, 151, 152, 154, 157, 158, 160, 161, 166, 171, 172, 194, 195, 200-202, 208, 209, 231, 232, 237, 238, 242, 243, 251, 252, 266, 267, 274, 296.

Федеральным законом «Об особо охраняемых территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (далее - Федеральный закон) установлено, что особо охраняемые природные территории есть участки земли, водной поверхности воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Пунктом 14 статьи 2 приведенного Закона установлено, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.

Пунктом 4 статьи 22 Федерального закона установлено, что государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.

Согласно пунктам 1.3 и 3.1 Положения о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Худакский» Хоринского района РБ, утвержденного постановлением Правительства РБ № 113 от 1 апреля 2003г., заказник имеет биологический профиль и на его территории запрещаются следующие виды деятельности, противоречащие целям создания заказника и причиняющие вред природным комплексам и их компонентам: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых;строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; прокладка новых дорог, троп, линий электропередач, коммуникаций, возведение строений и сооружений (в том числе временных), не связанных с деятельностью Заказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов; выпас скота с применением собак; отвод земель под организацию фермерских хозяйств.

Кроме этого, на территории заказника запрещено нахождение транспортных средств в целях не связанных с деятельностьюЗаказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов и осуществлением разрешенных в установленном порядке видов природопользования; применение ядохимикатов в целях, не связанных с деятельностью Заказника.

Несмотря на приведенный законодательный запрет, таблицей 5 раздела 1.2 оспариваемого Регламента к видам разрешенного использования лесов на особо охраняемой территории заказника отнесены: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства;выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых;строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство и реконструкция линейных объектов.

Данной таблицей также предусмотрена в качестве вида разрешенного использования переработка древесины и иных лесных ресурсов (осуществление которой невозможно без создания лесоперерабатывающей инфраструктуры), тогда как согласно части 2 статьи 14 Лесного кодекса РФ в защитных лесах запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Также таблицей 5 раздела 1.2 Регламента к видам разрешенного использования лесов на особо охраняемой территории отнесены без каких-либо ограничений заготовка древесины и заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, тогда как Положением о заказнике «Худакский» прямо разрешены лишь заготовка гражданами древесины для собственных нуждв рамках санитарно-оздоровительных мероприятий и заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд при условии предварительного письменного уведомления администрации Заказника.

Таким образом, в результате неправомерного отнесения оспариваемым Регламентом лесных участков, включенных в состав заказника «Худакский» к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешены практически все виды использования лесов, предусмотренные статьей 25 Лесного кодекса РФ, без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника и нарушает права лиц, проживающих на территории Республики Бурятия на сохранение благоприятной окружающей среды.

В связи с чем положения лесохозяйственного регламента Верхне-Талецкого лесничества в части отнесения лесных кварталов, включённых в состав государственного природного заказника «Худакский» к эксплуатационным лесам и как следствие в части отнесения перечисленных выше видов использования лесов к разрешенным видам использования лесов на территории Заказника, противоречат положениям Лесного кодекса РФ и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положению о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Худакский» Хоринского района РБ, имеющим большую юридическую силу.

Принимая во внимание изложенное, Лесохозяйственный регламент подлежит признанию недействующим в части заявленной в административном иске.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 38Постановления № 50 от 28.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», исходит из наличия в деле доказательств о том, что до вынесения настоящего судебного решения оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, соответственно он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ в решении суда об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Абзацем 2 п. 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 25 декабря 2018г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если законодательством не предусмотрено официальное опубликование оспоренного нормативного правового акта в печатном издании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан не действующим полностью или в части.

Из положений Закона Республики Бурятия от 26 октября 1994г. № 47-1 «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, договоров и соглашений Республики Бурятия, решений судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» следует, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти РБ не подлежат опубликованию в печатном издании, они подлежат размещению на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru.

С учетом приведенного разъяснения Верховного Суда РФ и мнения сторон, сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию на указанном сайте.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Лесохозяйственный регламент Верхне-Талецкого лесничества, утвержденный приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 871 от 29 августа 2018 года в следующих частях.

В части включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Худакский» приведенных в таблице № 3 раздела 1.1.5 регламента «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» в кварталах Верхне-Талецкого лесничества Удинского участкового лесничества №1, 10, 11, 13, 14, 18, 32, 36-38, 42, 58-62, 82, 83, 85, 86, 89, 90, 112, 118-122, 124, 125, 128, 129, 145, 149, 150, 153, 155, 156, 159, 162-165, 167-170, 173, 189-193, 196-199, 203-207, 210-223, 233-236, 239-241, 244-250, 253-260, 268-273, 275-286, 294, 295, 297, 298, в части кварталов №№ 2-9, 12, 15-17, 19-31, 33-35, 39-41, 43-46, 49-57, 63, 65-68, 72-81, 84, 87, 88, 91-93, 108-11, 113-117, 123, 126, 127, 130, 131, 146-148, 151, 152, 154, 157, 158, 160, 161, 166, 171, 172, 194, 195, 200-202, 208, 209, 231, 232, 237, 238, 242, 243, 251, 252, 266, 267, 274, 296.

В части включения видов разрешенного использования лесов, распложенных в границах государственного природного регионального значения «Худакский», приведенных в таблице № 5 раздела 1.2 регламента «Виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам» в кварталах Верхне-Талецкого лесничества Удинского участкового лесничества № 1-46, 48-68, 72-93, 108-131, 145-173, 189-223, 231-260, 266-286, 294-298, а именно:

-осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

-ведения сельского хозяйства;

-выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых;

-строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

-строительства, реконструкции линейных объектов;

-переработки древесины и иных лесных ресурсов;

- заготовки древесины, в той мере, в которой она предусматривает заготовку без предварительного уведомления администрации заказника и вне рамок санитарно-оздоровительных мероприятия;

-заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, в той мере, в которой они предусматривает заготовку и сбор без предварительного уведомления администрации заказника;

-иных видов.

Сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» www.egov-buryatia.ru.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательном виде решение изготовлено 7 октября 2019г.

Судья ПОДПИСЬ Раднаева Т.Н.