ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-116/2016 от 31.01.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-6/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2017 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В.,

представителя административного истца Шатиловой А.С.,

представителя административного ответчика Тухватуллина Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЗападноАбдулинО» о признании недействующим постановления правительства Оренбургской области от 04 апреля
2016 года № 237-п,

установил:

постановлением правительства Оренбургской области от 04 апреля 2016 года № 237-п утверждены границы объединенных зон охраны, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в утвержденных границах территорий объединенных зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения "Военное собрание", "Дом купца В. Трошина", "Управление инженерной дистанции", "Особняк. Модерн. Начало XX века".

Постановлением утверждены:

границы объединенных зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения "Военное собрание" (г. Оренбург, ул. Советская, 48), "Дом купца В. Трошина" (г. Оренбург, ул. Советская, 48), "Управление инженерной дистанции" (г. Оренбург, ул. Советская, 50/ул. Володарского, 15), "Особняк. Модерн. Начало XX века" (г. Оренбург, ул. Пролетарская, 35) (далее – объекты культурного наследия) – согласно приложениям N 1, N 2;

особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территорий объединенных зон охраны объектов культурного наследия – согласно приложению N 3.

Постановление вступило в силу после его официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации правительства Оренбургской области http://www.pravo.gov.ru 07 апреля 2016 года и в газете «Оренбуржье» от 07 апреля 2016 года № 40.

Оспариваемое постановление правительства Оренбургской области от 04 апреля 2016 года № 237-п является нормативным правовым актом, что не оспаривается сторонами по настоящему делу.

Общество с ограниченной ответственностью «ЗападноАбдулинО» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного постановления правительства, полагая, что в связи с его принятием ущемляются права общества как собственника неоконченного строительством объекта недвижимости торгово-административного комплекса «Атриум» (далее – ТАК «Атриум»), поскольку в объединённую зону охраны объектов культурного наследия вошли зоны памятников, градостроительные регламенты которых распространяются на объект застройки ТАК «Атриум», принадлежащий заявителю.

При принятии оспариваемого постановления не было учтено разрешение на строительство ТАК «Атриум», выданное в 2005 году, факт застроенности территории объектом незавершенного строительством ТАК «Атриум».

Объект недвижимости располагается на двух земельных участках с кадастровыми номерами и . Земельный участок с кадастровым номером 56:44:0220001:9 предназначен под застройку в силу ранее выданной разрешительной документации.

В нарушение установленного порядка проект объединённых зон был разработан ООО «НПП «РОАП» с целью заблокировать дальнейшее строительство ТАК «Атриум». Разработка проекта объединённых зон не подтверждена историко-культурными исследованиями и необоснованна с исторической точки зрения.

Проект объединённых зон ООО «НПП «РОНА» и акт экспертизы выполнены на основании нормативного акта, не действующего на момент их составления, поскольку постановление от 26 апреля 2008 года № 315 не содержало порядка разработки и утверждения проекта объединённых зон, следовательно, отсутствовало основание для принятия акта об утверждении границ объединённых зон, а постановление № 972, которое указано в качестве основания в акте экспертизы, принято 12 сентября
2015 года, вступил в законную силу 25 сентября 2015 года, следовательно, проект объединённых зон и акт экспертизы выполнены без учёта его требований.

ООО «ЗападноАбдулинО» просит суд признать недействующим постановление правительства Оренбургской области от 04 апреля
2016 года № 237-п в полном объёме.

В судебном заседании представитель административного истца Шатилова А.С., действующая на основании доверенности, требования административного иска поддержала; представитель административного ответчика Тухватуллин Д.Р., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении иска, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административного ответчика, проверив соответствие нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).

В Оренбургской области данные правоотношения регулирует Закон Оренбургской области от 03 июля 2013 года N 1678/503-V-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области».

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября
1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1 статьи 2, пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», а также статьи 4 Закона Оренбургской области от 03 июля 2013 года N 1678 принятие оспариваемого акта входит в компетенцию правительства Оренбургской области.

Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года
N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации», Законом Оренбургской области от 03 июля 2013 года N 1678/503-V-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области», актом государственной историко-культурной экспертизы от
29 сентября 2015 года, подготовленным государственными экспертами И.М. Нестеренко, О.Н. Аксентьевой, Н.П. Девятовой, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения в их исторической среде.

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее – объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона
N 73-ФЗ границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Законом Оренбургской области от 03 июля 2013 года
N 1678/503-V-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области» к полномочиям правительства Оренбургской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено в том числе утверждение границ зон охраны, в том числе границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (статья 4 Закона).

На момент принятия оспариваемого постановления правительства Оренбургской области от 04 апреля 2016 года вступило в законную силу и действовало Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972.

Согласно пункту 3 Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее – историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.

Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон (пункт 6 Положения).

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков (пункт 6 Положения).

Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы.

Установлено, что постановление от 04 апреля 2016 года № 237-п, определяющее границы объединённой зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения, разработано правительством Оренбургской области с учётом представленных проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия и заключения государственной историко-культурной экспертизы.

29 сентября 2015 года на основании акта государственной историко-культурной экспертизы, подготовленной государственными экспертами, выдано положительное заключение на проект объединённых зон охраны объектов культурного наследия регионального значения «Военное собрание» по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 48; «Дом купца Трошина» по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, дом 48; «Управление инженерной дистанции» по адресу: г. Оренбург,
ул. Советская/ул. Володарского, дом № 50/15; «Особняк Модерн» начало ХХ века по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, 35.
Проект объединённых зон охраны объектов культурного наследия разработан ООО «НПП «РОНА» по заказу Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области на основании Государственного контракта на оказание услуги по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия от 30 июня 2015 года, а также в соответствии с письмом Министерства культуры Оренбургской области в ООО «НПП «РОНА» от 28 сентября 2016 года.

ООО «Западно-АбдулинО» обращалось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области по разработке и согласованию проекта объединённых зон охраны объектов культурного наследия.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от
20 октября 2016 года в удовлетворении иска было отказано, при этом судом был сделан вывод о соответствии проекта объединённых зон охраны ОКН требованиям действующих нормативных правовых актов; порядок его разработки был соблюден; действия должностных лиц по согласованию указанного проекта с учётом акта государственной историко-культурной экспертизы также правомерны и соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе действующего Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2017 года решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 октября 2016 года оставлено без изменения.

В силу требований статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и правомерность принятия проекта объединённых зон охраны объектов культурного наследия разработан ООО «НПП «РОНА» и акта государственной историко-культурной экспертизы при рассмотрении настоящего дела презюмируются.

Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что постановление правительства Оренбургской области от 04 апреля 2016 года № 237-п принято полномочным органом с соблюдением порядка ее издания.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что проект объединённых зон ООО «НПП «РОНА» содержит наложение границ территорий двух памятников «Военное собрание» и Управление инженерной дистанции» на территорию объекта ТАК «Атриум».

ООО «ЗападноАбдулинО», являясь собственником незавершенных строительством объектов ТАК «Атриум», право пользования земельными участками, на которых располагаются указанные объекты, в установленном порядке не оформило.

Являются несостоятельными доводы административного истца о нарушении оспариваемым постановлением его прав как собственника строительных объектов по пользованию земельными участками, попавшими в зону охраны, поскольку граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (пункт 1 статьи 43 названного Кодекса).

В силу положений статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться в том числе и следующие ограничения прав на землю: особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.

Положения статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года
N 73-ФЗ, содержащей понятия каждой зоны охраны объекта культурного наследия, предусматривают ограничения для свободного усмотрения пользователей земельных участков, входящих в одну из зон охраны.

Доводы о том, что при принятии оспариваемого постановления не учтено разрешение на строительство ТАК «Атриум», выданное в
2005 году, не могут повлиять на его законность, так как разрешение на строительство было выдано прежнему собственнику и прекратило своё действие до принятия постановления.

Доводы административного истца о нецелесообразности включения в зону охраны объекта культурного наследия земельных участков, занимаемых принадлежащими обществу строительными объектами, несостоятельны. Суд не правомочен давать оценку либо изменять нормативный правовой акт по мотивам целесообразности, поскольку данное полномочие не отнесено к компетенции суда, а относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Поскольку оспариваемое постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ЗападноАбдулинО» о признании недействующим постановления правительства Оренбургской области от 04 апреля 2016 года № 237-п отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда И.Ф.Селютина