Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 04 февраля 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е., при секретаре Князькиной А.С., с участием прокурора Пижамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-116/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, у с т а н о в и л: ФИО1 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия: - пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608; - пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2020 года № 2201. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №. В период с 2012 по 2020 гг. административным истцом был заключен ряд договоров аренды с арендаторами: АО «Тандер», ООО «Фриззанте», ИП ФИО2, ООО «АРТпринт», ИП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО5, ООО «Свежее яблоко», ИП ФИО6, ООО «Содействие», ИП ФИО10 В,А., ИП ФИО7 В 2019 г. торговая площадь составляла от 611 до 620 кв.м., что составляет от 15,33 до 15,56 процентов от общей площади помещения. В 2020 г. торговая площадь составляла от 601 до 618 кв.м., что составляет от 15,08 до 15,15 процентов от общей площади помещения. В связи с тем, что доля торговых площадей составляет менее 20 % от общей площади нежилого помещения, нежилое помещение с кадастровым номером № не относится к объектам недвижимости, поименованным в п.1 ст. 378.2 НК РФ. В судебном заседании представитель административного истца ФИО8, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, предоставил письменное возражение, в котором указал, нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с этим министерство включило спорный объект в Перечни, исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пп.2 п.1 ст. 378.2 НК РФ. Указанный довод подтверждается сведениями независимой международной картографической компании «»ГИС», размещенными на официальном сайте «2gis.ru/samara» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Заинтересованные лица: АО «Тандер», ООО «Фриззанте», ИП ФИО2, ООО «АртПринт», ИП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО9, ООО «Свежее яблоко», ИП ФИО6, ООО «Содействие», ИП ФИО10, ИП ФИО7 в судебное заседание не явились, о явке извещены надлежащим образом, письменных возражений, пояснений суду не предоставили. Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Неявка в судебное заседание административного ответчика, заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела, поскольку обязанность суда, предусмотренная ст.45 и 226 КАС РФ об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, исполнена. При таких обстоятельствах суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, заинтересованных лиц. Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Пижамовой О.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом. Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы. В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы: - от 29 октября 2018 года № 1608,которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, и печатном издании "Волжская коммуна", N 308(30543) 20.11.2018 г.; - от 07 октября 2019 года № 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании «Волжская коммуна», N 158(30741) 23.10.2019г. Оспариваемые приказы изданы в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются. В указанные Перечни на 2019 под порядковым номером №, на 2020 год под порядковым номером № включено нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 3 985,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 3 985,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.10.2020. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ). По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером № площадью 3 985,1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> имеет назначение и наименование: «нежилое помещение». Нежилое помещение с кадастровым номером № входит в состав объекта недвижимости по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, улица Тухачевского дом 22 с кадастровым номером № назначением «многоквартирный дом» и наименованием «многоквартирный жилой дом», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.12.2021г. Земельный участок под многоквартирным жилым домом с кадастровым номером № не сформирован, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 07.12.2020. Согласно технической документации – экспликации к техническому паспорту от 15.09.2006г., выполненного Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» нежилое помещение с кадастровым номером № расположено на 1 этаже, в подвале многоквартирного жилого дома, его части имеют следующее назначение: подвал: помещения, лестница, коридор; 1 этаж: помещения, коридоры, лестница. Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания в котором оно расположено, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ. Как следует из материалов дела в период 2019 - 2020 гг. собственником части нежилого помещения сдавались по следующим договором аренды: - договор аренды № Ф-18/2016 от 08.07.2016, заключенный с ООО «Фриззанте»; - договор аренды № СмрФ/720/12 от 28.08.2012, заключенный с ЗАО «Тандер»; - договор аренды от 01.09.2015, заключенный с ООО «Свежее яблоко»; - договор аренды от 01.04.2015, заключенный с ИП ФИО3; - договор аренды от 25.05.2015, заключенный с ИП ФИО2; - договор аренды от 24.12.2018, заключенный с ИП ФИО6; - договор аренды от 09.07.2018, заключенный с ИП ФИО9; - договор аренды от 06.11.2018, заключенный с ИП ФИО4; - договор аренды от 01.12.2018, заключенный с ООО «АртПринт»; - договор аренды от 28.10.2019, заключенный с ООО «Содействие»; - договор аренды от 21.09.2020, заключенный с ИП ФИО10; - договор аренды от 01.10.2020, заключенный с ИП ФИО7; Согласно договора аренды нежилого помещения № Ф-18/2016 от 08.07.2016, заключенного с ООО «Фриззанте», арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - часть комнаты № 2 площадью 64.2 кв.м., из которых торговая площадь 50.0 кв.м. в целях организации розничной торговли (п.1.1.,1.3 договора). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 22.12.2020 г. основным видом деятельности ООО «Фриззанте», является торговля розничными напитками в специализированных магазинных ( 47.25 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Согласно договора аренды нежилого помещения № СмрФ/720/12 от 28.08.2012, заключенный с ЗАО «Тандер», арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение -№№1, часть комнаты № 2, расположенные на 1 этаже здания и нежилые помещения № 2,3, часть комнаты № 1 (площадь 9,0 кв.м.), расположенные в подвале здания общей площадь. 621,40 кв.м., торговая площадь объекта 485,0 кв.м. в целях организации розничной торговли смешанными группами товаров (п.1.1.,1.2 договора). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 22.12.2020 г. основным видом деятельности АО «Тандер», является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинных (п.47.11. ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании в арендуемом нежилом помещении расположен магазин «Магнит». Согласно договора аренды нежилого помещения от 01.09.2015, заключенного с ООО «Свежее яблоко», арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 2 кв.м. в целях размещения 2 платежных терминалов (п.1.1. договора). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 22.12.2020 г. основным видом деятельности ООО «Свежее яблоко» является ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования (п.95.11. ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Дополнительным видом деятельность торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет, непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона ( п.п.47.91.2, 47.91.4 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании в арендуемом нежилом помещении расположены платежные QIWI -терминалы. Согласно договора аренды нежилого помещения от 01.04.2015, заключенного с ИП ФИО3, арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 18 кв.м. В соответствии с выпиской из ЕГРИП от 22.12.2020 г. основным видом деятельности ИП ФИО3 является торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах (п.47.51.1. ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании в арендуемом нежилом помещении расположен магазин текстиля. Согласно договора аренды нежилого помещения от 25.05.2015, заключенного с ИП ФИО2, арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 12 кв.м., из них 5 кв.м. – торговая, 7 кв.м. – под склад. Согласно дополнительного соглашения от 01.09.2015 к договору аренды от 25.05.2015 арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 32 кв.м., расположенное на первом этаже здания, из него 22 кв.м. – торговая площадь, 10 кв.м. – под склад (п. 1.1. дополнительного соглашения). В соответствии с выпиской из ЕГРИП от 22.12.2020 г. основным видом деятельности ИП ФИО2 является торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (п.47.8. ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании в арендуемом нежилом помещении расположен магазин. Согласно договора аренды нежилого помещения от 24.12.2018, заключенного с ИП ФИО6, арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 9 кв.м., расположенное на первом этаже здания (п.1.1. договора). В соответствии с выпиской из ЕГРИП от 22.12.2020 г. основным видом деятельности ИП ФИО6 является торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (п.47.19. ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании в арендуемом нежилом помещении был расположен магазин. Как следует из акта сдачи- приемки от 25.02.2019 к договору аренды от нежилого помещения от 24.12.2018, заключенного с ИП ФИО6, нежилое помещение сдано арендатором. Как следует из акта сдачи- приемки от 29.04.2019 к договору аренды от нежилого помещения от 24.12.2018, заключенного с ИП ФИО6, договор аренды расторгнут сторонами, нежилое помещение сдано арендатором. Как следует из акта сдачи- приемки от 30.05.2019 к договору аренды от нежилого помещения от 24.12.2018, заключенного с ИП ФИО6, договор аренды расторгнут сторонами, нежилое помещение сдано арендатором. Согласно договора аренды нежилого помещения от 09.07.2018, заключенного с ИП ФИО9, арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 18 кв.м., расположенное на первом этаже здания, из них 10 кв.м. – торговая, 8 кв.м. – под склад (п.1.1. договора). В соответствии с выпиской из ЕГРИП от 22.12.2020 г. основным видом деятельности ИП ФИО9 является торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво в специализированных магазинах (п.47.25.1. ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании в арендуемом нежилом помещении расположен магазин. Согласно договора аренды нежилого помещения от 06.11.2018, заключенного с ИП ФИО4, арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 18 кв.м., расположенное на первом этаже здания, из них 10 кв.м. – торговая, 8 кв.м. – под склад (п.1.1. договора). В соответствии с выпиской из ЕГРИП от 22.12.2020 г. основным видом деятельности ИП ФИО4 является торговля розничная домашними животными и кормами для домашних животных в специализированных магазинах (п.47.76.2. ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании в арендуемом нежилом помещении расположен магазин зоотоваров. Согласно акта сдачи- приемки от 05.03.2020 к договору аренды от нежилого помещения от 06.11.2018, заключенного с ИП ФИО4, договор аренды расторгнут сторонами 05.03.2020, нежилое помещение сдано арендатором. Как следует из договора аренды нежилого помещения от 01.12.2018, заключенного с ООО «АртПринт», арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 14 кв.м., расположенное на первом этаже здания (п.1.1. договора). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 22.12.2020 г. основным видом деятельности ООО «АртПринт», является деятельность в виде фотографии, дополнительным видом деятельности торговля оптовая и розничная (п.74.20 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании в арендуемом нежилом помещении расположен магазин фототоваров. Согласно договора аренды нежилого помещения от 28.10.2019, заключенного с ООО «Содействие», арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 9 кв.м., расположенное на первом этаже здания (п.1.1. договора). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 22.12.2020 г. основным видом деятельности ООО «Содействие» является покупка и продажа собственного недвижимого имущества (п.68.10 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании в арендуемом нежилом помещении был расположен офис. Согласно акта сдачи- приемки от 27.12.2019 к договору аренды от нежилого помещения от 28.10.2019, заключенного с ООО «Содействие», договор аренды расторгнут сторонами 27.12.2019, нежилое помещение сдано арендатором. В соответствии с договором аренды нежилого помещения от 21.09.2020, заключенным с ИП ФИО10, арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 8 кв.м., расположенное на первом этаже здания (п.1.1. договора). Как следует из выписки из ЕГРИП от 29.01.2021 г. основным видом деятельности ИП ФИО10 являлась ремонт обуви и прочих изделий из кожи, предприниматель прекратил деятельность 11.02.2013. Согласно справки о постановке на учет налогоплательщика за 2020 г. № 3027796 ФИО10 поставлен на учет 17.08.2020 в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2020г. В соответствии с письменными пояснениями представителя административного истца, пояснениями, данными в судебном заседании, в соответствии с дополнительным соглашением от 25.09.2020 ФИО10 зарегистрирован в качестве самозанятого с основным видом экономической деятельности с основным видом экономической деятельности «ремонт обуви и прочих изделий из кожи», в арендуемом ФИО10 нежилом помещении в период 2019-2020 гг. осуществляется ремонт обуви и изделий из кожи. Согласно договора аренды нежилого помещения от 01.10.2020, заключенного с ИП ФИО7, арендатору предоставлено в аренду нежилое помещение - площадью 9 кв.м., расположенное на первом этаже здания (п.1.1. договора). Как следует из выписки из ЕГРИП от 22.12.2020 г. основным видом деятельности ИП ФИО7 является торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах (п.47.21 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)). В соответствии с представителя административного истца, данными в судебном заседании, в арендуемом нежилом помещении в период 2019 -2020 расположен магазин фруктов. Согласно заключения кадастрового инженера ФИО11 от 30.10.2020 фактическое использование нежилого помещения на дату осмотра составляет: торговые помещения - 618 кв.м., складские помещения -168,6 кв.м., неиспользуемые/вспомогательные помещения - 3198,5 кв.м. Как следует из выписок из ЕГРИП, ЕГРЮЛ виды деятельности АО «Тандер», ООО «Фриззанте», ИП ФИО2, ООО «АртПринт», ИП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО9, ООО «Свежее яблоко», ИП ФИО6, ИП ФИО10, ИП ФИО7 относятся к числу услуг бытового обслуживания, к торговой деятельности применительно к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2). Площадь, занимаемая ООО «Содействие» по договору аренды, использовалась под офисное помещением. Вместе с тем общая торговая и офисная площадь занимаемых арендаторами помещений в 2019 г. с учетом расторжения договоров аренды, заключения новых договоров аренды (АО «Тандер», ООО «Фриззанте», ИП ФИО2, ООО «АртПринт», ИП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО9, ООО «Свежее яблоко», ИП ФИО6, ООО «Содействие»), составляла в январе-мае 2019 - 796,6 кв.м. (64,2 + 621,4 +32+18+18+14+2+18+9), в июне-октябре 2019 - 787,6 кв.м. (64,2 + 621,4 +32+18+18+14+2+18), ноябре- декабре 2019 – 796,6 кв.м. (64,2 + 621,4 +32+18+18+14+2+18+9), что менее 20% от общей площади нежилого помещения, составляющей 797,02 кв.м. (20% от 3985,1 кв.м.)). В период 2020 г. общая торговая и офисная площадь занимаемых арендаторами помещений с учетом расторжения договоров аренды, заключения новых договоров аренды (АО «Тандер», ООО «Фриззанте», ИП ФИО2, ООО «АртПринт», ИП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО9, ООО «Свежее яблоко», ИП ФИО10, ИП ФИО7), составляла в январе-марте 2020 - 787,6 кв.м. (64,2 + 621,4 +32+18+18+14+2+18), в апреле-августе 2020 - 769,6 кв.м. (64,2 + 621,4 +32+18+18+14+2), сентябре 2020 – 777,6 кв.м. (64,2 + 621,4 + 32+18+18+14+2+8), октябре- декабре 2020 – 786,6 кв.м. (64,2 + 621,4 + 32+18+18+14+2+8+9), что менее 20% от общей площади нежилого помещения, составляющей 797,02 кв.м. (20% от 3985,1 кв.м.)). При определении размера площади, учитываемой в целях предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного истца, что складские помещения не должны учитываться при определении размера данной площади, так как в соответствии с позицией 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" магазином является стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. Таким образом, в силу требований законодательства магазин и склад являются разными терминами, несущими различную смысловую нагрузку. На основании ч. 9 ст. 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра. Однако, как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней на 2019-2020г.г. административным ответчиком не проводилось. Доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании большей площади спорного нежилого помещении в указанные периоды под объекты бытового обслуживания, торговые и офисные объекты, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены. В письменных возражениях министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на информацию, размещенную в сети Интернет на сайте «2ГИС» о размещении в спорном нежилом помещении офисов, магазинов, кафе, ногтевой студии. Вместе с тем, указанные сведения не могут быть отнесены к числу относимых и допустимых доказательств по административному делу об оспаривании вышеуказанных нормативных правовых актов, поскольку положениями налогового законодательства «сеть Интернет» не поименована в числе источников информации о предназначении, наименовании и использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых решается вопрос о включении их в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из кадастровой стоимости. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечни объектов недвижимого имущества на 2019-2020 г.г. и полагает, что оспариваемые нормативно-правовые акты – приказы министерства имущественных отношений Самарской области в указанной части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. С учетом изложенного заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Учитывая ограниченный срок применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Самарской области - "Волжская коммуна». Руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : Административный иск ФИО1 удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия: - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.02.2021 г. Судья: Т.Е. Лёшина Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (резолютивная часть) г. Самара 04 февраля 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е., при секретаре Князькиной А.С., с участием прокурора Пижамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-116/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, Руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : Административный иск ФИО1 удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия: - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: Т.Е. Лёшина |