дело № 3а-116/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Розовой А.Г.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 июня 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Фонда поддержки спорта Республики Коми о признании недействующими пунктов 2422, 2423, 2425 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,
установил:
приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», определен на 2021 год перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 28 декабря 2020 года.
В пункты 2422, 2423, 2425 названного Перечня включены соответственно нежилое здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, нежилое здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>.
Фонд поддержки спорта Республики Коми обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2422, 2423, 2425 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», которыми в названный Перечень включены соответственно нежилое здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, нежилое здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>. В обоснование заявленных требований указано, что Фонд поддержки спорта Республики Коми является собственником нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, нежилого помещения с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>, нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. Данные здания и нежилое помещение внесены в пункты 2422, 2423, 2425 оспариваемого в части Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Между тем указанные здания и нежилое помещение не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечень на 2021 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, как налогоплательщика, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Административный истец Фонд поддержки спорта Республики Коми, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела своего представителей для участия в судебном заседании не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый в части приказ Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Комитета, опубликован в установленном законом порядке, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Выслушав представителя административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений ФИО1, заслушав заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 данного Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 названного Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года № 115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений переименовано в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2020 года № 537 «О Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений, согласно которому Комитет является правопреемником Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (пункт 8); определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (подпункты 20 – 23 пункта 11).
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Согласно части 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация (первое размещение (опубликование) полного текста этих актов в одном из следующих источников официального опубликования: газета «Республика»; газета «Коми му»; журнал «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми»; сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» размещаются (публикуются) на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, решения Конституционного Суда Республики Коми, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, а также иные правовые акты, материалы - документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (Постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2014 № 124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»).
Таким образом, оспариваемый в части приказ Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», размещенный в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 28 декабря 2020 года, принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
Из материалов дела следует, что Фонд поддержки спорта Республики Коми является собственником нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, нежилого помещения с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>, нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
При этом полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, поименованного в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации не наделен.
Согласно части 1 статьи 4(1) Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции, действующей с 1 января 2020 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении видов недвижимого имущества, определенных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, названным Законом Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества не установлены, следовательно, в отношении всех видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без особенностей.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов соответственно);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов соответственно).
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежат включению такие нежилые отдельно стоящие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, спорное здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 1862 кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для обслуживания производственной базы, для размещения промышленных объектов»; спорное здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 3131,1 кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для обслуживания производственной базы».
Приведенные виды разрешенного использования земельных участков однозначно не предусматривают размещение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, поскольку данные виды разрешенного использования земельных участков «для обслуживания производственной базы, для размещения промышленных объектов», «для обслуживания производственной базы» не тождественны понятию ни офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, содержащемуся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ни торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и не соответствуют кодам Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, позволяющим отнести здания к административно-деловому и торговому центру, следовательно, спорные здания не подлежат включению в Перечень по данному критерию.
Согласно техническому паспорту здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, составленному Сыктывкарским филиалом ГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации» по состоянию на 12 марта 2004 года, и экспликации к поэтажным планам этого здания, с изменениями от 08.12.2010, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащее Фонду поддержки спорта Республики Коми отдельно стоящее нежилое двухэтажное здание общей площадью 1862 кв.м имеет назначение – склад, нежилое, наименование – склад промтоварного оборудования, расположенные в нем помещения имеют назначение: 1 этаж - коридоры, кабинеты, склады, туалеты, лестничная клетка, холодильник, тамбуры, бытовое помещение, вспомогательное помещение, торговый зал площадью 29,7 кв.м (1,59% от общей площади здания); антресоль – кабинеты, бытовое помещение, площадки, склад; 2 этаж - коридоры, кабинеты, помещения, лестничная клетка.
Согласно техническому паспорту здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, составленному филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми по состоянию на 2 мая 2012 года, и экспликации к поэтажному плану этого здания, с изменениями от 31.07.2012, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащее Фонду поддержки спорта Республики Коми отдельно стоящее нежилое одноэтажное здание общей площадью 3131,1 кв.м имеет назначение – нежилое, использование – склад общетоварный, наименование – здание склада общетоварного, расположенные в нем помещения имеют назначение: 1 этаж – склады, подсобные, туалеты, комната, столярная, кабинеты, коридоры, тамбур, бытовые помещения, помещение, вспомогательное помещение, лестница, торговые залы общей площадью 86 кв.м (2,72% от общей площади здания); антресоль – кабинеты, лестница, коридор.
Исследовав и оценив данную техническую документацию на указанные здания, суд приходит к выводу об отсутствии в них помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), данные здания также не подлежат включению в Перечень, поскольку назначение или наименование расположенных в них помещений не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в объеме, превышающем 20 процентов от их площадей. Указание в технических паспортах и в Едином государственном реестре недвижимости наименований зданий «склад промтоварного оборудования» и «здание склада общетоварного» основанием для отнесения их к категории административно-делового центра или торгового центра (комплекса) не является. При этом административным ответчиком не представлено доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) зданий в них предусмотрено не только размещение офисов, но и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на момент формирования Перечня (декабрь 2020 года) и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта (1 января 2021 года) нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 1804 кв.м, назначением – нежилое помещение, входило в состав здания с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>.
Таким образом, назначение или наименование данного помещения с кадастровым номером <Номер обезличен> согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривали размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, следовательно, указанное помещение не подлежит включению в Перечень по данному критерию.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здания с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен> включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, исходя из их фактического использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, поскольку более 20 процентов их площадей используется для размещения офисов и торговых объектов, что следует из актов обследования фактического использования зданий с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, составленных 26 ноября 2020 года, утвержденных 30 ноября 2020 года.
При этом нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> включено в Перечень на 2021 год на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как помещение, расположенное в административно-деловом и торговом центре.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 года № 546 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка организационно-техническую работу, связанную со сбором информации в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества и проведением обследований объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 Порядка, проводит государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (далее - ГБУ РК «РУТИКО»).
Приведенным Порядком также установлено, что должностные лица проводят обследования объектов недвижимого имущества, в том числе посещают и осматривают объекты недвижимого имущества, указанные в приказе о проведении мероприятий, проводят измерения объектов недвижимого имущества (при необходимости), осуществляют иные действия в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества (пункт 9); Результаты проведения мероприятий и вид фактического использования объекта недвижимого имущества, установленный по результатам проведения мероприятий, фиксируются должностными лицами в акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Коми, который составляется и подписывается должностными лицами в срок не позднее 7 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в пункте 10 Порядка, по форме согласно приложению 2 к данному Порядку (пункт 11).
Так, поводом для включения принадлежащего истцу нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость, послужил акт обследования фактического использования здания, составленный 26 ноября 2020 года и утвержденный 30 ноября 2020 года. Из данного акта следует, что 5,63 процента площади здания (помещения №№ 14, 19, 20, 21, 32, 47 – 1 этаж, помещение № 8 – 2 этаж, общей площадью 104,8 кв.м) используется для размещения офисов; 14,51 процента площади здания (помещения №№ 1, 2, 10.4, 16, 23, 30, 31, 42, 43, 45 – 1 этаж, общей площадью 270,1 кв.м) используется для размещения торговых объектов.
Поводом для включения принадлежащего истцу нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость, послужил акт обследования фактического использования здания, составленный 26 ноября 2020 года и утвержденный 30 ноября 2020 года. Из данного акта следует, что 24,36 процента площади здания (помещения №№ 33, 42, 49, 51, 52, 54, 60, 61, части помещений №№ 47, 50, 56 – 1 этаж, общей площадью 762,8 кв.м) используется для размещения торговых объектов.
Вместе с тем содержание данного акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером <Номер обезличен> не дает четкого представления о том, что помещения №№ 14, 19, 20, 21, 32, 47 – 1 этаж, помещение № 8 – 2 этаж, общей площадью 104,8 кв.м являются офисными и не позволяет однозначно установить данный факт. Не установлено какие конкретно помещения, входящие в обозначенную в акте площадь, используются под офисы, а какие нет, приложенные к акту фотографии не привязаны к конкретным помещениям, пронумерованным в порядке технического учета, полной информации об их предназначении и использовании не содержат.
Из фототаблицы акта и пояснений представителя административного ответчика, следует, что к офисным были отнесены помещения, в которых находилась оргтехника. При этом должностными лицами, составившими данный акт, некоторые из указанных помещений (№№ 21, 32, 47) фактически не обследовались (фотографии отсутствуют), причины этого в акте не отражены, а также не выяснялось, какие лица занимают помещение № 14 – 1 этаж, помещение № 8 – 2 этаж, и вид деятельности этих лиц, включая функциональные (должностные) обязанности, осуществляемые их работниками, присутствовавшими в обследуемых помещениях.
Вместе с тем согласно приведенным выше положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наличие оргтехники является только одним из условий, совокупность которых позволяет рассматривать помещение в качестве офиса для целей налогообложения. Само по себе наличие оргтехники, которая может быть использована для осуществления производственно-складской деятельности, без соблюдения остальных условий, предусмотренных названной статьей, не подтверждает фактического использования помещений для размещения офисов.
При этом согласно представленному в материалы дела договору субаренды № 53СА от 1 декабря 2019 года нежилые помещения (№№ 12 – 15 по плану БТИ) общей площадью 134,6 кв.м, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП Л.М.о. для использования под складирование.
По договору субаренды № 44СА от 1 мая 2019 года нежилые помещения общей площадью 501,8 кв.м, в том числе помещение № 8 – 2 этаж, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП А.Я. для использования под складирование.
По договору субаренды № 12СА от 1 января 2019 года нежилые помещения (№№ 29 – 32 по плану БТИ) общей площадью 209,9 кв.м, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП Т.А. под торговый зал – 30,5 кв.м и склад – 179,4 кв.м.
В связи с изложенным отнесения данных помещений к офисным, не согласуются с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административным ответчиком не представлено доказательств того, что спорное здание и помещения в нем имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для производственно-складской деятельности.
Кроме того, суд считает выводы названных актов обследования зданий в части отнесения помещений №№ 1, 2, 16, 45, общей площадью 54,1 кв.м (здание с кадастровым номером <Номер обезличен>), помещений №№ 33, 42, 49, 52, 54, 60, 61, частей помещений №№ 47, 50, 56, общей площадью 712,4 кв.м (здание с кадастровым номером <Номер обезличен>) к числу используемых для размещения торговых объектов основанными на неверном толковании положений статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст «Об утверждении национального стандарта».
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Таким же образом раскрывается содержание понятия торгового объекта в Национальном стандарте ГОСТ Р 51303-2013, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, который по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различает стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты (пункт 14) и относит магазин к стационарному торговому объекту, предназначенному для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 38).
Согласно пункту 33 названного Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» склад представляет собой специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций, при этом к складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
Из приведенных понятий следует вывод, что не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть признаны предназначенными или используемыми для размещения торговых объектов. И для того чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна согласно статье 2 Закона о торговой деятельности включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан торговым объектом в целях применения статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако из указанных актов обследования и приложенных к ним фотоматериалов не следует, что названные помещения №№ 1, 2, 16, 45, общей площадью 54,1 кв.м (здания с кадастровым номером <Номер обезличен>), помещения №№ 33, 42, 49, 52, 54, 60, 61, части помещений №№ 47, 50, 56, общей площадью 712,4 кв.м (здания с кадастровым номером <Номер обезличен>), соответствуют критериям торгового объекта. Приложенные к актам фотографии не содержат каких-либо пояснений и привязки к конкретным помещениям, на них не запечатлены признаки, позволяющие отнести указанные помещения в зданиях к торговым объектам. Так фототаблицы актов состоят в том числе из фотоснимков складов, где находятся продукты питания, напитки, овощи, фрукты в различных упаковках, ящиках и таре, причем в большей части уложенных друг на друга, при этом, ценники на указанных упаковках, ящиках и таре, кассовые аппараты (терминалы), покупатели на фотоснимках отсутствуют.
Вместе с тем размещение указанных товаров на стеллажах без ценников, подтверждает только создание условий для их хранения, но не факт выкладки товара для демонстрации и обслуживания покупателей, поскольку согласно примечанию к пункту 124 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» размещение товаров без ценников выкладкой не является.
Кроме того, только лишь наличие отдельных помещений (окон) с надписью «Касса», которые также могут использоваться для осуществления производственно-складской деятельности, не подтверждает проведения в них денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, учитывая при этом, что обследование внутри этих помещений не производилось.
При этом согласно представленному в материалы дела договору субаренды № 2СА/20 от 1 января 2020 года нежилые помещения (№№ 1-8 на плане БТИ) общей площадью 71,4 кв.м, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП Э.Г.о. под торговый зал – 7 кв.м и склад – 64,4 кв.м.
На основании договора субаренды № 51СА от 1 декабря 2019 года нежилые помещения (№№ 16-17 по плану БТИ) общей площадью 144,9 кв.м, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП Г.К.о. для использования под склад.
По договору субаренды № 4СА/20 от 1 апреля 2020 года нежилые помещения общей площадью 165 кв.м, в том числе помещение № 49, часть помещения № 47, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП ФИО2 в субаренду ИП ФИО3 под склад.
По договору субаренды № 1СА/20 от 1 января 2020 года нежилые помещения общей площадью 90 кв.м, в том числе помещения №№ 34, 35 часть помещения № 33, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП А.М. для использования под складирование.
На основании договора субаренды № 1СА от 1 января 2019 года нежилые помещения (№№ 50, 52 по плану БТИ) общей площадью 219,8 кв.м, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП Ф.Ш.о. для использования под складирование.
Согласно договору субаренды № 19СА от 1 января 2019 года нежилые помещения общей площадью 208 кв.м, в том числе помещения №№ 56, 57, 58, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП Х.М.о. для складирования.
По договору субаренды № 31СА от 1 января 2019 года нежилые помещения общей площадью 302,1 кв.м, в том числе помещение № 48, часть помещения № 47, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП Т.И. для использования под складирование.
На основании договора субаренды № 30СА от 1 января 2019 года нежилые помещения (№№ 42-46 на плане БТИ) общей площадью 419,1 кв.м, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП Э.Б.о. для использования под складирование.
На основании договора субаренды № 23СА от 1 января 2019 года нежилые помещения (№№ 33-35 по плану БТИ) общей площадью 180,7 кв.м, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, предоставлялись ИП О.В. в субаренду ИП М.Г. для использования под складирование. Дополнительным соглашением № 1 от 29 декабря 2019 года к данному договору субаренды № 23СА от 1 января 2019 года ИП М.Г. предоставлены в субаренду нежилые помещения общей площадью 90,7 кв.м, в том числе часть помещения № 33, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, для использования под складирование.
Согласно договору субаренды № 43СА от 25 апреля 2019 года нежилые помещения (№№ 1, 41, 59-61 на поэтажном плане) общей площадью 238 кв.м, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ИП С.С.о. для складирования.
По договору субаренды № 20СА от 1 января 2019 года нежилые помещения (№№ 53-55 по плану БТИ) общей площадью 138,1 кв.м, расположенные по адресу: <Адрес обезличен>, переданы ИП О.В. в субаренду ООО «» для складирования.
Таким образом, проанализировав указанные акты обследования зданий, суд приходит к выводу о том, что данные акты обследования не могут служить достоверными доказательствами обоснованности включения нежилых зданий с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен> в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку не подтверждают того, что более 20 процентов общей площади этих зданий используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Таким образом, административным ответчиком Комитетом Республики Коми имущественных и земельных отношений относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствия спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
При этом, поскольку нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> включено в Перечень на 2021 год на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как помещение, расположенное в административно-деловом и торговом центре, то с учетом вышеизложенных обстоятельств необоснованности включения здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в оспариваемый Перечень на 2021 год, суд полагает, что основания для включения указанного нежилого помещения в Перечень на 2021 год отсутствуют.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта принадлежащие административному истцу здания и нежилое помещение не отвечали установленным федеральным законодательством условиям, позволяющим отнести их к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, суд считает, что оспариваемые пункты 2422, 2423, 2425 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», не соответствуют положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в указанной части, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций за 2021 год, при этом признание оспариваемых положений недействующими с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества недействующими со дня их принятия.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, где был ранее размещен нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Фонда поддержки спорта Республики Коми о признании недействующими пунктов 2422, 2423, 2425 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 2422, 2423, 2425 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, где был ранее размещен нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
В окончательной форме решение изготовлено 11 июня 2021 года.
Судья - А.В. Кондратюк