ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-116/2022 от 15.09.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-116/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 г. г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,

при помощнике судьи Прозоровой Я.Б.,

с участием прокурора Старовойтовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кезикова Никиты Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании недействующим пункт 6131 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 г. № 1502 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункт 6582 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2021 г. № 1263 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2022 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

установил:

24 декабря 2020 года приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области № 1502 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен на 2021 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).

Приказ опубликован на официальном сайте Департамента и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 года.

В пункт 6131 Перечня на 2021 год включено нежилое здание, наименование: столовая, площадью 193,2 кв.м,, с кадастровым номером , расположенное по адресу: ....

24 декабря 2021 года приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области № 1263 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен на 2022 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2022 год).

Приказ размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2021 года.

В пункт 6582 Перечня на 2022 год включено нежилое здание, наименование: столовая, площадью 193,2 кв.м,, с кадастровым номером , расположенное по адресу: ....

Индивидуальный предприниматель (далее – ИП) Кезиков Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечней с момента их принятия, поскольку они противоречат статье 378.2 Налогового кодека Российской Федерации (далее – НК РФ) и незаконно возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником объекта недвижимости – нежилого здания, наименование: столовая, площадью 193,2 кв.м,, с кадастровым номером , расположенного по адресу: .... Департаментом незаконно, в нарушение требований статьи 378.2 НК РФ, включен данный объект недвижимости в Перечни, поскольку данное здание ранее 90-х годах прошлого века являлось бывшей рабочей столовой и обслуживало работников ООО «Рябиновая поляна», а в настоящее время находится в законсервированном состоянии. Земельный участок, на котором расположено здание столовой огорожен сплошным металлическим забором, что исключает возможность свободного доступа к зданию у третьих лиц. Административный истец находится на упрощенной системе налогообложения. Здание столовой фактически не является объектом общественного питания, не отвечает требованиям ГОСТ 31985-2013 «Международный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», ГОСТ 30389-2013 «Международный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования». По мнению административного истца само по себе наименование здания как столовая, без оценки иных фактических обстоятельств, не свидетельствует о правомерности его отнесения к объекту общественного питания, указанному в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. На обращение в Департамент об исключении его объекта из Перечней на 2021 и 2022 годы был получен отказ.

В письменных возражениях относительно административных исковых требований Департамент просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что процедура включения в Перечни объекта недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемых актов была соблюдена. Спорный объект недвижимости на дату определения Перечней на 2021, 2022 годы по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) значился как здание столовой, то есть данный объект недвижимости являлся объектом общественного питания и располагался на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «под здание столовой»., следовательно, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 378.2 НК РФ здание столовой правомерно отнесено к видам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В судебном заседании административный истец ИП Кезиков Н.А. и его представитель Машпанин А.В. заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Зюмочкин С.М. административный иск не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав объяснения административного истца, представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86 (далее Положение о Департаменте), Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 3.21.5 раздела 3).

В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 раздела 5 Положения о Департаменте заместитель Губернатора Смоленской области - начальник Департамента издает в порядке, определенном областным законодательством, правовые акты, направленные на реализацию возложенных на Департамент задач.

В силу пункта 8 статьи 378.2 НК РФ состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

Приложением 1 приказа Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2014 года № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Оспариваемые Перечни на 2021 г., на 2022 г. по своей структуре и содержанию соответствуют предусмотренному пунктом 8 статьи 378.2 НК РФ составу сведений.

Приказы Департамента от 24 декабря 2020 года № 1502, от 24 декабря 2021 года № 1263 опубликованы на официальном сайте Департамента и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru,.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом – Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемых истцом Перечней, объектами налогообложения для российских организаций признавалось недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Статья 378.2 НК РФ регламентирует особенности определения налоговой базы из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 указанной статьи торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктами 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На территории Смоленской области в налоговые периоды 2021 и 2022 года в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 года № 83-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Администрации Смоленской области от 28 августа 2018 г. № 574 утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП Кезиков Н.А. является собственником объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером , площадью 193,2 кв. м, назначение: нежилое, наименование: столовая, расположенного по адресу: ... (выписка из ЕГРН л.д. 120 - 128).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2022 г. данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющем вид разрешенного использования «под здание столовой».

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, прямо предусматривает размещение на нем объектов общественного питания.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание расположено на земельном участке вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов общественного питания и по своему назначению и наименованию само здание «столовая» предполагает размещение в нем торговых объектов и/или объектов общественного питания, спорный объект недвижимости правомерно включен в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости имущества.

Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и документу технического учета, по своему назначению и наименованию вышеуказанный объект недвижимости - здание «столовая» следует отнести к объекту недвижимости, которое предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания.

Как видно из технического паспорта на здание «столовая» часть здания предназначено под столовую (242,,4 кв м.), другая часть является пристройкой (17,6+9,4 кв.м.). При этом ряд расположенных в нем помещений имеют назначение: основное, коридор, подсобная, кабинет, санузел, склад, зал, холодильная камера, холодное помещение, что, исходя из общего наименования здания, предполагает их использование для размещения объектов общественного питания.

Согласно пункту 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Международный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

Учитывая, что наименование объекта недвижимости, как «столовая» и назначение, расположенных в здании помещений «основное, зал, холодильная камера», предполагают размещение объектов общественного питания, такие помещения как «коридор, подсобная, кабинет, санузел, склад, холодное помещение» в соответствии с вышеуказанными стандартами, предназначены в качестве вспомогательных помещений для оказания услуг общественного питания в данном здании.

Таким образом, суд также приходит к выводу о том, что по своему наименованию и назначению спорный объект недвижимости подпадает под признаки объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поэтому правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Доказательств того, что на момент включения в оспариваемые Перечни указанного объекта Департамент имел другую информацию, чем приведенный выше технический паспорт, материалы административного дела не содержат, как не содержат доказательств внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

При таком положении, поскольку для признания включения объекта недвижимости в Перечни на 2021 и 2022 годы законным достаточно установить его соответствие хотя бы одному из условий, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ (в данном случае по наименованию), то довод административного истца о том, что фактически данный объект недвижимости не используется как объект общественного питания, нельзя признать правомерным, поскольку необходимости установления фактического использования объекта недвижимости путем его обследования не требуется (аналогичная правовая позиция изложена в апелляционных определениях судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 № 84-АПА19-6, от 02.10.2019 № 84-АПА19-16).

Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Кезикова Никиты Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании недействующим пункт 6131 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 г. № 1502 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункт 6582 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2021 г. № 1263 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2022 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 19 сентября 2022 года.

Судья А.Л. Штейнле