ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-116/2022 от 19.04.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-116/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 19 апреля 2022 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Кирьяновой В.М.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части решение совета депутатов муниципального образования Бугровское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 07 октября 2020 года № 80 «О регламенте совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»,

установил:

07.10.2020 решением совета депутата муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Совет депутатов) № 80 утвержден регламент Совета депутатов (далее – Регламент, Решение № 80).

В п.10.4 Регламента указано, что заседания совета депутатов носят открытый характер. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, совет депутатов вправе принять решение о проведении закрытого заседания.

Разделом 12 Регламента регламентирован порядок проведения открытых и закрытых заседаний совета депутатов.

В п.13.8 Регламента указано, фото- и видеосъемка в процессе заседания совета депутатов может осуществляться исключительно представителями средств массовой информации, аккредитованных при совете депутатов, после согласования с председательствующим на заседании совета депутатов.

Согласно п.15.2 Регламента на заседании совета депутатов депутат обязан не осуществлять видео- и фотосъемку без предварительного разрешения председательствующего на заседаниях совета депутатов и постоянных комиссиях.

В абзаце 8 п.26.1 Регламента указано, что видеосъемка и аудиозапись заседаний депутатами, присутствующими на заседании совета депутатов, постоянных комиссий, рабочих групп совета депутатов производится по согласованию с председательствующим и с его разрешения.

Решение № 80 опубликовано в приложении к газете «Бугровский вестник» (приложение к газете «Всеволожские вести») № 19, октябрь 2020.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункты 13.8, 15.2 и 26.1 в той части, в которой они содержат ограничение прав граждан, депутатов и иных лиц, допущенных на заседания представительного органа, на проведение фото- и видеофиксации открытых заседаний Совета депутатов без получения предварительного согласия председательствующего на заседании совета депутатов – Главы МО/Председателя Совета депутатов, и пункты 10.4, 12.1-12.8 Регламента.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является депутатом Совета депутатов. Установленное в пунктах 13.8, 15.2 и 26.1 Регламента ограничение на ведение фото – и видеосъемки заседаний совета депутатов присутствующими лицами, в том числе депутатами является недопустимым, так как лишает избирателя возможности получить объективные данные о работе представительного органа. Запрета использовать видеосъемку на заседаниях совета депутатов федеральным законодательством не предусмотрено, за исключением закрытых заседаний. В связи с этим в нормативном акте представительного органа муниципального образования, регламентирующего его деятельность, должен быть четко определен исчерпывающий перечень оснований, по которым заседания могут быть объявлены закрытыми. В п.10.4 Регламента дана размытая формулировка оснований, по которым заседание может быть проведено в закрытом режиме. Пункты 12.1-12.8 Регламента также не предоставляют четко определенного и исчерпывающего перечня оснований, по которым заседания Совета депутатов могут быть объявлены закрытыми.

В письменном отзыве административным ответчиком указано, что требования административного истца не подлежат удовлетворению. Информация, собранная депутатом самостоятельно, без наделения его от имени представительного органа местного самоуправления такими полномочиями, не может является информацией о деятельности представительного органа местного самоуправления. Заседания совета депутатов транслируются в режиме реального времени на официальном канале видео-хостинговой платформы. Раздел 12 Регламента определяет порядок проведения закрытых заседаний в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В судебное заседание административный истец и его представитель, заинтересованное лицо, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующие в судебном заседании представители административного ответчика ФИО2 и ФИО3 поддержали доводы, изложенные в отзыве, и просили отказать в удовлетворение заявленных требований в полном объеме.

Выслушав объяснения представителей административного ответчика, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н. об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от 11.09.2019 № 2401 ФИО1 зарегистрирован депутатом Совета депутатов.

Решениями Совета депутатов от 18.03.2021 № 25 и от 21.04.2022 № 29 к депутату ФИО1 применены меры воздействия за нарушение Регламента.

Следовательно, будучи депутатом Совета депутата ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе полагать, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы и вправе оспорить положения пунктов 10.4, 12.1-12.8, 15.2 и 26.1 Регламента.

Определением суда от 19.04.2022 прекращено производство по административному делу в части требования ФИО1 о признании недействующим п.13.8 Регламента.

Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.9 ст.18 Устава МО « Бугровское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов от 23.01.2019 № 1, порядок созыва, подготовки и проведения заседаний совета депутатов, рассмотрения и принятия решений советом депутатов, участия депутатов, должностных лиц администрации, представителей общественности, населения в работе совета депутатов, а также порядок решения иных вопросов, в том числе материального, организационно-технического, правового обеспечения работы совета депутатов устанавливаются регламентом совета депутатов (далее - регламент), утверждаемым решением советом депутатов.

Таким образом, Совет Депутатов является полномочным органом на принятие оспариваемых нормативных правовых актов,

Как указано в ст.18 Устава Совет депутатов состоит из 15 депутатов. Заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом установлено, что 23.09.2020 на заседании постоянной комиссии Совета депутатов рассмотрен проект Регламента.

07.10.2020 на очередном заседании Совета депутата принято решение об утверждении Регламента. За принятие решения проголосовало 8 депутатов из 11 присутствующих на заседании.

Согласно ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Аналогичные положения воспроизведены в ст.36 Устава МО «Бугровское сельское поселение».

Таким образом, оспариваемые административными истцами нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

К основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст.4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ).

Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления также является одним из основных принципов противодействия коррупции (ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ указаны способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, одним из которых является присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления.

Принимая во внимания, что положениями п.10.4 Регламента установлено, что заседания совета депутатов носят открытый характер и только в случаях, предусмотренных действующим законодательством, совет депутатов вправе принять решение о проведении закрытого заседания, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом положения п.10.4 Регламента соответствуют Федеральному закону от 09.02.2009 № 8-ФЗ.

Доводы административного истца о наличии правовой неопределенности в оспариваемых положениях п.10.4 Регламента, заключающейся в отсутствие указания на то, что закрытые заседания проводятся только в случае возможности разглашения государственной или иной тайны, судом отклоняются, поскольку положения п.10.4 Регламента подлежат применению с учетом положений Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" и иных федеральных законов.

Согласно п.12.1 Регламента заседания Совета депутатов являются, как правило, открытыми.

В п.12.2 Регламента перечислены лица, имеющие право присутствовать на открытом заседании совета депутатов.

Исходя из п.12.3 Регламента Совет депутатов может принять решение о проведении закрытого заседания или о закрытом рассмотрении отдельных вопросов повестки дня заседания.

При этом в абзаце 12.3 Регламента указано, что не допускается закрытое рассмотрение проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан.

Пунктами 12.4 и 12.5 Регламента определен порядок принятия решения о проведении закрытого заседания.

Согласно п.12.6 Регламента Совет депутатов самостоятельно определяет круг лиц, допущенных на закрытое заседание.

Пунктом 12.7 Регламента установлен запрет на использование фото-, кино- и видеотехнике и иных средств записи на закрытом заседании.

Исходя из положений п.12.8 Регламента глава муниципального образования вправе принимать меры по пресечению незаконного использования технических средств в закрытом заседании.

Согласно ст.5 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Поскольку Федеральный закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ допускает ограничение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, то Совет депутатов в Регламенте правомерно определил порядок такого ограничения.

При этом вышеуказанные положения Регламента соответствует ст.26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в части соблюдения установленного порядка реализации гражданами правотворческой инициативы.

Доводы административного истца фактически содержат не указание на несоответствие положений раздела 12 Регламента положениям нормативных правовых актов обладающих большой юридической силой, а предложения по совершенствованию юридико-технического оформления Регламента, что относится к исключительной компетенции административного ответчика, а не суда.

Согласно ст.15.2 Регламента на заседании совета депутатов депутат обязан не осуществлять видео- и фотосъемку без предварительного разрешения председательствующего на заседаниях совета депутатов и постоянных комиссиях.

В абзаце 8 ст.26.1 Регламента указано, что видеосъемка и аудиозапись заседаний депутатами, присутствующими на заседании совета депутатов, постоянных комиссий, рабочих групп совета депутатов производится по согласованию с председательствующим и с его разрешения.

Вопреки доводам административного истца оспариваемые в части положения пунктов 15.2 и 26.1 Регламента не содержат запрета на осуществление видео- и фотосьемки.

Исходя из буквального содержания пунктов 15.2 и 26.1 Регламента депутаты на заседании Совета депутата вправе осуществлять видео- и фотосьемку в порядке установленном Регламентом, а именно, с предварительного разрешения председательствующего на заседании.

Отсутствие в Регламенте указания на случаи, при которых председательствующий вправе запретить осуществление депутатами видео- и фотосьемки заседания Совета депутатов, а также критериев из которых должен исходить председательствующий при принятии подобного решения, не свидетельствует о наличии правовой неопределенности в оспариваемых нормах, поскольку определение подобных случаев и критериев относится к дискреционным полномочиям Совета депутатов.

При этом суд учитывает, что установленный оспариваемыми пунктами Регламента порядок осуществления депутатами Совета депутатов видео- и фотосьемки заседаний не нарушает права административного истца на получение информации о деятельности представительного органа местного самоуправления, поскольку административный истец непосредственно получает указанную информацию присутствуя на заседаниях Совета депутатов.

В соответствии с ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении требований по административному делу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующими пункты 15.2, 26.1, в той части, в которой они содержат ограничения прав депутатов на проведение фото- и видеофиксации открытых заседаний совета депутатов без получения предварительного согласия председательствующего, и пункты 10.4, 12.1-12.8 Регламента совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение», утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Бугровское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 07 октября 2020 года № 80 «О регламенте совета депутатов муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области».

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2022 г.