ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-116/2022 от 27.06.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело №За-116/2022 УИД 39OS0000-01 -2022-000054-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 года

Калининградский областной суд в составе: председательствующего судьи - Струковой А.А.

с участием прокурора - Чернышовой К.И.

при секретаре - Козловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Калининградской области, Гурьевскому окружному совету депутатов, администрации муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» об оспаривании в части генерального плана муниципального образования «Гурьевский городской округ» (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361) и правил землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденных решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года № 266,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд 18 февраля 2022 года с административным иском к Правительству Калининградской области, Гурьевскому окружному совету депутатов, администрации муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» и, уточнив 10 марта 2022 года и 17 июня 2022 года административные исковые требования, просила признать не действующими и не подлежащими применению генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года № 190 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361) в части невключения территории земельных участков с кадастровыми номерами , в границы населенного пункта - пос.Моршанское Гурьевского района - и их отнесения к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования», а также правила землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденные решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года № 266, в части отнесения земельных участков с

кадастровыми номерами , к

территориальной зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (индекс СХ-1).

Требования обоснованы тем, что на основании договора купли-продажи от 22 августа 2014 года ФИО1 с 3 сентября 2014 года являлась собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1200 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома,

местоположение:

.

1 июля 2021 года на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами ,

, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома,

площадью по 600 кв.м, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером .

1 июля 2021 года зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , .

В ноябре 2021 года ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования «Гурьевский городской округ» с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером .

26 ноября 2021 года администрацией муниципального образования направлено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по мотиву отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (индекс СХ-1) и отображения в генеральном плане муниципального образования земельного участка вне границ населенного пункта.

Аналогичное регулирование установлено в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Оспариваемые градостроительные решения, по утверждению

административного истца, не соответствуют положениям законодательства о градостроительной деятельности о необходимости учета фактического

землепользования при разработке документов территориального

планирования и градостроительного зонирования, не имеют необходимого обоснования с учетом отсутствия каких-либо публичных и общественных интересов в изменении категории земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером (предыдущий кадастровый номер ), сформированного в 1993 году наряду с иными земельными участки из состава земель населенных пунктов для целей строительства индивидуальных жилых домов, и являются препятствием для использования земельных участков, расположенных в квартале существующей застройки в поселке Моршанское Гурьевского района, в соответствии с их назначением.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство градостроительной политики Калининградской области.

В судебном заседании представитель административного истца - ФИО2 заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представитель Правительства Калининградской области и Министерства градостроительной политики Калининградской области - ФИО3, возражая против административного иска, сослалась на то, что постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361 в генеральный план муниципального образования, утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года № 190, какие-либо изменения в отношении

рассматриваемой территории не вносились, а исключение земельных участков с кадастровыми номерами , из границ населенного пункта обусловлено местонахождением участков в зоне предельно допустимых расстояний от магистрального газопровода, а также в границах запретных зон согласно сведениям, представленным Балтийским флотом в 2017 и 2018 годах в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, где размещение объектов капитального строительства не допускается.

В отношении требований об оспаривании градостроительного зонирования рассматриваемой территории высказалась о том, что отнесение земельных участков с кадастровыми номерами ,

к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий в полной мере соответствует установленным генеральным планом категории земельных участков и функциональному зонированию рассматриваемой территории.

Представитель Гурьевского окружного совета депутатов и администрации муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» - ФИО4 полагал требования не подлежащими удовлетворению, изложив аналогичные доводы.

Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные правовые акты.

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» наделено соответствующим статусом Законом Калининградской области от 29 мая 2003 № 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории».

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ),

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.

1 января 2017 года вступил в силу Закон Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области», которым полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы, утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

Статьей 2 названного Закона предусмотрены переходные положения, согласно которым документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, разработка которых была начата до вступления в силу настоящего Закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361 «О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа» генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года № 190, актуализирован (откорректирован) с учетом схемы территориального планирования Калининградской области и отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации применительно к требованиям, определенным Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также изменениям, внесенным в программы социально-экономического развития Калининградской области.

Проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ» разработан на основании приказа

Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 12 марта 2019 года № 97.

Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361 о внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ» подписано Губернатором Калининградской области, который исполняет полномочия председателя Правительства Калининградской области, и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 23 июня 2021 года, вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

Решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 19 декабря 2019 года № 266 утверждены Правила землепользования и застройки Гурьевского городского округа, разработка которых была инициирована до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности...».

Правила землепользования и застройки официально опубликованы в газете «Наше время» 27 декабря 2019 года (выпуск (№ 51 (10730) и размещены на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования.

Решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ» (с 1 января 2022 года - муниципальное образование «Гурьевский муниципальный округ») в целях их приведения в соответствие с актуализированным генеральным планом (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361) до настоящего времени не принято.

Данных о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в генеральный план и по проекту правил землепользования и застройки городского округа, равно как и о несоблюдении процедуры согласования проекта внесения изменений в генеральный план не имеется.

Таким образом, оспариваемые генеральный план и правила землепользования и застройки приняты уполномоченными органами в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы нормативного правового акта, порядка его принятия, утверждения, официального опубликования и введения в действие.

По мотивам нарушения процедуры принятия генеральный план и правила землепользования и застройки административным истцом не оспариваются.

Проверив в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 КАС РФ доводы административного истца о незаконности оспариваемых правовых актов, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пунктам 1, 3, 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

При этом положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, помимо прочего, параметры функциональных зон (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а на указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются, в частности, границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон (пункты 2, 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).

Из содержания статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

В силу пункта 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из пунктов 2, 5, 6, 7, 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории исходя из установленных функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался о том, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановление от 22 апреля 2014 года № 12-П, Постановление от 28 марта 2017 года № 10-П; определения от 15 июля 2010 года № 931-0-0, от 6 октября 2015 года № 2317-0, от 25 февраля 2016 года № 242-0, от 23 июля 2020 года № 1653-0, от 17 декабря 2020 года № 2861-0, от 25 марта 2021 года № 583-0, от 20 июля 2021 года№ 1536-0 и др).

По настоящему делу установлено, что 28 июня 1993 года был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером площадью 1200 кв.м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, местоположение: (л.д. 123).

Постановлением Храбровской сельской администрации от 28 июня 1993 года № 57 указанный земельный участок предоставлен в собственность ФИО5 для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 118).

В этот же день, 28 июня 1993 года, ФИО5 выдан план размещения строений на земельном участке с характеристиками индивидуального жилого дома (л.д. 111-117).

В дальнейшем ФИО5 был выдан государственный акт № КЛО- 9-93-2791 на право собственности на данный участок (л.д. 109-110).

15 декабря 1993 года между ФИО5 и администрацией Гурьевского района заключен типовой договор об отводе земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, по условиям которого ФИО5 обязан возвести на указанном земельном участке двухэтажный индивидуальный жилой дом.

15 декабря 1993 года типовой договор удостоверен в нотариальном порядке (л.д. 108, 140-147).

Постановлением администрации муниципального образования «Гурьевский городской округ» от 10 апреля 2007 года№ 1238 «О присвоении названий улицам и нумерации жилых домов в и постановлением администрации Гурьевского муниципального района от 30 ноября 2010 года № 5689 «о присовении адреса земельному участку » присвоен адрес данному земельному участку: (л.д. 118 - 119, 161).

26 января 2011 года в ЕГРН зарегистрировано ранее возникшее право собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером (л.д. 79).

В последующем в ноябре 2012 года в связи с кадастровым делением территории были внесены в государственный кадастр недвижимости изменения в части кадастрового номера земельного участка: вместо - кадастровый номер , иные характеристики земельного участка не изменялись (л.д.126-127).

29 ноября 2012 года в ЕГРН зарегистрировано право собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером (л.д. 78).

18 мая 2015 года снят с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером (л.д. 85).

На основании договора купли-продажи от 22 августа 2014 года право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, адрес: (л.д. 130-131).

1 июля 2017 года на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами , , категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, площадью по 600 кв.м, образованные на основании решения собственника от 16 июня 2021 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером , а также зарегистрировано право собственности

ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , (л.д. 9-16, 88-101).

1 июля 2021 года снят с кадастрового учета исходный земельный участок с кадастровым номером (л.д. 86).

Объектов капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами , не имеется.

По сведениям публичной кадастровой карты земельные участки с кадастровыми номерами , расположены в квартале существующей застройки .

Согласно кадастровому плану территории кадастровый квартал представляет собой квартал существующей застройки, при этом на расположены как земельные участки, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства либо ведение личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебные участки), так и жилые строения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (л.д. 222-240).

Право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , кем-либо не оспаривается, равно как и правомерность образования в 1993 году исходного земельного участка с кадастровым номером , категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.

Кадастровая стоимость исходных земельных участков (кадастровые номера , ), равно как и образованных в июле 2021 года земельных участков с кадастровыми номерами , также устанавливалась исходя из их принадлежности к землям населенных пунктов (постановление Правительства Калининградской области от 28 ноября 2008 года № 769 - по состоянию на 1 января 2007 года, постановление Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области» - по состоянию на 1 января 2012 года).

Актуальная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , - 242 136 руб. каждый из участков - установлена постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года».

Таким образом, фактическое землепользование и налоговые правоотношения по поводу уплаты земельного налога в течение длительного (свыше 27 лет) периода времени были обусловлены отнесением указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов и установлением разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома, которое не изменялось с 1993 года.

В то же время, в период времени, начиная с 2012 года до настоящего времени каждым из принимаемых документов территориального планирования предусматривалось исключение рассматриваемой территории из границ населенного пункта - - с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения исходя из частичного расположения участка в зоне минимальных расстояний газопровода от населенных пунктов (то есть на удалении в пределах 150 м от оси газопровода).

Так, до наделения Законом Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 муниципального образования статусом городского округа соответствующее муниципальное образования было наделено ранее действовавшим Законом Калининградской области от 30 июня 2008 года № 254 «Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования «Гурьевский городской округ» статусом муниципального района, в состав которого, помимо прочих 7 поселений, было включено муниципальное образование «Храбровское сельское поселение».

Г енеральным планом муниципального образования «Храбровское сельское поселение», утвержденным решением Храбровского сельского совета депутатов от 25 декабря 2012 года № 141, рассматриваемая территория отображена вне границ населенных пунктов и отнесена к зоне сельскохозяйственного назначения - пастбища и сенокосы (л.д. 60 оборот).

Согласно текстовой части генерального плана сельского поселения в качестве направлений комплексного развития территории поселения предусматривалось, помимо прочего, расширение индивидуального малоэтажного жилищного строительства на новых территориях и перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов для жилищного строительства.

При этом предусматривалось изменение площади населенных пунктов пос.Матросово (со 170 га до 259 га), пос.Маршальское (с 89 га до 91 га) и пос. Лазовское (с 42 га до 54,5 га), а изменение, в том числе уменьшение территории иных населенных пунктов, входящих в состав Храбровского сельского поселения, включая территорию поселка Моршанское (96,4 га), предусмотрено не было.

Данных о том, что образованный в 1993 году земельный участок с кадастровым номером либо учтенный в ГКН в ноябре 2012 года участок с кадастровым номером предусматривалось исключить из границ населенного пункта - пос.Моршанское - в материалах по обоснованию генерального плана сельского поселения 2012 года не имеется (л.д. 165-186).

Г енеральный план сельского поселения в части установления (изменения) границ населенных пунктов реализован не был при том, что уполномоченные органы местного самоуправления не предоставили в орган кадастрового учета сведения о местоположении измененных генеральным планом 2012 года границ населенного пункта - поселка Моршанское, входящего в состав сельского поселения.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Храбровское сельское поселение», утвержденными решением Храбровского сельского совета депутатов от 22 апреля 2013 года № 150, рассматриваемая территория отнесена к территориальной зоне «Зона сельскохозяйственного использования для пастбищ и сенокосов» (л.д. 61 оборот).

Суд обращает внимание, что в период принятия генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения действовал Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Статьей 15 настоящего Федерального закона было определено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется, в частности, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.

В соответствии со статьей 9 названного Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся, помимо прочих, следующие сведения о границах населенных пунктов: описание местоположения границ населенных пунктов (пункт 5); реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов (пункт 6).

Статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий включены, помимо прочих, описание местоположения границ таких зон.

В указанный период времени подлежало применению постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 618, которым было утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости.

Данным Положением определялось, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в орган кадастрового учета акты уполномоченных органов об установлении или изменении границ населенных пунктов либо об упразднении населенных пунктов (подпункт «д» пункта 9), к которым прилагаются прилагаются текстовое и графическое описания местоположения границ, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (пункт 10), а орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета, помимо прочего, выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов), а также выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития России от 28 июля 2011 года № 375 были утверждены Требования к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости, которыми предусмотрено, что картографической основой кадастра являются карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 на территорию кадастрового округа, кадастрового района или кадастрового квартала, подлежащие обновлению не реже одного раза в три года и созданные в картографической проекции, а также в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, а также карты (планы), представляющие собой цифровые топографические карты и планы, сформированные в векторной форме и созданные в государственной системе координат, периодичность обновления которых определяется в зависимости от характеристик территории.

В дальнейшем 1 января 2017 года вступили в силу нормы Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о геодезической и картографической основах Единого государственного реестра недвижимости.

Так, статьей 6 названного Федерального закона (в первоначальной редакции) установлено, что геодезической основой ЕГРН являются опорные межевые сети, а картографической основой ЕГРН является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии, при этом геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.

На основании части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в первоначальной редакции) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в частности, об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон (пункт 3); об установлении или изменении границ населенного пункта (пункт 8).

В силу части 16 этой же статьи перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии, в том числе, с частью 1 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии, в частности, с пунктам 3 и 8 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» (часть 18 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 года № 621 утверждены форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению, которыми предусмотрено обязательное указание сведений о местоположении уточненных (измененных) границ объекта землеустройства и характерных точках границ объектов землеустройства.

Одновременно действовавшими до 1 января 2017 года Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 71, была предусмотрена обязанность органов местного самоуправления направлять в орган кадастрового учета сведения об утверждении или изменении правил землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах (пункт 5), а также сведения об утверждении генерального плана либо внесении изменений в генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов (пункт 5Л).

При неизменности требований Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями) о предоставлении уполномоченными органами в орган государственной регистрации прав сведений о принятии (изменении) генерального плана, в том числе об установлении и изменении границ населенных пунктов, а также правил землепользования и застройки, в том числе об указании границ территориальных зон, с 1 января 2017 года вступили в силу в полном объеме Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"..., утвержденные

постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 года № 1532, которыми в пункте 31 установлены требования о подготовке в электронной форме графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, перечня координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании территории.

Кроме того, Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статьи 23 и 30 ГрК РФ, регулирующие содержание генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования, дополнены частями 5.1 и 6.1, согласно которым обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, а правил землепользования и застройки - сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, а также описание границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон.

В данной части Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ вступил в силу 10 января 2018 года.

Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 года № 650 утверждены форма графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории (приложение N 1); форма текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон (приложение N 2); требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории (приложение N 3).

Таким образом, федеральным законодательством как в период принятия генерального плана муниципального образования «Храбровское сельское поселение» 2012 года и правил землепользования и застройки этого муниципального образования 2013 года, так и до настоящего времени установлены обязательные требования по предоставлению

соответствующими органами местного самоуправления подлежащих внесению в ЕГРН сведений, в частности, о границах населенных пунктов с описанием их местоположения при принятии, изменении генерального плана и о границах территориальных зон с описанием их местоположения при принятии правил землепользования и застройки.

Поскольку описание местоположения установленных генеральным планом сельского поселения 2012 года границ населенного пункта - пос.Моршанское, входившего в состав муниципального образования «Храбровское сельское поселение», подготовлено и предоставлено в орган государственной регистрации прав не было, сведения ЕГРН о принадлежности рассматриваемой территории к землям населенных пунктов не изменялись.

После наделения Законом Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 Гурьевского муниципального района статусом городского округа решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года № 190 у твержден генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ».

Генеральным планом муниципального образования «Гурьевский городской округ» (в редакции решения Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года № 190) рассматриваемая территория также отображена на карте границ населенных пунктов вне границ населенных пунктов и отнесена к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования».

При этом в материалах по обоснованию генерального плана 2019 года существовавший в тот период времени (до 1 июля 2021 года) земельный участок с кадастровым номером , категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, не был включен в перечень земельных участков, подлежащих исключению из границ населенных пунктов в целях перевода из категории земель населенных пунктов в категорию земель сельскохозяйственного назначения.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденными решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года № 266 рассматриваемая территория отнесена к территориальной зоне «Зона сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения» (индекс СХ-1), которая выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых для сельскохозяйственных угодий, занятых пашнями, сенокосами, пастбищами, залежами, многолетними насаждениями (садами, виноградниками) и ведения скотоводства (л.д. 61, 62).

Правила землепользования и застройки 2019 года действуют на территории муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» до настоящего времени.

Суд принимает во внимание, что описание местоположения границ населенного пункта - пос.Моршанское Гурьевского городского округа, установленных генеральным планом 2019 года (равно как и границ населенных пунктов, установленных генеральным планом сельского поселения 2012 года) когда-либо не подготавливалось и, соответственно, сведения об измененных границах населенного пункта - пос.Моршанское - не направлялись в уполномоченный федеральный орган для внесения в ЕГРН.

Отсутствием описания границ населенного пункта обусловлено сохранение до настоящего времени в Едином государственном реестре недвижимости сведений о категории земельных участков с кадастровыми номерами , , а также исходных земельных участков с кадастровыми номерами и - земли населенных пунктов.

Таким образом, несмотря на то, что в генеральных планах сельского поселения 2012 года и городского округа 2019 года на карте границ населенных пунктов рассматриваемая территория отображена вне границ населенного пункта и согласно карте функционального зонирования отнесена к категории земель сельскохозяйственного назначения, фактически эти документы территориального планирования применительно к рассматриваемой территории не реализованы, а категория земельных участков не изменена до настоящего времени.

Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361 утвержден генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ» в актуальной редакции.

Пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 3, пунктом 2 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, помимо прочего, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, на которой отображаются границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

При этом материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ), а материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (пункт 2 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Из приведенных норм следует, что при изменении генеральным планом границ населенных пунктов и, соответственно, категории земельных участков в материалах по обоснованию генерального плана надлежит указывать все земельные участки, подлежащие исключению из существующих границ населенных пунктов либо включению в существующие границы населенных пунктов с указанием установленной категории и планируемой категории земель с приведением соответствующего обоснования.

Эти требования закона в данном случае не исполнены при том, что в материалах по обоснованию генерального плана (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361) земельные участки с кадастровыми номерами , из состава земель населенных пунктов не включены в перечень земельных участков, подлежащих исключению из границ населенного пункта, однако в утверждаемой части генерального плана участки отображены вне границ населенных пунктов (л.д. 59 оборот) в отсутствие соответствующего обоснования.

Кроме того, отнесение генеральным планом земельных участков с кадастровыми номерами , площадью по 600 кв.м каждый из участков к категории земель сельскохозяйственного назначения, а правилами землепользования и застройки - к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения (индекс СХ-1) (л.д. 60, 61) не соответствует специальным нормам об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Частью 1 статьи 13 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» предусмотрено, что минимальный размер вновь образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, на территории Калининградской области составляет 1,0 га, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 4 и 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Отсюда следует, что минимальная площадь образуемого земельного участка, категория - земли сельскохозяйственного назначения, на территории Калининградской области не может составлять менее 1 га.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает, что отнесение к категории земель сельскохозяйственного назначения и к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения земельных участков площадью по 600 кв.м каждый, расположенных в квартале существующей застройки в поселке Моршанское Гурьевского района, не направлено на реальное обеспечение использования участков в качестве пашни, сенокоса, пастбища, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), то есть на достижение тех целей, которые закреплены в пункте 1 статьи 78, пункте 1 статьи 79 ЗК РФ.

Давая оценку доводам административных ответчиков о частичном расположении рассматриваемой территории в пределах минимальных расстояний от газопровода до границ населенных пунктов, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).

Пунктами 6 и 25 статьи 105 ЗК РФ (в редакции Федерального закона № 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

В силу требований пункта 1 статьи 106 ЗК РФ и абзаца третьего части 2 статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации должно утвердить положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

До утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ такого положения с учетом переходных норм, содержащихся в статье 26 Закона № 342-ФЗ, правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными заместителем Министра топлива и энергетики России 29 апреля 1992 года и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года № 9 Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878; Правилами охраны магистральных газопроводов,

утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. N 1083; Сводом правил МСП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06- 85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС (далее - СНиП 2.05.06-85*).

Согласно СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», таблица № 4, минимальное расстояние от оси газопровода диаметром свыше 300 мм до 600 мм до городов и других населенных пунктов, а также до объектов капитального строительства, в том числе жилых домов высотой 3 этажа, составляет 150 м.

Данный документ следует применять с учетом постановления Правительства РФ от 8 сентября 2017 года № 1083, которым утверждены Правила охраны магистральных газопроводов.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м от оси магистрального газопровода с каждой стороны.

При этом в силу пункта 6 Правил в охранных зонах с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, допускается, помимо прочего, осуществление посадки и вырубки деревьев и кустарников, размещение гаражей, стоянок и парковок транспортных средств, прокладка инженерных коммуникаций.

Кроме того, в силу пункта 22 Правил при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.

Земельный участок с кадастровым номером не расположен ни в охранной зоне магистрального газопровода, ни в пределах минимальных расстояний от магистрального провода.

Земельный участок с кадастровым номером не расположен в охранной зоне магистрального газопровода, однако частично расположен в пределах минимальных расстояний от магистрального провода.

Уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома было подано ФИО1 18 ноября 2021 года с указанием о размещении объекта на земельном участке с кадастровым номером , в отношении которого отсутствуют сведения об ограничении в использовании.

Относительно использования земельного участка с кадастровым номером представитель административного истца указал на благоустройство территории без возведения объекта индивидуального жилищного строительства.

Принимая во внимание, что в охранной зоне магистрального газопровода оба земельных участка (равно как и исходный участок с кадастровым номером ) не находятся, а исходный земельный участок с кадастровым номером (существовавший на день принятия постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361) на незначительной площади (с 1 июля 2021 года - на части земельного участка с кадастровым номером ) расположен в пределах минимальных расстояний от магистрального газопровода, суд приходит к выводу о том, что само по себе частичное расположение земельного участка с кадастровым номером (с 1 июля 2021 года - участка с кадастровым номером ) в зоне минимальных расстояний до магистрального газопровода (пункт 25 статьи 106 ЗК РФ) и одновременно в квартале существующей застройки не является безусловным основанием для исключения земельного участка из границ населенных пунктов, тем более, что соблюдение режима охраны магистрального газопровода возможно иными способами, в частности, посредством получения собственником земельного участка разрешения организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, на использование этой части участка в целях, не связанных с непосредственным размещением объекта индивидуального жилищного строительства.

Суд также полагает, что в любом случае само по себе частичное расположение исходного земельного участка с кадастровым номером (с 1 июля 2021 года - участка с кадастровым номером ) в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода не является безусловным основанием для отнесения земельного участка с кадастровым номером площадью 1200 кв.м (с 1 июля 2021 года - участков с кадастровыми номерами , площадью по 600 кв.м каждый) к землям сельскохозяйственного назначения (генеральным планом муниципального образования) и к сельскохозяйственным угодьям в составе таких земель (правилами землепользования и застройки муниципального образования).

Делая такой вывод, суд исходит из того, что земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (ст.ст. 7, 87 ЗК РФ).

Таким образом, в случае, если, по мнению административных ответчиков, сохранение земельного участка в составе земель населенных пунктов не представляется возможным исходя из расположения части участка в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода, следовало разрешить вопрос об отнесении данного земельного участка к землям иной категории, нежели к землям сельскохозяйственного назначения, имея при этом в виду необходимость последующей разработки механизма возмещения убытков в связи с невозможностью использования по назначению земельного участка, образованного администрацией

муниципального образования «Гурьевский городской округ» из состава земель населенных пунктов для целей строительства индивидуального жилого дома, с учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июля 2019 года № 26-П «По делу о проверке конституционности статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации городского округа Верхняя Пышма».

Ссылки на то, что согласно сведениям информационной системы градостроительной деятельности земельные участки расположены в

границах запретной зоны воинской части, суд полагает не

свидетельствующими о правомерном изменении категории земельных участков и их отнесении к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Так, согласно сообщению Министерства градостроительной политики Калининградской области земельные участки с кадастровыми номерами , входят в границы запретной зоны в соответствии с данными, предоставленными Балтийским флотом в 2017 и 2018 годах в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию области, однако в июне 2019 года в Агентство поступили материалы об установлении границ запретных и иных зон с особыми условиями использования территории, подготовленные Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ, в том числе картографический материал, в соответствии с которым рассматриваемая территория в границы ЗОУИТ не входит. Таким образом, достоверно факт расположения рассматриваемой территории в границах запретной зоны воинской части не установлен.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела и приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что генеральный план и правила землепользования и застройки в оспариваемой части не могут быть признаны обоснованными градостроительными решениями, учитывающими фактическое землепользование в кадастровом квартале , имеющими необходимое обоснование и отвечающими принципу соблюдения баланса частных и публичных интересов.

С учетом изложенного суд полагает подлежащими удовлетворению заявленные к Правительству Калининградской области и Гурьевскому окружному совету депутатов требования об оспаривании в части генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ».

В то же время, в удовлетворении требований к администрации муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» суд отказывает, поскольку администрация муниципального образования не является органом, принявшим оспариваемые правовые акты.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Поскольку генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования не принимались исполнительнораспорядительным органом муниципального образования, суд считает, что по заявленным ФИО1 требованиям администрация муниципального образования является ненадлежащим ответчиком.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу:

- генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ» (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361) в части невключения земельных участков с кадастровыми номерами , в границы населенных пунктов и их отнесения к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования»;

- правила землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденные решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года № 266, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (индекс СХ-1).

В удовлетворении требований к администрации муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2022 года.

Судья Калининградского областного суда