ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1172/18 от 04.02.2019 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Машковцевой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-292/19 по административному исковому заявлению Пушкинского городского прокурора Московской области к Совету депутатов городского округа Красноармейск Московской области о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 28.03.2018 № 18-1 «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области» в части пункта 1 в части слов «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» и пункта 4 статьи 7 Положения о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области,

установил:

Пушкинский городской прокурор Московской области (далее также административный истец) в интересах муниципального образования городского округп Красноармейск Московской области обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Красноармейск Московской области и, уточнив требования, просил о признании недействующими со дня принятия решения Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 28.02.2018 № 17-1 «О статусе заместителя председателя Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области» и решения Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 28.03.2018 № 18-1 «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области» в части пункта 1 в части слов «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» и пункта 4 статьи 7 названного Положения (л.д. 3-8, 143-148).

В обоснование заявленного административного иска указано, что в нарушение законов, определяющих общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, части 1 статьи 38 устава городского округа Красноармейск Московской области при общей численности Совета депутатов названного округа в количестве пятнадцати депутатов, оспариваемыми нормативными правовыми актами определено право на осуществление на постоянной основе своих полномочия в отношении двух депутатов- председателя и заместителя председателя Совета депутатов, тогда как с учетом численности депутатские обязанности на постоянной основе вправе осуществлять только один из числа избранных депутатов. Оснований, предусмотренных законом и уставом городского округа, для признания за заместителем председателя Совета депутатов права на осуществление депутатских полномочий на постоянной основе, на получение денежного вознаграждения за счет казны городского округа Красноармейск Московской области не имелось. Внесенный по результатам проверки прокурором протест Советом депутатов городского округа оставлен без удовлетворения. Административный истец полагает, что допущенные Советом депутатов при принятии оспариваемых нормативных правовых актов нарушения подлежат устранению в порядке судебного нормоконтроля посредством удовлетворения административного иска в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца-помощник Московского областного прокурора Смирнова М.В., действующая на основании доверенности, поддержала административный иск по изложенным в нем основаниях и просила о признании недействующими оспариваемых положений нормативных правовых актов со дня их принятия. Возражала в удовлетворении заявления представителя Совета депутатов городского округа об оставлении административного иска без рассмотрения в части требований о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов городского округа от 28.02.2018 № 17-1 «О статусе заместителя председателя Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области».

Представитель Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области (далее-административный ответчик) в удовлетворении административного иска в части признания недействующим со дня принятия решения Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 28.03.2018 № 18-1 «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области» в части пункта 1 в части слов «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» и пункта 4 статьи 7 названного Положения просила отказать, ссылаясь на положения устава городского округа Красноармейск. Административное исковое заявление Пушкинского городского прокурора о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 28.02.2018 № 17-1 «О статусе заместителя председателя Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области» просила оставить без рассмотрения, ссылаясь на то, что административный иск в указанной части подлежит рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации районным судом Московской области. Представила возражения на административное исковое заявление (л.д. 173-175).

Представитель заинтересованного лица- администрации городского округа Красноармейск Московской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

Суд, руководствуя статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.

Определением Московского областного суда от 4 февраля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Пушкинского городского прокурора Московской области к Совету депутатов городского округа Красноармейск Московской области в части требований о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 28.02.2018 № 17-1 «О статусе заместителя председателя Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области» выделено в отдельное производство и передано для рассмотрения по существу по подсудности в Пушкинский городской суд Московской области.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей административного истца и административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Советом депутатов городского округа Красноармейск Московской области 28.03.2018г. принято решение № 18-1 «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области».

Согласно пункта 2 части 1, части 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Статьей 47 устава городского округа Красноармейск (редакция устава в решении приводится на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) решение Совета депутатов городского округа отнесено к числу муниципальных правовых актов городского поселения (л.д. 26-45).

Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 приведенного выше Федерального закона. Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативныху правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений. Порядок опубликования и вступления нормативных правовых актов в действие определен статьями 50 и 51 устава городского округа Красноармейск.

Оспариваемое решение было опубликовано в печатном издании - общественно-политическая газета «Новости подмосковья» №7 (39) от 10 апреля 2018г., а также размещено на официальном сайте городского округа Красноармейск (л.д. 112,181).

С учетом изложенного оспариваемый Пушкинским городским прокурором нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом местного самоуправления в надлежащей форме, с соблюдением установленной процедуры, правил его обнародования, установленных приведенными выше правовыми нормами, а также положениями устава городского округа и по порядку принятия и вступления в законную силу не оспаривается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов органами местного самоуправления, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39, часть 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении административного дела, в соответствии со статьей 33 устава городского округа Красноармейск и статьи 1 Регламента работы Совета депутатов, утвержденного решением Совета депутатов названного городского округа от 27.10.2010 № 46-13, численность Совета депутатов составляет 15 депутатов.

Решениями территориальной избирательной комиссии г. Красноармейск Московской области от 27 марта 2017г. «Об определении результатов голосования на досрочных выборах депутатов Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области 26 марта 2017» утверждены протоколы территориальной избирательной комиссии г. Красноармейск по всем созданным для целей проведения досрочных выборов пятнадцати избирательным округам. Выборы признаны по всем пятнадцати избирательным округам состоявшимися, а депутаты в количестве 15 человек –избранными.

Судом установлено и не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле, что как на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, так и на дату разрешения судом настоящего административного дела, численный состав Совета депутатов остался неизменным и составляет 15 депутатов.

Советом депутатов городского округа Красноармейск Московской области 28.03.2018г. принято решение № 18-1 «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области», пунктом 1 статьи 7 которого предусмотрено, что заместитель председателя Совета депутатов избирается на первом правомочном заседании Советом депутатов городского округа из своего состава на срок полномочий Совета депутатов в порядке, установленном регламентом Совета депутатов городского округа и осуществляет свои полномочия на постоянной основе по решению Совета депутатов городского округа,а пунктом 4 статьи 7 названного Положения предусмотрено, что размер и структура денежного содержания заместителя председателя Совета депутатов, работающего на постоянной основе, устанавливаются Советом депутатов городского округа в соответствии с законами Московской области, регулирующими вопросы оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности в Московской области (л.д. 11-24).

До принятия названного решения, Советом депутатов городского округа было принято решение от 28.02.2018 № 17-1 «О статусе заместителя председателя Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области», определяющее статус депутата, избранного на должность заместителя председателя названного Совета как лица, замещающего муниципальную должность в Совете депутатов на постоянной основе, денежное содержание которого устанавливается решением Совета депутатов в соответствии с законом Московской области от 11.11.2011 № 194/2011-ОЗ «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Московской области». Названным решением по вопросу организации деятельности представительного органа муниципального образования был разрешен вопрос о статусе заместителя председателя Совета депутатов (л.д. 9).

Как следует из части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

Согласно пункту 1 статьи 38 устава городского округа Красноармейск председатель Совета депутатов городского округа осуществляет свою деятельность на постоянной основе в течение срока полномочий Совета депутатов городского округа в соответствии с настоящим уставом.

С учетом положений устава названного городского округа, во взаимосвязи с приведенной нормой Федерального закона, при численности депутатов городского округа равной пятнадцати, во всех случаях, как это прямо следует из пункта 1 статьи 38 устава председатель Совета депутатов осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Статья 37 устава, определяющая права и обязанности депутата городского округа, не предполагает, что прямо следует из устава, признания ни за одним из депутатов кроме депутата, избранного председателем Совета депутатов (вне зависимости от избрания депутата заместителем председателя, председателем комитета или комиссии Совета депутатов) исполнение депутатских полномочий на постоянной основе.

Применительно с установленным судом первой инстанции обстоятельствам, вытекающим из содержания устава городского округа Красноармейск (в действующей редакции), во всех случаях осуществлять свои полномочия на постоянной основе вправе единственный депутат, который избран председателем Совета депутатов городского округа.

Вопреки доводам представителя административного ответчика, при решении вопроса о том, сколько депутатов Совета депутатов городского округа могут осуществлять свою деятельность на постоянной основе, суд исходит из буквального прочтения части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, согласно которой на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек -1 депутат. Применительно к приведенной норме Федерального закона, исходя из буквального значения формулировок, термин «не более», по мнению суда, означает, что не более чем 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования могут работать на постоянной основе.

Ссылку представителя административного ответчика о праве Совета депутатов городского округа округлить по правилам округления чисел в большую сторону число депутатов с пятнадцати до двадцати человек, суд находит противоречащей приведенным выше положениям федерального закона, уставу городского округа, а также основанной на очевидной математической ошибке. Определение количества депутатов «как не более 10 процентов» должно иметь место, по мнению суда, для случаев расчета при количестве депутатов свыше десяти человек, от каждого полного фактического десятка.

В результате неверного математического расчета вместо пятнадцати депутатов, следуя логике представителя административного ответчика, необходимо учитывать пятнадцать избранных депутатов Совета депутатов городского округа и плюс пять виртуальных (несуществующих) депутатов для округления счета до двадцати человек. Указанный расчет позволил Совету депутатов в нарушение законов определить право на осуществление на постоянной основе своих полномочий при общей численности Совета депутатов городского округа в пятнадцать депутатов в отношении двух депутатов.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.

С учетом изложенного в настоящем решении, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об удовлетворении административного иска Пушкинского городского прокурора по заявленным требованиям.

Исходя из того что оспариваемый нормативный правовой акт в оспариваемой части, как определяющий условия реализации заместителем председателя Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области своих полномочий на постоянной, т.е. оплачиваемой соответствующим размером денежного вознаграждения основе, не применялся в отношении неопределенного круга лиц, на его основе не возникли права и обязанности у лиц, на которых он распространяется, отношения, связанные с размером подлежащего выплате заместителю председателя Совета депутатов городского округа Красноармейск за счет средств бюджета городского округа денежного вознаграждения, не является предметом рассмотрения в настоящем административном деле, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания решения Совета депутатов в оспариваемых частях недействующим с даты его принятия.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области, в котором было опубликовано или должно было быть опубликовано оспоренное положение нормативного правового акта.

Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Пушкинского городского прокурора Московской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия решение Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 28.03.2018 № 18-1 «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области» в части пункта 1 в части слов «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» и пункта 4 статьи 7 Положения о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области.

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области, в котором было опубликовано или должно было быть опубликовано оспоренное положение нормативного правового акта.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Ракунова

Решение в окончательной форме принято 8 февраля 2019 года