Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2024 года
УИД 66OS0000-01-2023-001148-89
№ 3а-209/2024 (ранее 3а-1172/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 6 февраля 2024 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при секретаре Печеркиной А.В.,
с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2,
представителя административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Интер РАО - Электрогенерация» о признании незаконным решения Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 31 августа 2023 года № РО-66/2023/000769, о возложении обязанности,
установил:
акционерное общество «Интер РАО - Электрогенерация» (далее также -АО «Интер РАО - Электрогенерация», административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» (далее также – ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», бюджетное учреждение) от 31 августа 2023 года № РО-66/2023/000769 об отказе в пересчете кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью ... кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объект инженерной инфраструктуры, расположенного по адресу: <адрес> (далее также – земельный участок) в размере 37589197,8 руб., определенной по состоянию на 1 января 2022 года, о возложении на бюджетное учреждение обязанности исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости земельного участка и пересчитать кадастровую стоимость земельного участка.
В обоснование доводов административного иска АО «Интер РАО - Электрогенерация» указало, что при определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением неверно использовано в модели № 122 средневзвешенное значение УПКС по населенному пункту с кодом 19:002:1:1:4 «Верхний Тагил», который составляет 188,12 руб. за кв.м, учитывая, что в состав земельного участка с кадастровым номером <№>, которое является единым землепользованием входят пять обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, относящиеся к одному кадастровому кварталу <№>, средневзвешенный УПКС по которому равен 117,84 руб. за кв.м., а также не учтено нахождение земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ).
Определением суда от 12 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена публично-правовая компания «РОСКАДАСТР» (далее – ППК «РОСКАДАСТР») в лице филиала ППК «РОСКАДАСТР» по Уральскому федеральному округу.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали, просили удовлетворить, поддержали доводы письменных пояснений (т. 6 л.д. 47-53).
Представитель административного ответчика ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» ФИО3 в судебных заседаниях возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление и письменных пояснениях (т. 5 л.д. 69-72, т. 6 л.д. 26-31).
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа Верхний Тагил в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие (т. 5 л.д. 2-3, 193-194, т. 6 л.д. 36).
Представитель заинтересованного лица ППК «РОСКАДАСТР») в лице филиала ППК «РОСКАДАСТР» по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, направил в материалы дела письменный отзыв, в котором указал, что разрешение требований оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (т. 6 л.д. 2-3).
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) следует, что под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее - отчет); 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ).
ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» в соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 24 января 2018 года № 121 наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Порядок исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, закреплен в статье 21 Федерального закона № 237-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ, ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; 2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Частью 9 вышеназванной статьи предусмотрено содержание заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, которое, в том числе, должно содержать указание на содержание ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с указанием (при необходимости) номеров страниц (разделов) отчета, на которых находятся такие ошибки, а также обоснование отнесения соответствующих сведений, указанных в отчете, к ошибочным сведениям.
К заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, по желанию заявителя могут быть приложены документы, подтверждающие наличие указанных ошибок. Истребование иных документов, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается (часть 10).
По итогам рассмотрения обращения бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено (часть 14 названной статьи).
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ).
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
14 августа 2023 года административный истец обратился в бюджетное учреждение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в размере 37589197,80 руб. (т. 5 л.д. 94-98), в котором указал на несоответствие расчета кадастровой стоимости земельного участка модели № 122 «Средневзвешенное значение УПКС», которое заключается в ошибочном использовании при определении кадастровой стоимости земельного участка значения УПКС по населенному пункту с кодом 19:002:1:1:4 «Верхний Тагил», который составляет 188,12 руб. за кв.м, учитывая, что в состав земельного участка с кадастровым номером <№>, которое является единым землепользованием входят пять обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, относящиеся к одному кадастровому кварталу <№>, средневзвешенный УПКС по которому равен 117,84 руб. за кв.м., а также на неправильное определение условий, влияющих на стоимость земельного участка, поскольку не было учтено нахождение земельного участка в границах ЗОУИТ.
К заявлению об исправлении ошибок были приложены следующие документы: доверенность от 27 января 2023 года № 1/ВтГРЭС; выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельный участок от 2 августа 2023 года № КУВИ-001/2023-175723915; выдержка из отчета № 05/01-2022, подготовленного ГБУ Калининградской области «ЦКОИМН» в 2020 году; статья «Совершенствование методики расчета кадастровой стоимости земельного участка с учетом обременений и ограничений на землю для целей налогообложения» студентки Санкт-Петербургского государственного горного университета ( / / )5, 2012 год.
По итогам рассмотрения заявления от 14 августа 2023 года бюджетным учреждением принято решение от 31 августа 2023 года № РО-66/2023/000769 об отказе в пересчете кадастровой стоимости с указанием, что расчет кадастровой стоимости земельного участка произведен в соответствии с Методическими указаниями (т. 5 л.д. 175-177).
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «Интер РАО - Электрогенерация» на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№>.
В ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка содержатся следующие сведения: вид объекта недвижимости – земельный участок; кадастровый номер <№> (единое землепользование), номер кадастрового квартала: <№>, адрес: <адрес>, площадь ... кв.м.; категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объект инженерной инфраструктуры (т. 1 л.д. 64).
Приказом Росреестра от 4 августа 2021 года № П/0336 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее – Методические указания), которые действуют с 1 марта 2022 года.
Методические указания определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением.
На территории Свердловской области на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 июня 2021 года № 2234 «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» проведена государственная кадастровая оценка земельных участков. Год проведения работ – 2022.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Свердловской области бюджетным учреждением был составлен Отчет об итогах государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области по состоянию на 1 января 2022 года № 1/2022/4 от 11 октября 2022 года (далее – отчет об итогах ГКО).
При определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 49 Методических указаний (пункт 3 Методических указаний).
Из содержания решения от 31 августа 2023 года № РО-66/2023/000769 об отказе в пересчете кадастровой стоимости следует, что при определении кадастровой стоимости в размере 37589197,8 руб. бюджетным учреждением были учтены сведения из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером <№>, при этом в соответствии с Методическими указаниями и допущениями, установленными в Отчете об итогах ГКО определены следующие показатели:
Номер сегмента: 6. СЕГМЕНТ «Производственная деятельность»;
код расчета вида использования: 03.011;
расшифровка кода расчета вида использования: Коммунальное обслуживание. Размещение объекта капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи (отвод канализационных стоков, водопроводы, линии электропередач, газопроводы, линии связи и подобные линейные объекты»;
номер расчетной модели: модель № 122 «Средневзвешенное значение УПКС»;
средний/средневзвешенный УПКС – 188,12;
УПКС, руб. за кв.м. – 188,12.
В соответствии с положениями пункта 56.2 Методических указания для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям. Одним из 14 сегментов является 6 сегмент «Производственная деятельность».
Одним из видов разрешенного использования 6 сегмента «Производственная деятельность» является вид разрешенного использования Коммунальное обслуживание. Здания, сооружения, помещения, используемые в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи (отвод канализационных стоков, водопроводы, линии электропередач, газопроводы, линии связи и подобные линейные объекты» код расчета 03:011 (таблица приложение № 1 к Методическим указаниям «Сегментация земельных участков с указанием кодов расчета использования для целей определения кадастровой стоимости»). Данный код расчета соответствует разрешенному виду использования земельного участка «под объект инженерной инфраструктуры».
В соответствии с предусмотренной Методическими указаниями группировкой в Отчете об итогах ГКО выполнена группировка земельных участков, относящихся к 6 сегменту «производственная деятельность» (таблица 3.7.1. – выписка из Тома 1 Отчета стр. 210-217, т. 5 л.д. 76,80).
Названная таблица содержит описание и обоснование использованных методов расчета, а также номер расчетной модели. Для земельных участков 6 сегмента «Производственная деятельность» (с кодами расчета видов использования земельных участков: 03:011; 06:074; 06:080; 07:010; 07:015; 07:020; 07:030; 07:050; 10:012; 12:001 (пункт 61 Методических указаний) использовался сравнительный подход, метод УПКС.
Таблица 3.7.2 описывает и детализирует используемые бюджетным учреждением модели, в том числе использованную при определении кадастровой стоимости земельного участка модель № 122 и ее составляющие. Описание модели содержится в тома 1 Отчета (пункт 3.8.7 – выписка из тома 1 Отчета стр. 509 – т. 5 л.д. 73).
Согласно пункту 61.2.3 Методических указаний определение кадастровой стоимости земельных участков с кодами расчета видов использования: 03:011; 06:074; 06:080; 07:010; 07:015; 07:020; 07:030; 07:050; 10:012; 12:001 осуществляется с использованием значений УПКС земельных участков, граничащих с указанными земельными участками.
УПКС оцениваемого земельного участка определяется как средневзвешенное значение УПКС граничащих земельных участков исходя из протяженности общей границы смежных земельных участков с оцениваемым земельным участком.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется путем умножения УПКС земельных участков на их площадь.
В соответствии с моделью 122 «Средневзвешенное значение УПКС» удельный показатель кадастровой стоимости рассчитывается с использованием значений средневзвешенных УПКС по кварталу земельного участка.
Как уже было отмечено судом выше и следует из содержания выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <№> отнесен к кадастровому кварталу: 66:37:0000000. Данный кадастровый квартал является «нулевым», поэтому для него отсутствовало значение средневзвешенного УПКС.
В этой связи, бюджетным учреждением при расчете кадастровой стоимости было применено средневзвешенное значение УПКС применительно к населенному пункту – Верхний Тагил (по адресу места нахождения земельного участка) в размере 188,12 (код населенного пункта 19:002:1:1:4).
При этом каких-либо сведений, либо документов, в том числе графических, подтверждающих безусловное нахождение земельного участка с кадастровым номером <№> в кадастровом квартале <№>, средневзвешенный УПКС по которому равен 117,84 руб. за кв.м., АО «Интер РАО - Электрогенерация» при подаче заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в бюджетное учреждение в соответствии с положениями частей 10, 11 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ не представило.
Напротив, из содержания приложенной к заявлению об исправлении ошибок выписки из ЕГРН на земельный участок от 2 августа 2023 года № КУВИ-001/2023-175723915 следовало, что земельный участок с кадастровым номером <№> расположен в кадастровом квартале <№>.
Поэтому бюджетное учреждение при определении кадастровой стоимости в соответствии с требованиями пункта 2 Методических указаний обоснованно использовало сведения о земельном участке, содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Оценивая доводы административного истца о том, что в процессе оценки не были применены коэффициенты корректировки кадастровой стоимости на наличие ограничений (обременений) по использованию земельного участка, связанных с его нахождением в ЗОУИТ суд исходит из следующего.
Как уже было отмечено судом выше, расчет кадастровой стоимости земельного участка определен методом массовой оценки с применением модели № 122 «Средневзвешенное значение УПКС», формула расчета которой не предусматривает возможность учета обременений в отношении земельного участка, как и не предусматривает применение каких-либо поправочных коэффициентов.
При этом бюджетное учреждение разъяснило АО «Интер РАО - Электрогенерация», что в целях обеспечения возможности реализации пункта 11 Методических указаний и учета ограничений прав на земельный участок, в случае, если такие обременения ограничивают возможность использования его по назначению, предусмотрена возможность индивидуального расчета кадастровой стоимости земельного участка по модели № 121 «Индивидуальный расчет», который описан в разделе VIII Методических указаний и предусматривает возможность использования в качестве исходных данных для установления кадастровой стоимости документов, в том числе выполненных по заказу самих правообладателей объектов недвижимости, а также заключений экспертов в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости (пункт 54 Методических указаний).
Указанные доводы были мотивированы прежде всего тем, что из содержания выписки из ЕГРН в отношении земельного участка было невозможно достоверно установить параметры влияния обременений на возможность его использования в соответствии с видом его разрешенного использования.
Так, например, часть содержащихся в выписке из ЕГРН обременений в отношении земельного участка обусловлены разрешенным видом его использования, соответствуют фактически осуществляемой АО «Интер РАО - Электрогенерация» деятельности, некоторые из обременений установлены в интересах самого административного истца.
Прилагаемая к заявлению АО «Интер РАО - Электрогенерация» об исправлении ошибок выписка из отчета № 05/01-2022, подготовленного ГБУ Калининградской области «ЦКОИМН» в 2020 году, не свидетельствует о незаконности действий ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» при определении кадастровой стоимости земельного участка, поскольку не может быть признана документом, подтверждающим наличие указанных в заявлении ошибок.
Не является таковым документом и статья «Совершенствование методики расчета кадастровой стоимости земельного участка с учетом обременений и ограничений на землю для целей налогообложения», автором которой является студентка Санкт-Петербургского государственного горного университета ( / / )5, за 2012 год, поскольку данный документ лишь отражает субъективное мнение лица, его составившего.
Исходя из толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку таких условий в ходе судебного разбирательства не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения бюджетного учреждения от 31 августа 2023 года № РО-66/2023/000769 об отказе в пересчете кадастровой стоимости.
Как следствие, не имеется оснований и для удовлетворения требований о возложении на ГБУ СО «Центр государственной кадастровой оценки» обязанности исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости земельного участка и пересчитать кадастровую стоимость земельного участка.
При этом в случае несогласия с результатами определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка административный истец в силу положений статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ не лишен возможности обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, при определении которой подлежат учету все его индивидуальные особенности и уникальные ценообразующие факторы, которые не могли быть учтены при массовой оценке.
Руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований акционерного общества «Интер РАО - Электрогенерация» о признании незаконным решения ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 31 августа 2023 года № РО-66/2023/000769 об отказе в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>; о возложении на ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» обязанности исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости и пересчитать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья | С.И. Жейнова |