ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1173/2016 от 28.02.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-211/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«28» февраля 2017 года г.Кемерово

Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Бегуновича В.Н.

при секретаре Циглер М.В.

с участием прокурора Симоненко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Южно-Кузбасская Тепловая Генерация» к Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов о признании недействующим подпункта 2 пункта 1 Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.11.2016 N 4/29 "О внесении изменений в Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2015 N 7/79 "О мере социальной поддержки и размерах субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса",

установил:

Новокузнецким городским Советом народных депутатов принято Решение от 23.06.2015 N 7/79 "О мере социальной поддержки и размерах субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса" (далее – Решение N 7/79).

Первоначальный текст документа опубликован в газете «Новокузнецк» №25 25.06.2015г.

Решением N 7/79 установлена мера социальной поддержки путем утверждения размера платы граждан, являющихся собственниками или пользователями жилых помещений в многоквартирном доме либо жилых домов и зарегистрированных по месту жительства (по месту пребывания) в этих жилых помещениях или жилых домах в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за коммунальные услуги согласно приложению 1 к настоящему Решению.

Также Решением N 7/79 утверждены размеры субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса, согласно приложению 2 к настоящему Решению.

Подпунктом 2 пункта 1 Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.11.2016 N 4/29 (далее – Решение N 4/29) в Решение N 7/79 внесены изменения. Приложение 2 "Размер субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса" дополнено примечанием следующего содержания:

"Примечание: в случае проведения конкурса на право заключения договора аренды на объекты коммунального комплекса, находящиеся в муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа, одним из критериев которого являлся объем финансовой поддержки, необходимой организации коммунального комплекса и предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием коммунальных услуг с использованием объектов коммунального комплекса, выплата субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организации коммунального комплекса осуществляется в объеме финансовой помощи, определенном по результатам данного конкурса".

Решение N 4/29 опубликовано в газете «Новокузнецк» №47 30.11.2016г.

ООО «Южно-Кузбасская Тепловая Генерация» (далее также – общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 2 пункта 1 Решения N 4/29.

Требования мотивированы тем, что общество является ресурсоснабжающей организацией. В соответствии с распоряжением администрации г.Новокузнецка от 12.09.2016г. №1537/а общество должно осуществлять теплоснабжение потребителей в контуре Новоильинской газовой котельной в Новоильинском районе г.Новокузнецка путем генерации и реализации тепловой энергии.

Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.09.2016г. №142, 27.09.2016г. №143, 27.09.2016г. №144, 25.10.2016г. №198 обществу установлены долгосрочные тарифы на период с 28.09.2016г. по 31.12.2019г. на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, реализуемые на потребительском рынке г.Новокузнецка.

Истец считает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающим возмещение в виде субсидий разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница).

Общество полагает, что в данном случае нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования размер субсидии ограничен размером финансовой помощи, то есть условиями конкурса на право заключения договора аренды на объекты коммунального комплекса, находящегося в муниципальной собственности.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей от 11.11.2016г., 09.01.2017г. и 11.11.2016г., исковые требования поддержали, также полагали, что вопрос предоставления субсидий из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных в применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса является вопросом, относящимся к компетенции администрации г.Новокузнецка, а не Новокузнецкого городского Совета народных депутатов.

Представитель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО4, действующая на основании доверенности от 01.02.2017г., заявленные требования не признала.

Представители заинтересованных лиц администрации г.Новокузнецка ФИО5, действующая на основании доверенности от 30.12.2016г., и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка ФИО6, действующая на основании доверенности от 14.12.2016г., возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Новокузнецка ФИО7 и Глава города Новокузнецка ФИО8 в судебное заседание не явились, предоставили отзывы на исковое заявление. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Симоненко Е.В., полагавшей, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в числе прочих, составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В силу пункта 2 части 10 статьи 35 указанного Федерального закона вопросы утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Из приведенных правовых норм следует, что вопросы установления мер социальной поддержки населения в виде тарифа по оплате за поставленную тепловую энергию в размере меньшем, нежели установлены тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, а также установления размера субсидии для покрытия ресурсоснабжающей организации межтарифной разницы относятся к компетенции представительного органа местного самоуправления.

Оспариваемое Решение N 4/29 принято Новокузнецким городским Советом народных депутатов с соблюдением процедуры, предусмотренной статьей 33 Устава Новокузнецкого городского округа и Регламентом Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. Проект Решения внесен на обсуждение Главой города Новокузнецка. В заседании Новокузнецкого городского Совета народных депутатов за принятие проекта проголосовали все присутствующие депутаты. Решение подписано Главой города, опубликовано в установленном порядке в газете «Новокузнецк» 30.11.2016г. и вступило в силу 01.12.2016г.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на несоответствие оспариваемого им нормативного правового акта положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2).

Как указывалось выше, частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств муниципального образования. Вопросы теплоснабжения пунктом 4 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

Таким образом, приведенными положениями федеральных законов установлен принцип полной компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Введенное оспариваемым подпунктом 2 пункта 1 Решения N 4/29 примечание к приложению 2 Решения N 7/79 ограничивает размер субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа для компенсации потерь ресусроснабжающей организации, объемом финансовой помощи, определенном по результатам конкурса на право заключения договора аренды на объекты коммунального комплекса, находящиеся в муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа, одним из критериев которого являлся объем финансовой поддержки, необходимой организации коммунального комплекса и предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием коммунальных услуг с использованием объектов коммунального комплекса.

Следовательно, оспариваемая правовая норма вопреки положениям федерального законодательства о полной компенсации вызванных межтарифной разницей потерь ресурсоснабжающей организации ставит размер такой компенсации (субсидии) в зависимость от устанавливаемых органом местного самоуправления условий конкурса на право аренды каждого конкретного объекта коммунального комплекса.

При таких данных суд находит обоснованными доводы административного истца о противоречии федеральному законодательству Решения N 4/29 в оспариваемой части.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ Решение N 4/29 в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о решении подлежит опубликованию в городской газете «Новокузнецк» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Южно-Кузбасская Тепловая Генерация» удовлетворить.

Признать недействующим подпункт 2 пункта 1 Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.11.2016 N 4/29 "О внесении изменений в Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2015 N 7/79 "О мере социальной поддержки и размерах субсидии, предоставляемой из бюджета Новокузнецкого городского округа на возмещение затрат, связанных с применением государственных регулируемых цен, организациям коммунального комплекса" со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о решении подлежит опубликованию в городской газете «Новокузнецк» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

В окончательной форме решение принято 06.03.2017 г.

Председательствующий: