ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1174/18 от 01.08.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 августа 2018 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

с участием прокурора Гуляевой Е.С.,

представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Сидоровой М.И. и Емельяновой С.Н., Думы городского округа Тольятти Романовой И.Ю. и Смирновой Е.В., Администрации городского округа Тольятти Гирфановой Л.А. и Мубаряковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1174/2018 по административному исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании не действующим в части решения Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» (в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24 мая 2018 года № 1742),

У С Т А Н О В И Л :

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее по тексту УФАС по Самарской области) обратилось в Самарский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что решением Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» (в редакции Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 марта 2017 года № 1351) утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства (приложение № 3).

Нормативный правовой акт официально опубликован в газете «Городские ведомости» от 17 марта 2017 года № 18(1985), начало его действия с момента официального опубликования.

Названным выше приложением к оспариваемому решению Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 проценты от кадастровой стоимости земельных участков установлены в зависимости от периода использования земельного участка (первые два года, третий год, четвертый год и последующие годы).

УФАС по Самарской области полагает, что применение при расчете арендной платы указанных выше процентов ставит в неравные условия лиц, осуществляющих экономическую деятельность на одном товарном рынке, с использованием земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Так, дифференциацией размера арендной платы в зависимости от срока использования земельного участка могут создаваться дискриминационные условия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающиеся в установлении различной платы за аренду земельных участков, относящихся к одному виду разрешенного использования, что противоречит Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и принципу запрета необоснованных предпочтений, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», предполагающему, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Право органа местного самоуправления дифференцировать размер арендной платы за землю в зависимости от срока использования земельного участка федеральным законодательством не предусмотрено. Следовательно, установление оспариваемым решением Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 без соответствующего экономического обоснования процентов от кадастровой стоимости, используемых для определения размера арендной платы в зависимости от срока использования земельного участка для осуществления экономической деятельности на одном товарном рынке, создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, приводит и (или) может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, УФАС по Самарской области просит суд, с учетом уточнений, признать недействующими со дня принятия пункты 1, 2 в части строительства объектов бытового обслуживания, объектов автосервиса, 3 в части строительства объектов, обеспечивающих деятельность организаций образования, здравоохранения и социального обеспечения, культуры и искусства, религиозных объектов, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6, 6.1, 7, 8, 8.1, 9, 10, 11, 12 и 13 Приложения № 3 к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года № 972 (в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24 мая 2018 года № 1742).

В судебном заседании представители УФАС по Самарской области Сидорова М.И. и Емельянова С.Н. административный иск поддержали, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представители Думы городского округа Тольятти Романова И.Ю. и Смирнова Е.В. заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий с соблюдением процедуры его принятия, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов. Вместе с тем, по мнению административного ответчика, антимонопольный орган не доказал наличия в действиях Думы городского округа Тольятти при утверждении оспариваемого решения от 1 октября 2008 года № 972 нарушений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители заинтересованного лица – Администрации городского округа Тольятти Самарской области Гирфанова Л.А. и Мубарякова А.А., в судебном заседании возражают против удовлетворения административных исковых требований, поддерживают позицию представителей административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Самарской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем, в соответствии с положениями статей 150 и 213 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело без его участия.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление УФАС по Самарской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения части 6 указанной выше статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

В силу пункта 5.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: обращается в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

На основании части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 39.7, пунктов 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (статья 39.7 Земельного кодекса РФ).

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Указанным постановлением Правительство Российской Федерации предусматривает основные принципы определения арендной платы, в частности: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законном, – федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением Думы городского округа Тольятти от 1 марта 2017 года № 1351 внесены изменения в решение Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов», а именно приложение № 3 к решению «Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства» изложено в новой редакции.

Решение Думы городского округа Тольятти от 1 марта 2017 года № 1351 опубликовано в газете «Городские ведомости» от 17 марта 2017 года № 18(1985).

Кроме того, решением Думы городского округа Тольятти от 24 мая 2018 года № 1742, на основании решения Самарского областного суда от 26 октября 2017 года и определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2018 года, в решение Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» вновь внесены изменения.

Решение Думы городского округа Тольятти от 24 мая 2018 года № 1742 опубликовано в газете «Городские ведомости» от 29 мая 2018 года № 18(1985).

Названным выше приложением № 3 к решению Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 (в редакции решения Думы городского округа Тольятти от 24 мая 2018 года № 1742) установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства, в зависимости от периода использования земельного участка:

- пункт 1 – для строительства гаражей и автостоянок, в том числе гаражных комплексов: первые два года – 4,0, третий год – 6,0, четвертый и последующий годы – 12,0;

- пункт 2 – для строительства объектов бытового обслуживания, объектов автосервиса: первые два года – 4,0, третий год – 6,2, четвертый и последующий годы – 12,7;

- пункт 3 – для строительства объектов, обеспечивающих деятельность организаций образования, здравоохранения и социального обеспечения, культуры и искусства, религиозных объектов: первые два года – 1,65, третий год – 3,3, четвертый и последующий годы – 6,8;

- пункт 4 – для строительства промышленных объектов, объектов коммунального хозяйства, объектов материально-технического снабжения, объектов связи: первые два года – 3,9, третий год – 6,1, четвертый и последующий годы – 12,2;

- пункт 4.1 – для строительства линий связи и линий электропередачи, а также иных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, за исключением перечисленных в пункте 4.2 настоящей таблицы: первые два года – 7,77, третий год – 15,54, четвертый и последующий годы – 23,31;

- пункт 4.2 – для строительства объектов по сбору и очистке воды, в том числе очистных сооружений, сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, мусороперерабатывающих объектов: первые два года – 6,43, третий год – 12,86, четвертый и последующий годы – 19,29;

- пункт 4.3 – для строительства объектов кладбищ и крематориев: первые два года – 6,43, третий год – 12,86, четвертый и последующий годы – 19,29;

- пункт 5 – для строительства электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, кроме объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения: первые два года – 9,00, третий год – 18,00, четвертый и последующий годы – 27,00;

- пункт 6 – для строительства железных дорог, газопроводов, трубопроводов, кроме объектов систем газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения: первые два года – 7,77, третий год – 15,54, четвертый и последующий годы – 23,31;

- пункт 6.1 – для строительства газопроводов, обеспечивающих газификацию объектов индивидуального жилищного строительства: первые два года – 0,16, третий год – 0,17, четвертый и последующий годы – 0,18;

- пункт 7 – для строительства объектов транспорта, кроме объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения: первые два года – 6,43, третий год – 12,86, четвертый и последующий годы – 19,29;

- пункт 8 – для строительства административных, офисных объектов, зданий делового и коммерческого назначения, объектов для обеспечения деятельности административно-управленческих и общественных организаций, финансовых, кредитных, страховых организаций, организаций пенсионного обеспечения: первые два года – 4,2, третий год – 4,3, четвертый и последующий годы – 4,4;

- пункт 8.1 – для строительства объектов для размещения научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, вычислительных центров, обсерваторий, лабораторий: первые два года – 0,79, третий год – 1,58, четвертый и последующий годы – 2,37;

- пункт 9 – для строительства военных объектов: первые два года – 3,9, третий год – 6,7, четвертый и последующий годы – 12,2;

- пункт 10 – для строительства объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, гостиничных комплексов: первые два года – 4,3, третий год – 7,1, четвертый и последующий годы – 12,2;

- пункт 11 – для строительства объектов сельскохозяйственного использования: первые два года – 455,62, третий год – 911,24, четвертый и последующий годы – 1 368,86;

- пункт 12 – для строительства объектов технопарков в сфере высоких технологий, специализирующихся на внедрении современных информационных технологий в автомобилестроении, двигателестроении, авиационно-космической и нефтехимической отраслях, включенных в федеральные государственные программы, областные целевые программы и программы модернизации моногородов: первые два года – 0,18, третий год – 0,36, четвертый и последующий годы – 0,54;

- пункт 13 – для строительства гостиниц, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года: первые два года – 2,0, третий год – 2,25, четвертый и последующий годы – 2,46.

Таким образом, с 17 марта 2017 года, то есть с момента официального опубликования вышеуказанного решения Думы и вступления его в силу, у арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для перечисленных выше видов строительства, возникла обязанность по внесению арендной платы в повышенном размере.

Тем самым судом установлено, что оспариваемым нормативным правовым актом определены виды строительства и утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, установленные в зависимости от периода использования земельного участка (с повышением величины процента в каждом из последующих периодов).

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ч. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ).

Постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года № 308, в соответствии пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, и предоставленные в аренду без торгов, который, согласно пункту 1, устанавливает общие правила определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных в аренду без торгов.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Порядка, определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для строительства, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении № 2 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов.

На основании пункта 1 Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства, размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящей Методики и абзацем четвертым настоящего пункта в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для строительства. Процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, для случаев предоставления земельных участков в аренду в соответствии с настоящим пунктом утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования. В случае определения органами местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области иного, чем это предусмотрено таблицами 1 и 2 настоящей Методики, процента от кадастровой стоимости земельного участка при расчете арендной платы за использование земельного участка применяются проценты, установленные муниципальным нормативным правовым актом, действовавшим в расчетный период.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что вопросы организации и деятельности городского округа определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Устав городского округа Тольятти принят постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 года № 155 и закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории городского округа, определяет порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничение их компетенции, экономическую основу местного самоуправления, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий. Устав действует на всей территории городского округа и обязателен для исполнения органами местного самоуправления, должностными лицами и соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории городского округа, а также всем населением.

В силу части 1 статьи 23 Устава городского округа Тольятти Дума городского округа является представительным органом местного самоуправления.

По вопросам, отнесенным к компетенции Думы федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, Дума принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа (часть 3 статьи 25 Устава городского округа Тольятти).

Нормативные и иные правовые акты Думы городского округа Тольятти, согласно пункту 2 части 3 статьи 47 Устава городского округа Тольятти, входят в систему муниципальных правовых актов.

Из материалов дела усматривается, что решение Думы городского округа Тольятти от 1 марта 2017 года № 1351, которым внесены изменения в решение Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972, принято уполномоченным органом, в установленной форме, подписано уполномоченными лицами и вступило в силу со дня его официального опубликования – с 17 марта 2017 года.

Указанное решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанных на неоднократное применение во времени. Данный нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у Думы городского округа Тольятти Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 18 статьи 47 Устава городского округа Тольятти муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также Уставу муниципального образования.

Проверяя доводы административного истца о противоречии решения Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 (в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24 мая 2018 года № 1742) в оспариваемой им части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды (тарифы, расценки, ставки и т.п.) может устанавливаться или регулироваться уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Таким образом, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.

Пунктами 1, 2, 3, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6, 6.1, 7, 8, 8.1, 9, 10, 11, 12 и 13 Приложения № 3 к оспариваемому решению Думы городского округа Тольятти предусмотрено, что при расчете размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для строительства: гаражей и автостоянок, в том числе гаражных комплексов; объектов бытового обслуживания, объектов автосервиса; объектов, обеспечивающих деятельность организаций образования, здравоохранения и социального обеспечения, культуры и искусства, религиозных объектов; промышленных объектов, объектов коммунального хозяйства, объектов материально-технического снабжения, объектов связи; линий связи и линий электропередачи, а также иных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства; объектов по сбору и очистке воды, в том числе очистных сооружений, сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, мусороперерабатывающих объектов; объектов кладбищ и крематориев; электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, кроме объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; железных дорог, газопроводов, трубопроводов, кроме объектов систем газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; газопроводов, обеспечивающих газификацию объектов индивидуального жилищного строительства; объектов транспорта, кроме объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения; административных, офисных объектов, зданий делового и коммерческого назначения, объектов для обеспечения деятельности административно-управленческих и общественных организаций, финансовых, кредитных, страховых организаций, организаций пенсионного обеспечения; объектов для размещения научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, вычислительных центров, обсерваторий, лабораторий; военных объектов; объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, гостиничных комплексов; объектов сельскохозяйственного использования; объектов технопарков в сфере высоких технологий, специализирующихся на внедрении современных информационных технологий в автомобилестроении, двигателестроении, авиационно-космической и нефтехимической отраслях, включенных в федеральные государственные программы, областные целевые программы и программы модернизации моногородов; и гостиниц, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, – проценты от кадастровой стоимости земельных участков, устанавливаются в зависимости от вида строительства и периода использования земельного участка (с повышением величины процента в каждом из последующих периодов).

При этом, административным ответчиком не представлено суду экономическое обоснование применения процентов от кадастровой стоимости земельных участков при определении размера арендной платы в зависимости от периода использования земельных участков, предоставленных для строительства перечисленных выше объектов, как и не представлены расчеты, подтверждающие изменение доходности земельных участков в зависимости от длительности нахождения их в пользовании.

Представленные административным ответчиком документы в качестве доказательства экономической обоснованности применения процента от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода их использования при определении размера арендной платы (Экономическое обоснование процентов от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для целей строительства, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставленных в аренду без торгов; Отчет о проведении регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта городского округа Тольятти; и Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального правового акта городского округа Тольятти) являются описательными, не содержат каких-либо расчетов, анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков на территории городского округа Тольятти Самарской области в зависимости от периода использования земельных участков как на момент принятия решения Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972, так и на момент внесения в него изменений решением Думы от 1 марта 2017 года № 1351.

К представленному административным ответчиком Экономическому обоснованию процентов от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для целей строительства, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставленных в аренду без торгов, суд относится критически и не может признать данный документ допустимым доказательством, так как он не отвечает требованиям статей 59 и 70 Кодекса административного судопроизводства РФ. Данный документ не подписан, не скреплен печатью, дата его составления отсутствует. Более того, отсутствуют сведения о конкретных лицах, разработавших указанное выше Экономическое обоснование, их квалификации и полномочиях.

Суд также учитывает и то обстоятельство, что надлежащими доказательствами (протоколами заседаний постоянно комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию Думы городского округа Тольятти от 1 февраля 2017 года № 88 и от 28 февраля 2017 года № 90, а также протоколами заседания Думы городского округа Тольятти от 15 февраля 2017 года № 76 и от 1 марта 2017 года № 77) рассмотрение указанного выше экономического обоснования при подготовке проекта и принятии оспариваемого нормативного правового акта не подтверждено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установление процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода нахождения земельного участка в пользовании в отсутствие надлежащего экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Доводы представителей Думы городского округа Тольятти и Администрации городского округа Тольятти о том, что дифференциация процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода нахождения земельного участка в пользовании необходима для стимулирования застройщиков к скорейшему освоению земельного участка и окончанию строительства, суд полагает несостоятельными, поскольку с учетом того, что жилищное строительство относится к социально значимым видам деятельности, законодатель предусмотрел повышенную ставку арендной платы только в указанном случае. Каких-либо повышенных платежей в случае превышения сроков строительства на земельных участках, предоставленных под строительство иных, в том числе перечисленных выше объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному строительству, федеральное законодательство не содержит.

Само по себе нарушение сроков строительства объектов недвижимости не может рассматриваться как основание для многократного повышения размера арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования. В противном случае такое повышение следует рассматривать как санкцию в случае нарушения сроков строительства, меру ответственности за несвоевременное освоение земельного участка, что не предусмотрено земельным законодательством.

Согласно статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а также устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 названного выше Федерального закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Признаками ограничения конкуренции, предусмотренными пунктом 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации

Утвержденные оспариваемым в части решением Думы городского округа Тольятти проценты от кадастровой стоимости земельных участков, поставлены в зависимость от периода использования земельного участка с повышением величины процента в каждом из последующих периодов в рамках одного вида использования. Суд полагает, что данное обстоятельство ставит в неравное экономическое положение арендаторов одного вида использования земельного участка в зависимости от периода использования (первые два года, третий год, четвертый и последующие годы), что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений.

Нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений может привести к созданию дискриминационных условий в сфере арендных отношений.

Следовательно, установление повышенных и пониженных процентов от кадастровой стоимости земельных участков для одного и того же вида использования земельного участка в зависимости от периода его использования свидетельствует о создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что установление Думой городского округа Тольятти процентов от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при расчете арендной платы в зависимости от периода использования земельных участков, предоставленных для строительства перечисленных выше объектов, повлекшее многократное увеличение арендной платы для арендаторов земельных участков, без соблюдения принципов экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений и предсказуемости расчета размера арендной платы, свидетельствует о противоречии положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ и пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющим большую юридическую силу, а потому, в соответствии со статьей 215 КАС РФ, имеются основания для признания в этой части нормативного правового акта не действующим.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что при принятии оспариваемого в части решения Дума городского округа Тольятти руководствовалась постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года № 308, которым также утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, в зависимости от периода использования земельного участка, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно статьям 1, 7 и 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.

Доводы представителей Думы городского округа Тольятти и Администрации городского округа Тольятти о том, что антимонопольный орган не доказал наличия в действиях Думы городского округа Тольятти при утверждении оспариваемого решения от 1 октября 2008 года № 972 нарушений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», суд полагает несостоятельными, поскольку установление процента от кадастровой стоимости земельных участков, применяемого при расчете арендной платы, в зависимости от периода использования земельного участка (первые два года, третий год, четвертый год и последующие годы) ставит в неравное экономическое положение арендаторов одного вида использования земельного участка. Данное обстоятельство создает преимущества одним хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в одном периоде использования земельного участка перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность, но в другом периоде, что ставит хозяйствующих субъектов, осуществляющих одинаковый вид деятельности, заведомо в неравные условия и может повлечь за собой ограничение конкуренции.

Более того, различные проценты от кадастровой стоимости создают дискриминационные условия в виде установления различных размеров арендной платы за земельные участки, предназначенные для одного вида использования, что может полечь за собой ограничение либо устранение конкуренции.

Следовательно, установление различных процентов от кадастровой стоимости в зависимости от периода использования земельного участка для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в границах одного товарного рынка, не соответствует положениям, установленным пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности.

Рассматривая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта признаются недействующими, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Оспариваемый нормативный правовой акт применялся длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, физических лиц.

Данные обстоятельства, согласно приведенным выше разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании не действующим в части Решения Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» (в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24 мая 2018 года № 1742) удовлетворить.

Признать не действующими пункты 1, 2 в части строительства объектов бытового обслуживания, объектов автосервиса, 3 в части строительства объектов, обеспечивающих деятельность организаций образования, здравоохранения и социального обеспечения, культуры и искусства, религиозных объектов, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6, 6.1, 7, 8, 8.1, 9, 10, 11, 12 и 13 Приложения № 3 к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» (в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24 мая 2018 года № 1742) со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Думу городского округа Тольятти Самарской области опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 2 августа 2018 года.

Председательствующий Непопалов Г.Г.