Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2017 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
с участием прокурора Слива Г.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1175/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РосАвтоПласт» о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №,
представителя общества с ограниченной ответственностью «РосАвтоПласт» ФИО1,
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2,
У с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «РосАвтоПласт» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, о взыскании с административного ответчика расходов по уплате госпошлины в размере 4500 руб..
Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности здание с кадастровым номером: №, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект недвижимости используется только в целях удовлетворения производственных потребностей предприятия. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание, не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что объект обоснованно включен в Перечень, поскольку актом осмотра от 14 сентября 2017 года установлено, что 57% общей площади указанного объекта занимают офисные помещения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Законом Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от 25 ноября 2003 года № 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
В пункт № указанного Перечня включено здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «РосАвтоПласт» на праве собственности принадлежит нежилое здание - административно-бытовой корпус с кадастровым номером: № площадью 405,60 кв.м., Литера А1, расположенное по адресу: <адрес>.
Земельный участок, на котором расположено указанное здание, имеет разрешенное использование: для дальнейшего пользования, которое не предусматривает размещение на нём объектов делового, административного или коммерческого назначения.
В техническом паспорте содержатся сведения о том, что спорный объект недвижимости является административно-бытовым корпусом, при этом сведения о назначении помещений в техническом паспорте отсутствуют.
В этой связи документы технического учёта не могут однозначно подтверждать принадлежность здания к объекту делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений) и помещений, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2017 года № 402, Государственное казённое учреждение Самарской области «Региональный Центр недвижимости» 14 сентября 2017 года произвело осмотрел объекта недвижимости, в ходе которого установило, что помещения площадью 231,4 кв. м являются офисами, помещения площадью 132,5 кв.м занимают коридоры, лестницы, тамбур, на площади 7,1 кв. м располагается серверная, на площади 12,8 кв.м - комната приёма пищи, на площади 11,2 кв. м - санузлы, на площади 10,6 кв. м - теплоузел.
Вместе с тем, установлено, что помещения, обозначенные в акте осмотра как офисы, являются кабинетами, предназначенными для размещения сотрудников бухгалтерии, отделов сбыта, снабжения, маркетинга, юристов, руководителей предприятия.
Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «РосАвтоПласт» является производство прочих пластмассовых изделий, что не предполагает сдачу нежилого здания в аренду под офисы.
Здание расположено на огороженной территории, охраняемой частной охранной организацией «Гардиан» по договору оказания охранных услуг, на территории действует пропускной и внутриобъектовый режим, в силу чего беспрепятственный доступ посторонних лиц на прилегающую к объекту территорию отсутствует.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанное здание, составляющее инфраструктуру промышленного предприятия и предназначенное для размещения сотрудников своего предприятия, не соответствует критерию административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
Согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате госпошлины в размере 4500 руб., подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «РосАвтоПласт» удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, со дня принятия.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «РосАвтоПласт» госпошлину в размере 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина