ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1175/2022 от 14.06.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,

С участием прокурора Пижамовой О.И.,

представителя административного истца Медведевой Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1175/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества «СГ-транс» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

АО «СГ-транс» обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 6296 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 со дня его принятия, указывая, что объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером 63:04:0401007:41, наименование: административно-бытовой корпус, площадью 272,4 кв.м., расположенный по адресу: , принадлежит административному истцу на праве собственности. Включение нежилого здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просило заявленные требования удовлетворить, а также взыскать с административного ответчика в пользу административного истца в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.

Представитель административного истца по доверенности от 15.12.2021 года № 21/22/15 Медведева Е.Э. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что поскольку объект недвижимости имеет наименование «Административно-бытовой корпус», что позволяет отнести его к объектам административного назначения, министерство правомерно включило его в оспариваемый Перечень на основании пп.2 п.3 ст.378.2 НК РФ. В рамках рассмотрения заявления АО «СГ-транс» от 19.08.2021 года № МИО/24815 по вопросу исключения спорного объекта из Перечня на 2021 года, 23.09.2021 года был проведен осмотр, по результатам которого было установлено, что более 20% от общей площади здания используется под офисы. Указанная позиция отражена в решении министерства от 28.10.2021 года об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества.

Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.

Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2020 года № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

В вышеуказанный перечень под пунктом 6296 включен объект – здание с кадастровым номером , наименование: административно-бытовой корпус, назначение: нежилое площадью 272,4 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, местоположение: , принадлежащее на праве собственности АО «СГ-транс», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 10.06.2021 года.

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пп.2 п.3 ст.378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , здание имеет наименование: административно-бытовой корпус, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:04:0401007:1, площадью 166 272 кв.м., имеет категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под размещение ремонтно-испытательного пункта и пункта подготовки цистерн, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03.06.2021 года, выкопировкой из публичной кадастровой карты.

В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 15.12.2008 года, здание включает в себя: тмабуры, сушилки, кухня, умывальная, душевые, сауна, бытовка, сан.узлы, коридоры, архив, кабинеты, бытовка.

Суд полагает, что наименование здания «административно-бытовой корпус» не тождественно терминам «административно-деловой центр» и «офисное здание», назначение помещений «кабинеты» не является равным по значению с термином «офисы», а соответственно не свидетельствует об их предназначении для размещения сопутствующей офисной инфраструктуры.

Из пояснений представителей административного истца в судебном заседании следует, что здание находится на огороженной забором территории с пропускным режимом, на территории находятся опасные производственные объекты, здание используется сотрудниками общества в производственных целях. Указанное подтверждается фотографиями.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 09.12.2021 года в отношении АО «СГ-транс», основным видом деятельности общества является деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки.

Из Положения о Самарском филиале по транспорту газа АО «СГ-транс», утвержденному Советом директоров АО «СГ-транс» 17.04.2015 года № СД 07/15 следует, что основными задачами Филиала являются своевременное и качественное обеспечение взаимодействия с другими организациями в процессе грузовых перевозок сжиженных нефтяных газов и легкого углеводородного сырья, продукции нефтехимии и нефтепереработки, нефти и нефтепродуктов в собственных и арендованных железнодорожных вагонах-цистернах, танк-контейнерах, полувагонах, крытых вагонах и связанных с ними работах и услугах.

Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 23.09.2021 года, составленному ГБУ СО «ЦРР», здание с кадастровым номером фактически используется: помещения, общей площадью 63,1 кв.м., по результатам визуального осмотра: офис, помещения общей площадью 22,3 кв.м. – комната отдыха, помещение площадью 34,2 кв.м. – комната приема пищи, помещения общей площадью 49,7 кв.м. – раздевалка, помещение площадью 10,6 кв.м. – кладовая, помещения общей площадью 12,2 кв.м. – душевая, помещения общей площадью 15,6 кв.м. – сан.узел, помещения общей площадью 28,2 кв.м. - коридор. На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.

Представитель административного истца в акте указал, что помещения общей площадью 63,1 кв.м. используются исключительно в целях размещения сотрудников АО «СГ-транс».

Из фототаблицы, являющейся приложением к акту осмотра, усматривается, что здание находится на огороженной территории, объект под охраной, вход по пропускам.

Министерство имущественных отношений Самарской области 28.10.2021 года сообщило административному истцу, что по результатам осмотра объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , проведенного 23.09.2021 года по поручению министерства сотрудниками ГБУ СО «Центр размещения рекламы», установлено, что более 20% от общей площади нежилого здания административно-бытового корпуса используется под офисы. Кроме того, согласно представленной копии технического паспорта на здание, следует, что более 20% общей площади помещений в рассматриваемом объекте недвижимого имущества, предназначается для использования под кабинеты. Министерство приняло решение об определении вида фактического использования указанного объекта недвижимости, как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ.

Суд критически относится к акту осмотра объекта недвижимого имущества от 23.09.2021 года, составленного ГБУ СО «ЦРР», в котором определено фактическое использование здания под офисы более 20% от общей площади здания, так как здание расположено на огороженной территории с действующим пропускным режимом, в аренду не сдается, используется АО «СГ-транс» в целях размещения сотрудников общества в составе производственного комплекса. Иных доказательств использования указанных в акте помещений именно в качестве офисов, в которых производится самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность, или иная деятельность, не связанная с производственной деятельностью общества, административным ответчиком не представлено.

С учетом изложенного, суд полагает, что принадлежащее административному истцу здание не соответствует ни одному из условий, предусмотренных ст.378.2 НК РФ.

Наименование нежилого здания в совокупности с его техническими характеристиками, содержащимися в технической документации, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предполагают размещение офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения, одно только наименование здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств фактического использования указанного объекта недвижимости в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.

Таким образом, принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у административного истца, критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в связи с тем, что нормами КАС РФ, АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ.

В том случае, если не действующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и подписанный высшим должностным лицом этого субъекта Российской Федерации (либо принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования), судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, подлежат возмещению представительным органом, который является административным ответчиком по данному делу.

В соответствии со ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

При подаче административного иска административным истцом была уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, что подтверждается платежным поручением от 20.04.2022 года № 1123.

В связи с тем, что оспоренный заявителем нормативный правовой акт был принят министерством имущественных отношений Самарской области, суд полагает, что судебные расходы подлежат взысканию с министерства имущественных отношений Самарской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215, 103, 111 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск акционерного общества «СГ-транс» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 6296 нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: , со дня его принятия.

Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу акционерного общества «СГ-транс» в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.

Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течении одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.06.2022 года.

Судья: М.А.Панкова