Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 26 июля 2018 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Гуриной К.О.,
с участием прокурора Устиновой Т.А.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Металлресурс» - Стенина Н.В., представителя административного ответчика Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области – Жинь А.Ю., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области - Сидоровой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1179/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Металлресурс» о признании недействующим в части решения представительного органа муниципального образования,
у с т а н о в и л:
Решением Собрания представителей Ставропольского района Самарской области от 25.12.2008 г. № 211 «Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» в редакции решения Собрания представителей от 28.03.2013 г. № 185/26, утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Ставропольский Самарской области и предоставляемых для иных видов строительства (приложение № 4).
Нормативный правовой акт официально опубликован в газете «Ставрополь-на-Волге» N 69-75(9357-9363), 02.04.2013 и вступил в силу на следующий день после его официального опубликования.
Пунктами 1, 3 Приложения № 4 «Определение арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства» к вышеуказанному решению Собрания представителей, установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, предоставленного в аренду «для строительства гаражей и автостоянок», а также «для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных и газонаполнительных станций, организаций автосервиса» - в размере 3,5% за первые два года использования участка, 5 % - за третий год, 10 % - за четвертый и последующий годы.
Общество с ограниченной ответственностью «Металлресурс» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать пункты 1, 2 приложения № 4 к решению Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области от 25.12.2008 г. № 211 в редакции решения Собрания представителей от 28.03.2013 г. № 185/26 в части установления процентов от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка недействующими со дня принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании соглашения от 29.09.2016 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды № от 09.04.2014 г., является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 18000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для строительства объекта придорожного сервиса. Размер арендной платы за земельный участок рассчитывается в соответствии с оспариваемым решением Собрания представителей путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на процент от кадастровой стоимости, установленный в зависимости от срока использования земельного участка (за первые два года - 3,5%, за третий год – 5%, четвертый и последующие годы – 10%). Административный истец полагает, что существенное повышение размера арендной платы в зависимости от периода использования земельного участка нарушает права и охраняемые законом интересы общества, как арендатора, поскольку не согласуется с принципами экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений, предсказуемости расчета арендной платы, закрепленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также противоречит п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В судебном заседании представитель административного истца Стенин Н.В. заявленные требования поддержал в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, пояснив, что оспаривание двух пунктов Приложения № 4 к решению Собрания представителей связано с тем, что в договоре аренды не указано на основании какого пункта – п. 1 или п. 2, осуществляется расчет арендной платы, тогда как оба пункта устанавливают равный размер процентов в зависимости от периода использования участка. При этом, исходя из вида разрешенного использования земельного участка – под объекты придорожного сервиса, с учетом Правил землепользования и застройки сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области, в зоне ИТ (зона инженерной и транспортной инфраструктуры), где находится арендуемый земельный участок, в качестве объектов дорожного сервиса могут быть возведены как гостиничные комплексы, СТО, пункты общественного питания, так и автостоянки; вспомогательным видом разрешенного использования участков является также размещение стоянок, парковок, гаражей, в связи с чем при расчете арендной платы арендодатель может применить оба оспариваемых пункта.
Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области Жинь А.Ю. исковые требования не признала, пояснив, что оспариваемое в части решение Собрания представителей о внесении изменений в ранее установленные Приложением № 4 размеры процентов от кадастровой стоимости земельных участков, принято хотя и в отсутствие экономического обоснования, но во исполнение постановления Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года № 308 (в ред. от 22.01.2013г.), утвердившего Порядок и Методику определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Полагает, что права административного истца не нарушены, поскольку договор аренды и последующее соглашение заключены уже после принятия Собранием представителей оспариваемого решения от 28.03.2013 г. № 185/26, новые коэффициенты правовым актом представительного органа муниципального образования не утверждались. К тому же, в связи со снижением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № на основании решения Министерства экономического развития РФ № 14/22с-43 от 23.06.2014г., размер арендной платы уменьшился. Создание оспариваемым нормативным правовым актом дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов считает недоказанным.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по доверенности Сидорова М.И. поддержала требование административного иска, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции», письменную позицию изложила в представленном отзыве.
Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области, Правительство Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области представлены письменные возражения на административный иск, аналогичные позиции административного ответчика.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Устиновой Т.А., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения части 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
На основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7, пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Согласно пунктам 8, 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Признаками ограничения конкуренции являются, в частности, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке в соответствии с обязательными для исполнения хозяйствующими субъектами указаниями иного лица, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 09 апреля 2014 года между администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области, арендодателем, и обществом с ограниченной ответственностью «Ресурс», арендатором, был заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому арендатору сроком на 5 лет передан земельный участок с кадастровым номером №, площадью 18 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства объекта придорожного сервиса.
Арендуемый земельный участок расположен в зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (зона ИТ).
Вид разрешенного использования земельного участка «под строительство объектов придорожного сервиса», в соответствии со ст. 25 Правил землепользования и застройки сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский, утвержденных решением Собрания представителей от 30.12.2013 г. № 103, предполагает размещение на нем автозаправочных станций, гостиниц, мотелей, пунктов общественного питания, станций технического обслуживания, а также стоянок транспортных средств.
По условиям данного договора и Приложения № 1 к нему, расчет арендной платы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области № 308 от 06.08.2008 г. «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области», постановления Правительства Самарской области № 610 от 13.11.2013 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов Самарской области» и решения Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области № 211 от 25.12.2008 г. «Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» (в редакции решения от 28.03.2013г.)
Размер годовой арендной платы за земельный участок установлен как процент от его кадастровой стоимости в зависимости от периода использования земельного участка и составляет за первый год использования 3, 5%, за второй год – 5%, за третий и последующие годы – 10%.
В связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка КН № на основании решения Министерства экономического развития РФ № 14/22с-43 от 23.06.2014г., 25.09.2014 г. к договору аренды земельного участка заключено дополнительное соглашение №. По условиям дополнительного соглашения порядок исчисления годового размера арендной платы за земельный участок не изменился.
29.09.2016 г. между ООО «Ресурс» (арендатор), ООО «Металлресурс» (новый арендатор», администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области (арендодатель) заключено соглашение, по которому права и обязанности по договору аренды вышеуказанного земельного участка переданы ООО «Металлресурс».
Таким образом, в отношении административного истца ООО «Металлресурс» применяется оспариваемый им в части нормативный правовой акт, устанавливающий размер арендной платы как процент от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от сроков его использования.
На основании заявления ООО «Металлресурс» постановлением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 04.05.2017 г. № 3778 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с которым согласовано размещение на участке гостиницы, СТО (грузовых и легковых а/м), ресторана, стоянки грузовых и легковых автомобилей.
В соответствии с частью 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года № 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, и предоставленных в аренду без торгов, который согласно п. 1 устанавливает общие правила определения размера арендной платы за использование указанных земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Порядка определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для строительства, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 2 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов.
На основании пункта 1 Методики, размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящей Методики и абзацем четвертым настоящего пункта в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для строительства.
Процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, для случаев предоставления земельных участков в аренду в соответствии с настоящим пунктом утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования. В случае определения органами местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области иного, чем это предусмотрено таблицами 1 и 2 настоящей Методики, процента от кадастровой стоимости земельного участка при расчете арендной платы за использование земельного участка применяются проценты, установленные муниципальным нормативным правовым актом, действовавшим в расчетный период.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 31 Устава муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей муниципального района Ставропольский от 07.06.2010г. № 319, Собрание представителей муниципального района является представительным органом местного самоуправления.
По вопросам, отнесенным к компетенции Собрания представителей
муниципального района Ставропольский федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, Собрание представителей принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, в том числе по вопросам установления порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района (п. 2 ст. 33 Устава).
Нормативные и иные правовые акты Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области, согласно части 1 статьи 54 Устава муниципального района, входят в систему муниципальных правовых актов.
Оспариваемое решение Собрания представителей муниципального района Ставропольский принято уполномоченным органом, в установленной форме, подписано уполномоченными лицами и вступило в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования – 03.04.2013 г.
Указанное решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанных на неоднократное применение во времени. Данный нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у административного ответчика на его принятие, а также по порядку опубликования.
Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемого им в части решения Собрания представителей от 25.12.2008 г. № 211 в редакции решения от 28.03.2013 г. № 185/26 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды (тарифы, расценки, ставки и т.п.) может устанавливаться или регулироваться уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта, наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Пунктом 2 Приложения № 4 к оспариваемому решению Собрания представителей муниципального района Ставропольский предусмотрено, что при расчете размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных и газонаполнительных станций, организаций автосервиса, проценты от кадастровой стоимости земельных участков устанавливаются в зависимости от периода использования земельного участка (с повышением величины процента в каждом из последующих периодов).
При этом административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что до внесения проекта оспариваемого в части решения на рассмотрение Собрания представителей, проводились какие-либо расчеты в целях обоснования введения дифференциации (увеличения) размера процента от кадастровой стоимости для расчета арендной платы в зависимости от периода использования земельного участка.
Как видно из представленного суду протокола заседания Собрания представителей муниципального района Ставропольский от 28.03.2013 года, вопрос об экономической обоснованности применения процента от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельных участков, предоставляемых для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных и газонаполнительных станций, организаций автосервиса, при определении размера арендной платы, не являлся предметом обсуждения.
Из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что экономическое обоснование (отчет, заключение) по данному вопросу отсутствует, на заседание Комитета по бюджету этот вопрос не выносился.
Таким образом, как на момент принятия решения Собрания представителей муниципального района Ставропольский от 25.12.2008 г. № 211, так и на момент внесения в него изменений решением Собрания представителей от 28.03.2013 г. № 185/26, соответствующих расчетов в целях обоснования введения дифференциации (увеличения) размера процента от кадастровой стоимости для расчета арендной платы в зависимости от периода использования земельного участка, анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности указанных выше земельных участков, не осуществлялось.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что установление процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода нахождения земельного участка в пользовании, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности, не отвечает принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.
Кроме того, установление повышенных или пониженных процентов от кадастровой стоимости земельных участков для одного и того же вида использования земельного участка в зависимости от периода использования, ставит в неравное экономическое положение арендаторов земельных участков, что свидетельствует о создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, установление Собранием представителей муниципального района Ставропольский Самарской области процента от кадастровой стоимости земельных участков, применяемого при расчете арендной платы, в зависимости от периода использования земельного участка для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных и газонаполнительных станций, организаций автосервиса, противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющим большую юридическую силу, поэтому в соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для признания в этой части нормативного правового акта недействующим.
Ссылка представителя административного ответчика на то, что при принятии оспариваемого решения Собрание представителей муниципального района Ставропольский руководствовалось постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года № 308, которым также утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, в зависимости от периода использования земельного участка, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно требованиям статей 1, 7, 34 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам, в связи с чем данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от необходимости соблюдать принципы экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, установленные постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009г., что согласуется и с положениями ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя административного ответчика о том, что статья 39.7 Земельного кодекса РФ применяется с 01.03.2015 г., тогда как оспариваемое решение принято Собранием представителей до указанной даты, не могут быть учтены, поскольку нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить действующим федеральным законам и подлежат приведению в соответствие с ними. К тому же, при принятии оспариваемого нормативного правового акта представительный орган муниципального образования был обязан руководствоваться постановлением Правительства РФ № 582, вступившим в силу с 04.08.2009 года.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Доводы о недоказанности создания оспариваемым нормативным правовым актом дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, несостоятельны. Утвержденные оспариваемым в части решением Собрания представителей проценты от кадастровой стоимости земельных участков, поставлены в зависимость от периода использования земельного участка с повышением величины процента в каждом из последующих периодов в рамках одного вида использования. Данное обстоятельство ставит в неравное экономическое положение арендаторов одного вида использования земельного участка в зависимости от периода использования, что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений.
Нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений может привести к созданию дискриминационных условий в сфере арендных отношений.
Следовательно, установление повышенных и пониженных процентов от кадастровой стоимости земельных участков для одного и того же вида использования земельного участка свидетельствует о создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в абзаце третьем пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, и в соответствии с его положениями были реализованы права ряда физических и юридических лиц, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска в части признания недействующим пункта 1 Приложения № 4 к оспариваемому решению Собрания представителей.
Как указывалось выше, условия договора аренды земельного участка от 09.04.2014 г. и дополнительного соглашения к нему от 25.09.2014 г. не содержат указания на конкретные положения решения Собрания представителей муниципального района Ставропольский от 25.12.2008г. № 211 (в ред. решения от 28.03.2013 г. № 185/26), в соответствии с которыми осуществляется расчет размера арендной платы.
По сообщению администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 23.07.2018 г. на обращение ООО «Металлресурс», при расчете арендной платы за земельный участок КН № применяется процент от кадастровой стоимости по пункту 2 приложения 4 к указанному выше решению Собрания представителей.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований полагать, что права и законные интересы административного истца затрагиваются пунктом 1 приложения 4 к оспариваемому решению Собрания представителей.
Суд также исходит из того, что к основным видам деятельности, соответствующей виду разрешенного использования земельного участка «под строительство объектов придорожного сервиса», Правилами землепользования и застройки сельского поселения Большая Рязань отнесено, в том числе, и строительство стоянок транспортных средств.
С учетом изложенного, административный иск ООО «Металлресурс» подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Металлресурс» удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 Приложения № 4 «Определение арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства» к решению Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области «Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» от 25.12.2008 г. № 211, в редакции решения Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области от 28.03.2013 г. № 185/26, в части установления процента от кадастровой стоимости земельных участков, предоставляемых для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных и газонаполнительных станций, организаций автосервиса, в зависимости от периода использования земельного участка.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.07.2018г.