ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-117/17 от 01.11.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-117/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 1 ноября 2017 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.

с участием прокурора Бекеневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Акционерного общества «Жилищно – коммунальное хозяйство города Пошехонье», Товарищества собственников недвижимости «Судостроитель» о признании недействующим пункта 3 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п "Об установлении нормативов коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления Правительства области от 29.11.2010 N 870-п",

установил:

Постановлением Правительства Ярославской области от 10 августа 2012 года № 789-п установлены нормативы коммунальных услуг по электроснабжению.

Постановление опубликовано в издании "Документ-Регион", N 68, 17 августа 2012 года.

Постановлениями Правительства Ярославской области от 24.12.2012 N 1491-п, от 28.03.2014 N 272-п, от 08.12.2014 N 1265-п в постановление от 10 августа 2012 года № 789-п были внесены изменения.

Указанные постановления опубликованы в издании «Документ-Регион» N 108, 26 декабря 2012 года, N 26, 4 апреля 2014 года, N 105, 12 декабря 2014 года.

Товарищество собственников недвижимости (ТСН) «Судостроитель» обратилось с административным иском о признании недействующим пункта 3 Приложения к указанному постановлению, которым установлены нормативы ежемесячного потребления электрической энергии на общедомовые нужды населением при отсутствии приборов учета для многоквартирных жилых домов, а также установлен порядок определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В обоснование административного иска ТСН «Судостроитель» указало следующее: административным истцом осуществляется управление многоквартирным домом <адрес>. Жилой дом оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии.

При расчете платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в 2016 году, было установлено превышение объема потребленного коммунального ресурса над объемом, рассчитанным исходя из норматива его потребления, установленного оспариваемым постановлением Правительства Ярославской области.

В связи с этим, на основании пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции, действующей до 29 июня 2016 года) ресурсоснабжающей организацией – ПАО «ТНС энерго Ярославль» к административному истцу предъявлено требование об оплате потребленной электрической энергии в размере, превышающем норматив потребления.

Административный истец полагает, что превышение фактического потребления электрической энергии на общедомовые нужды по сравнению с нормативом связано с тем, что норматив потребления электрической энергии для общедомовых нужд и общая площадь помещений, относящаяся к общему имуществу собственников квартир многоквартирного дома, установлены в оспариваемом постановлении неверно, в противоречие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Площадь помещений, относящихся к общему имуществу собственников квартир многоквартирного дома, при расчете норматива была ограничена Правительством Ярославской области теми помещениями, которые поименованы в оспариваемом постановлении - лестничные и этажные площадки, лифтовые холлы, коридоры, тамбуры, входы в подъезды, вестибюли, электрощитовые, мусоросборники, тепловые и водомерные узлы, помещения консьержа, колясочные, кладовые уборочного инвентаря.

Таким образом, при определении объема потребленных услуг по электроснабжению не учитываются такие помещения, имеющиеся в многоквартирном доме, управляемом административным истцом, как технический этаж, чердак, подвал, помещение диспетчерской, приямок входа в подвал.

Кроме того, площадь данных помещений не учитывалась при расчете Правительством Ярославской области цифровых значений нормативов потребления электрической энергии для общедомовых нужд, приведенных в пункте 3 Приложения к оспариваемому постановлению.

В связи с этим, административный истец полагает, что пункт 3 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушает его права и законные интересы. Данная норма подлежит признанию недействующей.

Акционерное общество «Жилищно – коммунальное хозяйство города Пошехонье» (АО ЖКХ города Пошехонье») обратилось с административным иском о признании недействующим пункта 3 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п, обосновывая свои исковые требованиями теми же обстоятельствами.

Административные дела по указанным искам объединены судом в одно производство.

В судебном заседании представитель АО ЖКХ города Пошехонье по доверенности ФИО1, представитель ТСН «Судостроитель» по доверенности ФИО2 административные исковые заявления поддержали.

Представители административного ответчика Правительства Ярославской области по доверенности ФИО3 и ФИО4 административный иск не признали.

Правовая позиция административного ответчика по делу состоит в следующем: нормативный акт принят уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в пределах его компетенции, в надлежащей форме, порядок принятия нормативного акта соблюден.

Положения пункта 3 Приложения к оспариваемому постановлению Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, не противоречит. При определении перечня помещений, площадь которых подлежит учету при расчете норматива и при установлении объема потребленной услуги по электроснабжению, регулирующий орган исходил из того, что учету подлежат помещения, освещение которых влечет основной расход электрической энергии. Определение величины норматива осуществлено расчетным путем, так как данных для определения этого значения методом аналогов у регулирующего органа было недостаточно.

Такие действия при определении норматива и принятии оспариваемого нормативного акта, по мнению административного ответчика, соответствуют Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, а также письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.

Представители административного ответчика приводили доводы о том, что оспариваемое постановление прав и законных интересов административных истцов не нарушает, так как ресурсоснабжающая организация при расчете платы за потребеленный коммунальный ресурс руководствуется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а не оспариваемом нормативным актом, который вопросы определения данной платы не регулирует.

В возражение против административного иска административные ответчики приводили доводы о том, что образование сверхнормативного потребления электрической энергии в управляемых административными истцами жилых домах связано с ненадлежащим исполнением данной обязанности административными истцами.

Представители административного ответчика указывали также, что признание постановления Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п приведет к нарушению прав и законных интересов собственников квартир многоквартирных жилых домов, управляемых административными истцами, так как на собственников будет возложена обязанность по оплате сверхнормативно потребленной электрической энергии.

Кроме того, представители административного ответчика указывали на то, что оспариваемый административными истцами нормативный акт фактически утратил силу в связи с принятием Правительством Ярославкой области постановления от 31.05.2017 N 431-п "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и внесении изменений в постановление Правительства области от 31.10.2016 N 1135-п".

Судом допрошены свидетели консультант Департамента жилищно-коммунального хозяйства и регулирования тарифов Ярославской области ФИО5, начальник отдела аналитической работы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и регулирования тарифов Ярославской области ФИО6, генеральный директор ООО «Суздальская слобода» ФИО7, заместитель директора по правовой работе ПАО «ТНС энерго Ярославль» ФИО8

Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исков и признании недействующим пункта 3 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п "Об установлении нормативов коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления Правительства области от 29.11.2010 N 870-п".

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетелей и исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что основания для удовлетворения административных исков АО ЖКХ города Пошехонье и ТСН «Судостроитель» имеются.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Ярославской области (статьи 45, 47, 52) Правительство Ярославской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области.

Правительство Ярославской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов Ярославской области и иных нормативных правовых актов Ярославской области на территории Ярославской области.

Правительство Ярославской области принимает постановления.

В соответствии со статьей 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» правовые акты официально публикуются в газете "Документ-Регион" и на "Официальном интернет-портале правовой информации".

Порядок подготовки и принятия постановлений Правительства Ярославской области до 23 сентября 2015 года был установлен Регламентом Правительства Ярославской области, утвержденным постановлением Губернатора Ярославской области от 03.09.2008 N 660.

Анализ указанных нормативных положений и исследованные судом обстоятельства, позволяют сделать вывод суду, что установление нормативов коммунальных услуг относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской федерации; оспариваемое в части в настоящем административном деле постановление Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п "Об установлении нормативов коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления Правительства области от 29.11.2010 N 870-п" принято уполномоченным органом государственной власти Ярославской области, в надлежащей форме, порядок принятия постановления не нарушен, требование об официальном опубликовании нормативного акта исполнено.

Приведенные требования, относящиеся к процедуре принятия и опубликования нормативного акта соблюдены органом государственной власти Ярославской области и при принятии изменений в оспариваемое в части постановление Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п "Об установлении нормативов коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления Правительства области от 29.11.2010 N 870-п" (далее – постановление № 789-п).

Проверяя оспариваемые в настоящем деле положения пункта 3 Приложения к постановлению № 789-п на соответствие их законодательству, имеющему большую юридическую силу, по существу осуществляемого им правового регулирования суд приходит к следующему:

Как следует из вышеприведенных положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее – постановление № 306).

В соответствии с пунктами 19, 22, 43 постановления № 306 в редакции данного постановления, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 37 приложения № 1 к постановлению 306 величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:, где: - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах; - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м); 12 - количество месяцев в году.

Судом установлено, что норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды определен Правительством Ярославской области с применением расчетного метода.

При этом имеющийся в материалах дела расчет, произведенный в порядке подготовки оспариваемого нормативного акта, а также пояснительная записка к постановлению не содержат обоснования отказа органа государственной власти Ярославской области от определения данного норматива методом аналогов.

Допрошенный судом в качестве свидетеля консультант Департамента ЖКХ и регулирования тарифов Ярославской области ФИО5, производивший расчет пояснил суду, что на момент подготовки оспариваемого нормативного акта и определения нормативов коммунальных услуг около 50 процентов многоквартирных домов Ярославской области были оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии. Департаментом при определении норматива были предприняты попытки определить его с применением метода аналогов, однако таким образом определить норматив не удалось в связи с трудоемкостью данного метода, необходимостью существенных временных затрат и возможностью получения недостоверных сведений при применении данного метода. Кроме того, свидетель пояснил, что по запросам Департамента ресурсоснабжающие организации необходимой для определения норматива методом аналогов информации не предоставили.

Суд полагает, что указанные показания свидетеля, а также содержание обоснования расчета норматива на электроэнергию для общедомовых нужд, содержащееся в представленном суду расчете, не доказывает тот факт, что отказ регулирующего органа от применения метода аналогов при установлении норматива был обоснован.

Как следует из вышеприведенных положений пунктов 19 и 22 постановления № 306 такой отказ возможен при установлении одного из двух обстоятельств - отсутствие или недостаточность данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Судом установлено, что такими данными регулирующий орган располагал. Таким образом, отказ от применения метода аналогов при определении норматива в связи с отсутствием данных приборного учета потребления коммунальных услуг не должен был иметь места.

Недостаточности данных показателей административный ответчик не доказал. Из анализа показаний свидетеля ФИО5 суд делает вывод, что такой отказ был связан в первую очередь с трудоемкостью и длительностью процесса определения норматива методом аналогов.

Однако, из пунктов 19 и 22 постановления № 306 следует, что определение метода установления норматива не является правом регулирующего органа. Отказ от применения метода аналогов должен быть обоснован причинами, поименованными в постановления. Доказательств обоснованности отказа в материалах дела нет.

Изменение положений пункта 19 постановления № 306, вступившее в действие с 1 января 2017 года, согласно которым нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода, не указывает на то, что постановление № 789-п в оспариваемой части соответствовало законодательству, имеющему большую юридическую силу и действовавшему на момент его принятия.

По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что пункт 3 Приложения к постановлению № 789-п не соответствует пунктам 19 и 22 постановления № 306 в редакции данного нормативного акта, действующей на момент принятия оспариваемого постановления.

Кроме того, судом установлено, что при расчете цифрового значения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению общедомового имущества с применением вышеприведенной формулы, установленной пунктом 37 приложения № 1 к постановлению 306, регулирующим органом в объем учитываемой общей площади помещений многоквартирного дома были включены следующие помещения: лестничные и этажные площадки, лифтовые холлы, коридоры, тамбуры, входы в подъезды, вестибюли, электрощитовые, мусоросборники, тепловые и водомерные узлы, помещения консьержа, колясочных, кладовые уборочного инвентаря.

В представленном в материалы дела расчете норматива описание объема помещений, учтенного для расчета общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, отсутствует.

Вместе с тем, суду даны устные пояснения свидетеля ФИО5, производившего данный расчет, на основании которых судом сделан приведенный вывод.

Кроме того, постановлением Правительства Ярославской области от 08.12.2014 N 1265-п оспариваемый пункт 3 Приложения к постановлению № 789-п дополнен абзацем следующего содержания:

В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 29433-ВК/19 в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, установить, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как сумма площадей следующих помещений: лестничных и этажных площадок, лифтовых холлов, коридоров, тамбуров, входов в подъезды, вестибюлей, электрощитовых, мусоросборников, тепловых и водомерных узлов, помещений консьержа, колясочных, кладовых уборочного инвентаря.

Указанный факт также свидетельствует о том, что при расчете среднего значения общей площади помещений, находящихся в общей собственности собственников квартир многоквартирного жилого дома, объем данных помещений был определен приведенным образом.

Вместе с тем, из пункта 37 приложения № 1 к постановлению № 306 следует, что при расчете норматива учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Исходя из приведенных положений законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что состав общего имущества, площадь которого была учета регулирующим органом для определения норматива потребления коммунальной услуги, был установлен неверно, объем этих помещений необоснованно уменьшен, что противоречит приведенными положениям жилищного законодательства.

В частности, судом установлено, что в состав данного имущества не включены подвальные и чердачные помещения, помещения, занятые персоналом, обеспечивающим управление многоквартирным домом, иные помещения, которые имеются в многоквартирных домах, управляемых истцами, относятся к общему имуществу собственников квартир, но не учитываются при расчете объема потребленной электрической энергии на общедомовые нужды.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что определение Правительством Ярославской области цифрового значения норматива потребления электрической энергии, закрепленное в пункте 3 Приложения к постановлению № 789-п, имело место в противоречие со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением № 491, что выразилось в неверном определении среднего значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, последний абзац оспариваемого пункта 3 Приложения к постановлению № 789-п также противоречит указанным нормам, поскольку определяет состав общего имущества, площадь которого подлежит учету при исчислении объема потребленной коммунальной услуги.

Доводы административного ответчика о том, что при расчете среднего значения общей площади были учтены наиболее освещаемые помещения многоквартирного дома, не могут быть приняты судом во внимание, так как они не основаны на положениях пункта 37 приложения № 1 к постановлению № 306, не содержащего исключений при определении среднего значения данной площади.

Объем же помещений, относящихся к общему имуществу, приведен в изложенных выше статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункте 2 Правил, утвержденных постановлением № 491.

При этом факт освещаемости неучтенных при определении норматива помещений административным ответчиком не опровергнут.

Суд не принимает доводов стороны административного ответчика о том, что расчет объема потребленной коммунальной услуги и размера платы за нее осуществляется на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а оспариваемое постановление данные вопросы не регулирует.

Как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 29433-ВК/19, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).

В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).

Таким образом, при расчете объема потребленной коммунальной услуги и платы за нее ресурсоснабжающая организация обязана применять оспариваемые положения пункта 3 Приложения к постановлению № 789-п для определения общей площади помещений многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый в настоящем административном деле пункт 3 Приложения к постановлению № 789-п подлежит признанию недействующим в связи с несоответствием его пунктам 19 и 22 постановления № 306 в части примененного Правительством Ярославской области метода определения норматива потребленной коммунальной услуги по электроснабжению, а также пункту 37 Приложения № 1 к постановлению № 306, статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 2 Правил, утвержденных постановлением № 491, при определении среднего значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, что выразилось в неверном определении цифрового значения норматива и утверждении перечня помещений многоквартирного дома в последнем абзаце оспариваемой нормы.

Суд принимает во внимание, что при расчете цифрового значения норматива потребления на осветительные установки общедомовых помещений жилого дома (подпункт 1 пункта 3 оспариваемой норы) Правительством Ярославской области суммарное годовое потребление электрической энергии было рассчитано с учетом среднего значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества. Таким образом, указанное значение в закрепленной в пункте 37 Приложения № 1 к постановлению № 306 формуле имело место как в числителе, так и в знаменателе, то есть данное значение сократилось и не повлияло на рассчитанную таким образом величину норматива по подпункту 1 пункта 3 оспариваемого постановления.

Вместе с тем, данный факт не указывает на то, что в приведенной части оспариваемое постановление пункту 37 Приложения № 1 к постановлению № 306 не противоречит, поскольку при расчете объема потребленной услуги и платы за нее, как следует из вышеприведенного письма Министерства регионального развития Российской Федерации, исполнитель коммунальной услуги или ресурсоснабжающая организация обязаны учитывать тот объем находящихся в общей собственности помещений, который учитывался регулирующим при расчете цифрового значения норматива.

По изложенным выше основаниям этот объем определен в противоречие с требованиями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением № 491.

При таких обстоятельствах, отсутствие влияния среднего значения общей площади на полученное Правительством Ярославской области цифровое значение норматива потребления электрической энергии на осветительные установки общедомовых помещений жилого дома не имеет правового значения для вывода о несоответствии пункта 3 Приложения к постановлению № 789-п и в указанной части.

Судом установлено, что установленные в пункте 3 приложения к постановлению № 789-п цифровые значения норматива потребления электрической энергии не в полном объеме применяются к административным истцам, исходя из тех групп оборудования, которыми оборудованы управляемые ими многоквартирные дома.

Судом установлено, что многоквартирные дома, управляемые АО ЖКХ города Пошехонье оборудованы осветительными установками (подпункт 1) и другими видами электрооборудования (подпункт 6).

Многоквартирные дома, управляемые ТСН «Судостроитель» оборудованы осветительными установками (подпункт 1), силовым электрооборудованием лифтов (подпункт 2) и другими видами электрооборудования (подпункт 6).

Вместе с тем, суд полагает, что пункт 3 Приложения к постановлению № 789-п подлежит признанию недействующим в полном объеме, поскольку для расчета объема потребленной услуги и платы за нее значения нормативов по отдельным группам электрического оборудования суммируются и умножаются на значение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, закрепленное в подпунктах 3, 4 и 5 цифровое значение нормативов потребления электрической энергии в отношении иных групп оборудования, которое к административным истцам не применяется, при признании недействующими подпунктов 1, 2 и 6, а также последнего абзаца пункта 3 Приложения к постановлению № 789-п самостоятельного правового регулирования иметь не будет.

В связи с этим, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признании пункта 3 Приложения к постановлению № 789-п недействующим в полном объеме.

Судом установлено, что права и законные интересы административных истцов оспариваемыми положениями постановления № 789-п нарушены.

При этом, суд исходит из того, что в соответствии с пунктом 44 Правил, утвержденных постановлением № 354, в редакции данной нормы, действовавшей до 29 июня 2016 года, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Согласно пункту 44 Правил, утвержденных постановлением № 354, в действующей редакции, обязанность потребителя по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, также ограничена установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативом потребления данной услуги.

Судом установлено, что в течение 2016 года при потреблении электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управляемых административными истцами, имел место сверхнормативный объем потребления электрической энергии.

В связи с этим, в силу вышеприведенных положений пункта 44 Правил, утвержденных постановлением № 354, на административных истцах лежит обязанность по оплате данного коммунального ресурса за счет собственных средств.

Соответствующие исковые заявления о взыскании данных расходов заявлены в настоящее время ПАО «ТНС энерго Ярославль» и находятся в производстве Арбитражного суда Ярославской области.

При этом расчет объема потребленного ресурса и платы за него рассчитан на основании оспариваемых положений пункта 3 Приложения к постановлению № 789-п, которые не соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Судом установлено также, что Правительством Ярославской области 31 мая 2017 принято постановление N 431-п "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и внесении изменений в постановление Правительства области от 31.10.2016 N 1135-п".

Таким образом, оспариваемое в настоящем деле постановление фактически утратило силу и не применяется с 1 июня 2017 года.

Вместе с тем, суд не находит оснований для прекращения производства по настоящему административному делу на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку по вышеприведенным основаниям нормативный акт не перестал затрагивать права и законные интересы административных истцов.

Доводы представителей административного ответчика о том, что признание оспариваемого положения постановления № 789-п приведет к нарушению прав и законных интересов потребителей коммунальной услуги – собственников квартир многоквартирных домов, управляемых административными истцами, не может быть принят во внимание судом, так как в настоящем деле установлено несоответствие пункта 3 Приложения к постановлению № 789-п нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. В свою очередь, права и законные интересы потребителей коммунальных услуг не могут быть защищены нормативным актом, противоречащим федеральному законодательству.

Кроме того, суд принимает во внимание, что правовые последствия признания оспариваемого постановления недействующим подлежат применению с учетом разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена".

Суд полагает, что оспариваемое положение постановления № 789-п подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом суд учитывает, что оспариваемое положение действовало в течение продолжительного периода времени и имело существенные правовые последствия для неопределенного круга лиц. Вместе с тем, суд принимает во внимание, что защита прав и законных интересов административных истцов настоящим решением будет обеспечена с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (пункты 6 и 8).

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые заявления Акционерного общества «Жилищно – коммунальное хозяйство города Пошехонье», Товарищества собственников недвижимости «Судостроитель» о признании недействующим пункта 3 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п "Об установлении нормативов коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления Правительства области от 29.11.2010 N 870-п" удовлетворить.

Признать недействующим пункт 3 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 10.08.2012 N 789-п "Об установлении нормативов коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления Правительства области от 29.11.2010 N 870-п" со дня вступления решения суда в законную силу.

Опубликовать в издании Документ - Регион сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ