ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-117/17 от 04.07.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-117/2017

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Хабаровск 4 июля 2017 года

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Иском Е.П., при секретаре Диановой О.С., с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Хабаровского края Титовой Н.В., представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края Пак Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края о признании преамбулы постановления Правительства Хабаровского края от 13.07.2016г. № 231-пр «Об утверждении Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем и о внесении изменения в Положение об инвестиционном совете при Правительстве Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 г. № 115-пр», абз.1 п. 2, абз. 2 пп. 5 п. 5 Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем, утвержденного постановлением № 231-пр, ст. 1 приложения № 1 к Порядку, абз. 2 п. 5 приложения № 4 к Порядку недействующими,

УСТАНОВИЛ:

Правительством Хабаровского края 13.07.2016г. принято постановление №231-пр «Об утверждении Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем и о внесении изменения в Положение об инвестиционном совете при Правительстве Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 г. № 115-пр» (далее постановление № 231-пр)

14.07.2016г. Постановление № 231-пр опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.gov.ru, вступило в законную силу с 15.07.2016г.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании преамбулы постановления Правительства Хабаровского края от 13.07.2016г. № 231-пр «Об утверждении Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем и о внесении изменения в Положение об инвестиционном совете при Правительстве Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 г. № 115-пр», п. 2, абз. 2 пп. 5 п. 5 Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем, утвержденного постановлением № 231-пр, ст. 1 приложения № 1 к Порядку, абз. 2 п. 5 приложения № 4 к Порядку недействующими. В обоснование заявленных требований указал следующее.

В соответствии с п. 2 Порядка специальный инвестиционный контракт заключается от имени Хабаровского края Правительством Хабаровского края с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, принимающим на себя обязательства в предусмотренный специальным инвестиционным контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать производство промышленной продукции на территории Хабаровского края

Пункт 2 Порядка в части отсутствия слов «и (или) освоить» противоречит ч.1 ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Аналогичные противоречия содержаться в абз. 2 пп. 5 п. 5 Порядка, ст. 1 приложения № 1 к Порядку, абз. 2 п. 5 приложения № 4 к Порядку.

Отсутствие в указанных нормах положений, предусмотренных федеральным законодательством, ограничивает права инвесторов по заключению с Хабаровским краем инвестиционных контрактов, предметом которых является освоение производства промышленной продукции в крае.

В связи с противоречием названных положений Постановления №231-пр, Порядка, а также приложений к нему федеральному законодательству, прокурором края 17.05.2017г. принесен протест, в удовлетворении которого Правительством Хабаровского края отказано.

В дополнении к исковым требованиям прокурор Хабаровского края указал, что отсутствие в указанных нормах положений, предусмотренных федеральным законодательством, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку ограничивает права потенциальных инвесторов по заключению с Хабаровским краем инвестиционных контрактов, предметом которых является освоение производства промышленной продукции в крае; влечет невозможность получения хозяйствующими субъектами, освоившими производство промышленной продукции, мер стимулирования и поддержки, предусмотренных статьей 5 Закона Хабаровского края от 30.03.2016г. № 172 «О промышленной политике в Хабаровском крае».

С учетом уточнения исковых требований просит признать преамбулу постановления Правительства Хабаровского края от 13.07.2016г. № 231-пр «Об утверждении Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем и о внесении изменения в Положение об инвестиционном совете при Правительстве Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 г. № 115-пр»; абзац 1 пункта 2 и абзац 2 подпункта 5 пункта 5 Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем, утвержденного постановлением № 231-пр; статью 1 приложения №1 к Порядку; абзац 2 пункта 5 приложения № 4 к Порядку в части отсутствия слов «и (или) освоения» недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Хабаровского края Титова Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона от 31.12.2014г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации данная сфера правоотношений отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. Законодатель субъекта Российской Федерации не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет совместного ведения, при наличии по данному вопросу федерального регулирования.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края Пак Ю.В. исковые требования не признала, указала, что Правительством края осуществлено правовое регулирование, которое согласуется с целями государственной политики в области стимулирования промышленной деятельности, а оспариваемые положения в системе действующего правового регулирования устанавливают механизм реализации привлечения инвестиций в сферу промышленного производства на территории Хабаровского края, и не могут рассматриваться как не соответствующие федеральному законодательству по следующим основаниям. Федеральным законом № 488-ФЗ предусматривается внедрение института для стимулирования промышленной деятельности - специального инвестиционного контракта (далее СПИК), по которому инвестор обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции, а другая сторона – Российская Федерация или субъект РФ обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. СПИК представляет собой договор с элементами гражданско-правового и преимущественно публично-правового регулирования, который порождает для инвестора специальный (льготный) режим осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 488-ФЗ предметом СПИК является создание либо модернизация и (или) освоение производства промышленной продукции. Правовая конструкция оспариваемой нормы изложена по типу дизъюнкции, в котором разделительный союз «или» употребляется в исключительно разделительном значении, по формуле «или то, или то, или оба сразу». Принимая во внимание буквальное содержание определения СПИК, учитывая правовую природу СПИК, определение целей инвестиционного проекта (создание или модернизация или освоение новой продукции) в Порядке, отвечающих целям и задачам государственных программ субъекта РФ, является правом субъекта РФ. Таким образом, указанная норма Федерального закона № 488 позволяет публично-правовому образованию определять предмет СПИК, исходя из экономической ситуации и имеющихся возможностей на территории публично-правового образования. Установление в предмете СПИК всех видов правоотношений, предусмотренных федеральным законом, не является обязательным. Иной подход означает вторжение в принцип свободы договора, согласно которому условия договора определяются по усмотрению сторон. Не может быть признан обоснованным довод прокурора края о нарушении оспариваемыми нормами прав неопределенного круга лиц, в связи с ограничением прав на заключение с Хабаровским краем инвестиционных контрактов, предметом которых является освоение промышленной продукции. Субъекты инвестиционной деятельности, реализующие инвестиционные проекты в сфере промышленности, могут воспользоваться аналогичными мерами государственной поддержки, предусмотренными Законом края от 30.03.2016г. № 172 «О промышленной политике в Хабаровском крае», и без заключения СПИК. Порядок заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем, утвержденный постановлением Правительства края от 13.07.2016г. № 231-пр, разработан в рамках полномочий Хабаровского края в сфере промышленной политики, не противоречит федеральному законодательству и не ограничивает права субъектов инвестиционной деятельности в сфере промышленности на получение мер государственной поддержки (стимулирования), так как это реализовано в настоящее время в рамках иных нормативно правовых актов, действующих на территории края. В целях создания условий для инвестиционной привлекательности Хабаровского края и предоставления инвесторам более широкого круга возможностей, органами исполнительной власти края подготовлен проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства края № 231-пр, утвержденный им Порядок, вносящий изменения, в том числе в правовые конструкции предмета СПИК.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О промышленной политике в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Закона Хабаровского края от 30.03.2016 N 172 "О промышленной политике в Хабаровском крае" к полномочиям Правительства края в сфере промышленной политики в крае отнесено издание нормативных правовых актов края, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышленности в крае, осуществляемые за счет средств краевого бюджета.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" по специальному инвестиционному контракту одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона - Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

Во исполнение вышеуказанных норм законодательства Правительством Хабаровского края осуществлено правовое регулирование в области заключения специального инвестиционного контракта, путем принятия постановления №231-пр «Об утверждении Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем и о внесении изменения в Положение об инвестиционном совете при Правительстве Хабаровского края, утвержденное постановление Правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 г. № 115-пр».

Таким образом, Постановление №231-пр принято Правительством Хабаровского края в пределах предоставленных полномочий по предмету совместного регулирования в сфере стимулирования промышленной деятельности.

Согласно преамбуле постановления №231-пр в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Законом Хабаровского края от 30 марта 2016г. №172 «О промышленной политике в Хабаровском крае» в целях обеспечения стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности по созданию либо модернизации промышленной продукции на территории Хабаровского края утвержден Порядок заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем.

Согласно абзацу 1 пункта 2 Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем (далее – Порядок) специальный инвестиционный контракт заключается от имени Хабаровского края Правительством Хабаровского края с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, принимающим на себя обязательства в предусмотренный специальным инвестиционным контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать производство промышленной продукции на территории Хабаровского края.

Абзацем 2 п.п.5 п.5 Порядка установлено, что для осуществления специального инвестиционного контракта инвестор представляет в адрес уполномоченного органа бизнес-план, содержащий сведения о характеристиках (об объеме и номенклатуре) промышленной продукции, производство которой создается, либо модернизируется в ходе специального инвестиционного контракта.

В силу статьи 1 Приложения к Порядку предметом специального инвестиционного контракта является осуществление инвестором инвестиционного проекта по созданию либо модернизации промышленного производства.

Согласно абзацу 2 пункта 5 Приложения №4 к Порядку цель инвестиционного проекта (создание либо модернизация производства промышленной продукции на территории Хабаровского края).

Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" содержание, предмет и цель инвестиционного контракта установил три вида деятельности инвестора в рамках инвестиционного контракта: создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции

Вместе с тем в приведенных положениях Постановления №231-пр отсутствует указание на освоение промышленной продукции: отсутствуют слова «и (или) освоить».

Таким образом, в части отсутствия слов «и (или) освоить» оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере заключения специального инвестиционного контракта – части1 статьи 16 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".

Законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая правовое регулирование не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Следовательно, региональным нормативным правовым актом должны быть предусмотрены все виды деятельности инвестора в рамках инвестиционного контракта, установленные законом Российской Федерации.

В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, запрещающий любые формы ограничения прав граждан. Отсутствие в оспариваемых положениях Постановления №231-пр слов «и (или) освоить» нарушает право потенциальных инвесторов на заключение контракта по указанному виду деятельности, что противоречит федеральному законодательству.

Доводы административного ответчика о том, что правовая конструкция нормы федерального закона изложена по типу дизъюнкции, в котором разделительный союз «или» употребляется в исключительно разделительном значении, по формуле «или то, или то, или оба сразу», в связи с чем определение целей инвестиционного проекта (создание или модернизация или освоение новой продукции) в Порядке является правом субъекта РФ, основаны на неправильном толковании нормы права.

Применение в части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.12.2014 N488-ФЗ разделительного союза «или» означает право сторон инвестиционного контракта на выбор вида деятельности инвестора в рамках инвестиционного контракта, а не право регионального законодателя вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет совместного ведения с Российской Федерацией.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые правовые нормы не соответствуют приведенным положениям федерального законодательства, что является основанием для признания их недействующими в части отсутствия в указанных нормах слов «и (или) освоить».

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Хабаровского края удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу преамбулу постановления Правительства Хабаровского края от 13.07.2016г. № 231-пр «Об утверждении Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем и о внесении изменения в Положение об инвестиционном совете при Правительстве Хабаровского края, утвержденное постановление Правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 г. № 115-пр», п. 2, абз. 2 пп. 5 п. 5 Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем, утвержденного постановлением № 231-пр, ст. 1 приложения № 1 к Порядку, абз. 2 п. 5 приложения № 4 к Порядку в части не включения слов «и (или) освоить».

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 7 июля 2017г.

Судья Хабаровского краевого суда Е.П.Иском