Дело № 3а-117/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 ноября 2018 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петруниной И.Н.
при секретаре Виноградове В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (ПАО «РусГидро») об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
установил:
публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (ПАО «РусГидро») обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной. В обоснование иска указав, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> используется административным истцом на основании Договора аренды земельного участка на территории города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ№. Земельный участок предоставлен <данные изъяты>. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению 2 к Договору аренды, расчет размера арендной платы участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (л.д. 12-15, том 1).
Согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на Российскую Федерацию, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области прав и обязанностей к договору аренды земельного участка на территории города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м.
Российской Федерацией, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области приняты на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
На момент обращения в суд, административный истец продолжает пользоваться арендованным участком, уплачивает арендные платежи по условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> используется административным истцом на основании Договора аренды земельного участка на территории города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ№. Земельный участок передан арендатору для эксплуатации здания <данные изъяты> по <адрес>. Срок действия договора – до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению 3 к Договору аренды, расчет размера арендной платы участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (л.д.21-26, том 1).
Российской Федерацией, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области приняты на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером:
- <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты> рублей;
- <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2010 года, составляет <данные изъяты> рублей.
Ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просит суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, в соответствии с представленным Отчетом № № от ДД.ММ.ГГГГ года: <данные изъяты> рублей – для участка с кадастровым номером <данные изъяты>; <данные изъяты> рублей – для участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
А также просит суд обязать административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2010 года в размере: <данные изъяты> рублей – для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; <данные изъяты> рублей – для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 21-23, 44-48, том 2).
Представитель Управления Росреестра по Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 39-42, том 2).
Представитель мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 115-117, том 2).
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщил.
Неявка сторон не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела (статья 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, заключение эксперта ФИО1, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу части 3 статьи 3 названного Федерального закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Из приведенных норм права следует, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п методом массовой оценки и не является результатом кадастровой оценки стоимости каждого участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, административный истец пользуется земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> (единое землепользование), в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; категория земель: <данные изъяты>, адрес: <адрес>, особые отметки: <данные изъяты>. Посредством данного земельного участка обеспечен доступ к земельному участку (земельным участкам) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, на основании Договора аренды земельного участка на территории города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ№.
Земельный участок предоставлен административному истцу для эксплуатации <данные изъяты>.
Срок действия договора с 1 апреля 2008 года по 1 апреля 2018 года.
Пунктом 2.1 указанного Договора определено, что порядок взимания и размер арендной платы определяется ежегодно в соответствии с Порядком определения размера и внесения арендной платы за землю в городе Новосибирске, утвержденным решением городского Совета от 25 октября 2005 года № 106. Арендная плата является обязательным бюджетным платежом. Расчет размера арендной платы на момент заключения Договора приводится в приложении 2 к Договору.
Согласно приложению 2 к Договору аренды, расчет размера арендной платы участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (л.д. 12-15, том 1).
Соглашением от 23 октября 2013 года на Российскую Федерацию, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области переведены права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка на территории города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ№.С 14 апреля 2013 года пункт 2.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ№ действует в следующей редакции: «Порядок взимания и размер арендной платы по Договору определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих электростанций и других электростанций, использующих возобновляемые источники энергии, обслуживающих их сооружений и объектов, в том числе относящихся к гидротехническим сооружениям» (л.д. 16-17, том 1).
На момент обращения в суд, административный истец продолжает пользоваться арендованным участком, уплачивает арендные платежи по условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: <данные изъяты>, адрес: <адрес>, используется административным истцом на основании Договора аренды земельного участка на территории города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ№.
Данный земельный участок передан в аренду административному истцу для эксплуатации <данные изъяты>. Срок действия договора – до 16 сентября 2019 года.
Пунктом 2.1 указанного Договора определено, что порядок взимания и размер арендной платы определяется ежегодно в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 21 января 2008 года № 5-па, решением Совета депутатов города Новосибирска от 22 апреля 2008 года № 961. Арендная плата является обязательным бюджетным платежом. Расчет размера арендной платы на момент заключения Договора приводится в приложении 3 к Договору.
Согласно приложению 3 к Договору аренды, расчет размера арендной платы участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (л.д. 21-26, том 1).
Согласно Соглашению от 23 октября 2013 года Российской Федерацией, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области приняты на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№. С 14 апреля 2013 года пункт 2.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ№ действует в следующей редакции: «Порядок взимания и размер арендной платы по Договору определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих электростанций и других электростанций, использующих возобновляемые источники энергии, обслуживающих их сооружений и объектов, в том числе относящихся к гидротехническим сооружениям» (л.д. 27-29, том 1).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты> рублей (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 ноября 2017 года № №, л.д. 32, том 1).
В государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> внесены 6 июля 2006 года (Кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ№, л.д. 23-26, том 1), кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты> рублей (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, л.д. 33, том 1).
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснений содержащихся в абзаце 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п «Об утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области», и утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области».
Поскольку по истечении пяти лет в государственный кадастр недвижимости (до 1 января 2017 года) / ЕГРН (с 1 января 2017 года) не внесены очередные результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, и учитывая, что постановление Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п является действующим и применятся к спорным правоотношениям, поэтому суд считает возможным восстановить административному истцу срок на обращение с административным исковым заявлением в суд.
Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом был соблюден, 18 декабря 2017 года публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названных земельных участков в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области. Указанное заявление было возвращено административному истцу с указанием о необходимости разрешения вопроса в судебном порядке (уведомление Комиссии по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Новосибирской области от 21 декабря 2017 года №, л.д. 45-46, том 1).
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» является арендатором спорных земельных участков, арендная плата за пользование которыми исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, соответственно, определением кадастровой стоимости данных объектов недвижимости затрагиваются права и обязанности административного истца.
Частью 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения заявленных требований является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2010 года.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (часть 1 статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В подтверждение заявленной рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2010 года, административный истец представил суду Отчет № от ДД.ММ.ГГГГ Об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный оценщиком ООО «<данные изъяты>».
Согласно данному отчету, по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером <данные изъяты> составила <данные изъяты> рублей;
- с кадастровым номером <данные изъяты> составила <данные изъяты> рублей (л.д. 155, том 1).
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Между тем данный отчет не отвечает требования федеральных стандартов оценки. В частности абзацу 2 пункта 6 ФСО №, согласно которгому Отчет на бумажном носителе должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Как следует из вышеназванного отчета (л.д. 91, т.1) Отчет не оценщиком не подписан, личной печатью оценщика не скреплен.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства возникли сомнения в достоверности представленного административным истцом отчета об определении рыночной стоимости названных земельных участков, в связи с чем. по делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, производство которой поручено ФБУ (л.д. 31-35, том 2).
В соответствии с заключением эксперта ФБУ Сибирского регионального центра судебной экспертизы Минюста России № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100, том 2), по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты> рублей.
У суда нет сомнений в достоверности выводов данной экспертизы, при производстве которой, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, что подтверждается подписками (л.д. 54, 55, том 2). Она проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов и имеющими длительный стаж экспертной работы.
Анализ экспертного заключения от 17 декабря 2018 года свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденных Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297, № 298, № 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, полученные в результате его проведения выводы и ответы на поставленные судом вопросы сделаны на базе общепринятых научных и практических данных.
Приведенные в заключение судебной экспертизы выводы экспертов не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых земельных участков основано экспертами на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием соответствующих подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы.
Допрошенный в суде эксперт ФИО1 выводы судебной экспертизы подтвердил, дал мотивированные ответы на все поставленные перед ним вопросы, которые полностью согласуются с исследовательской частью экспертного заключения и с выводами экспертизы.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> в размере их рыночной стоимости, установленной на основании заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 1 января 2010 года.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области 18 декабря 2017 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем, требования административного истца в части возложения обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области по внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость, не подлежат удовлетворению.
Ни Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, ни Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрен особый порядок по исполнению судебного акта по данной категории дел.
Разрешая заявление ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России о взыскании стоимости услуг по экспертизе, суд учитывает, что определением суда от 27 августа 2018 года по делу была назначена судебная экспертиза, и на административного истца была возложена обязанность по оплате расходов за производство экспертизы в размере 126 540 рублей, в течение 10 дней со дня вынесения определения, которая исполнена публичным акционерным обществом «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (ПАО «РусГидро») в полном объеме.
Однако, в процессе определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, представляющим собой единое землепользование, было установлено, что составляющие данный объект недвижимости площадью 755 000 кв.м. земельные участки с кадастровыми т номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> не имеют общих границ и представляют собой отдельные территории. В связи с чем, экспертом эти три участка исследовались и оценивались как отдельные земельные участки, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> сформирована как сумма рыночной стоимости трех участков. Учитывая эти обстоятельства, общая трудоемкость производства экспертизы связана с исследованием рыночной стоимости четырех земельных участков, а общая стоимость производства экспертизы составила 253 800 рублей.
С учетом поступивших на депозит суда денежных средств в размере 126 540 рублей, с административного истца – публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (за производство судебной экспертизы по делу подлежат взысканию денежные средства в размере 127 260 рублей ( 253 800- 126 540) в пользу ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (ПАО «РусГидро») удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 1 января 2010 года кадастровую стоимость земельного участка:
- площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> (единое землепользование), состав земельного участка: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: <данные изъяты> адрес: <адрес>, особые отметки: <данные изъяты>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей;
- площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: <данные изъяты> адрес: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей.
Дата обращения публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (ПАО «РусГидро») в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области – 18 декабря 2017 года.
Взыскать с публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (ПАО «РусГидро») денежные средства за производство судебной экспертизы по делу в размере 127 260 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий по делу Петрунина И.Н.