ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-117/19 от 29.04.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-117/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 29 апреля 2019 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,

с участием прокурора - Чигаркиной Е.Н.,

при секретаре - Михейкиной М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 27.02.2019 №39/292 «О рассмотрении обращения совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области», об обязании Избирательной комиссии Ленинградской области принять решение,

установил:

27 февраля 2019 года Избирательной комиссией Ленинградской области принято постановление №39/292 «О рассмотрении обращения совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (далее-Постановление №39/292).

Пунктом 1 Постановления №39/292 совету депутатов Синявинского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области отказано в возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на участковую избирательную комиссию №576.

Пунктом 2 Постановления №39/292 совету депутатов Синявинского городского поселения отказано в снятии полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области с территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района.

Пунктами 3-5 Постановления №39/292 предписано направить данное постановление в совет депутатов Синявинского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области и территориальную избирательную комиссию Кировского муниципального района и опубликовать постановление в официальном печатном органе муниципального района; разместить настоящее постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовать в сетевом издании «Бюллетень Избирательной комиссии Ленинградской области»; контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Избирательной комиссии Ленинградской области.

Названное постановление Избирательной комиссии Ленинградской области от 27.02.2019 №39/292 «О рассмотрении обращения совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области» опубликовано в установленном порядке.

Совет депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (далее-Совет депутатов) обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просил:

-признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Ленинградской области от 27.02.2019 №39/292 «О рассмотрении обращения совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области»;

-обязать Избирательную комиссию Ленинградской области принять решение о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на участковую избирательную комиссию №576.

Ссылаясь на принятые Советом депутатов решения от 04.02.2019 №№1,2, ст.20, п.4 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.4 ст.8 областного закона Ленинградской области от 15.05.2013 №26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области», принимая во внимание то, что на территории муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области сформированы и действуют участковые избирательные комиссии №№575, 576, 577, Совет депутатов полагал оспариваемое Постановление №39/292 неправомерным, так как законом предусмотрена возможность возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на любую из участковых избирательных комиссий, действующую в границах муниципального образования.

Отметив, что возложение полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию возможно только на основании обращения представительного органа, совет депутатов указал, что на момент принятия оспариваемого Постановления №39/292 решение совета депутатов о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 12.09.2006 №59 уже утратило силу, что не учтено Избирательной комиссией Ленинградской области при принятии решения. По мнению административного истца, Избирательная комиссия Ленинградской области не уполномочена принимать решение об отказе Совету депутатов в снятии полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение с территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, так как принимать решение о возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии на какую-либо иную комиссию Избирательная комиссия Ленинградской области вправе только при наличии соответствующего обращения от Совета депутатов. Фактически, Избирательная комиссия Ленинградской области самостоятельно приняла решение о том, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования будет осуществлять территориальная избирательная комиссия, что не соответствует требованиям ст.12 Конституции РФ.

Совет депутатов полагал, что территориальная избирательная комиссия Кировского муниципального района Ленинградской области не вправе осуществлять полномочия избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области без соответствующего решения представительного органа. Отсутствие обращения представительного органа о возложении соответствующих полномочий на территориальную избирательную комиссию Кировского муниципального района Ленинградской области может повлечь незаконность предстоящих муниципальных выборов и их отмену.

В ходе предварительного судебного заседания представитель административного истца совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в них основаниях. В судебные заседания 23.04.2019 и 29.04.2019 названный представитель не явился, о слушании дела административный истец совет депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области уведомлен надлежащим образом; в ходатайстве от 22.04.2019 глава муниципального образования-председатель совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО4 просил рассмотреть настоящее административное дело 22.04.2019 в отсутствие представителя.

В возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ленинградской области-заместитель председателя Избирательной комиссии Ленинградской области ФИО5 полагал, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, так как согласно п.4 ст.24 Федерального закона от 12.06.2012 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не предусмотрена возможность возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на одну из нескольких участковых избирательных комиссий, созданных в границах муниципального образования.

В обоснование возражений, представитель также сослался на правовую позицию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК РФ), отраженную в приложенных письмах от 11.04.2013, 12.10.2018.

Кроме этого, в случае возложения на участковую избирательную комиссию №576 полномочий избирательной комиссии муниципального образования названная участковая избирательная комиссия фактически будет осуществлять полномочия как участковая избирательная комиссия, как окружная избирательная комиссия и как избирательная комиссия муниципального образования(ст.ст.9,11,15 областного закона Ленинградской области от 15.05.2013 №26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участков в Ленинградской области»). Данная ситуация усугубилась бы в случае проведения совмещенных выборов и совмещения данной участковой избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов различного уровня различных органов государственной власти. Довод совета депутатов о том, Избирательная комиссия Ленинградской области не вправе принять решение об отказе в снятии полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области с территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области противоречит п.п.4,7 ст.24 Федерального закона от 12.06.2012 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.4 ст.8 областного закона Ленинградской области от 15.05.2013 №26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участков в Ленинградской области». В силу указанных федеральных норм Избирательная комиссия Ленинградской области, приняв решение об отказе в возложении полномочий на участковую избирательную комиссию, не имела возможности принять решение о сложении полномочий с территориальной избирательной комиссии, не допустив таким образом факта отсутствия органа, организующего подготовку и проведение выборов в муниципальном образовании(при отсутствии избирательной комиссии муниципального образования) накануне проведения очередных выборов в представительный орган местного самоуправления Синявинского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области.

В судебном заседании представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ленинградской области ФИО2 в удовлетворении заявленных требований просила отказать по доводам, приведенным в возражениях.

В возражениях относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации ФИО8 считал, что по делу отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований. Из положений п.3 ст.20, п.10 ст.23, п.4 ст.24 Федерального закона от 12.06.2012 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.4 ст.8 областного закона Ленинградской области от 15.05.2013 №26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участков в Ленинградской области» следует, что решение вопроса о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию или на участковую избирательную комиссию, действующую в границах муниципального образования относится к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, в том числе и к полномочиям Избирательной комиссии Ленинградской области. При этом, решение о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на ту или иную комиссию, указанную в п.4 ст.24 Федерального закона от 12.06.2012 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия субъекта Российской Федерации(в том числе и Избирательная комиссия Ленинградской области) принимает на основании обращения представительного органа соответствующего муниципального образования. Однако, из положений действующего законодательства Российской Федерации о выборах не следует наличие у избирательной комиссии субъекта Российской Федерации безусловной обязанности в любом случае возложить полномочия избирательной комиссии муниципального образования на комиссию, указанную в соответствующем обращении представительного органа местного самоуправления. Разрешая вопрос о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на предложенную представительным органом муниципального образования избирательную комиссию, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации должна учитывать и то, каким образом принимаемое ею решение будет способствовать реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования и обеспечить защиту этих прав. Действующее законодательство Российской Федерации о выборах позволяет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации выносить решение об отказе в возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на предложенную представительным органом муниципального образования избирательную комиссию в том случае, если в соответствии с законом на такую комиссию полномочия избирательной комиссии муниципального образования не могут быть возложены. Из п.4 ст.24 Федерального закона от 12.06.2012 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что возложение полномочий избирательной комиссии муниципального образования на участковую комиссию возможно лишь при условии, что она действует в границах соответствующего муниципального образования. Однако, на территории муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области образовано три участковые комиссии (избирательные участки 575,576 и 577), соответственно ни одна из названных комиссий не является участковой комиссией, действующей в границах муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области. Следовательно, у Избирательной комиссии Ленинградской области имелись основания для отказа в возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на участковую избирательную комиссию №576. В данном случае не могу быть применены по аналогии положения п.4 ст.24 Федерального закона от 12.06.2012 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о возможности возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на одну из образованных на территории муниципального образования территориальных избирательных комиссий. Решение Избирательной комиссии Ленинградской области в части отказа в возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на предложенную участковую избирательную комиссию является законным. Проанализировав положения п.10 ст.24, п.6 ст.27 Федерального закона от 12.06.2012 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», представитель сделал вывод о том, что совмещение участковой избирательной комиссией своих полномочий с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования приведет к значительному увеличению объемов работы комиссии, что может оказать негативное воздействие на эффективность и правильность исполнения данной комиссией соответствующих полномочий, и может привести к срыву избирательной кампании. На данные обстоятельства Избирательной комиссией Ленинградской области также обоснованно указано в оспариваемом постановлении. По мнению представителя, соответствует требованиям приведенного законодательства оспариваемое постановление и в части отказа в снятии полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области с территориальной избирательной комиссии Кировского района. В такой ситуации необходимо учитывать, что когда возложение полномочий избирательной комиссии муниципального образования на предложенную представительным органом муниципального образования комиссию в силу закона невозможно, основания для лишения таких полномочий комиссии, на которую они ранее были возложены, отсутствуют. Принятие представительным органом муниципального образования решения об отмене ранее принятого им решения о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования, не может являться основанием для прекращения действия и отмены ранее принятого решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении таких полномочий. Следовательно, у Избирательной комиссии Ленинградской области отсутствовали основания для снятия полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области с территориальной избирательной комиссии Кировского района. Довод о незаконности возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на территориальную избирательную комиссию Кировского района не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В заключении прокурор Чигаркина Е.Н. полагала, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии Ленинградской области является законным. Законодателем не предусмотрена возможность возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на одну из участковых избирательных комиссий. Возложение на территориальную избирательную комиссии полномочий избирательной комиссии муниципального образования не противоречит базовым принципам местного самоуправления, закрепленным Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С учетом предстоящих выборов депутатов совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение, считала снятие полномочий избирательной комиссии МО Синявинское городское поселение с территориальной избирательной комиссии необоснованным и нецелесообразным.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий определены в главе IV Федерального закона от 12.06.2012 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» далее-Федеральный закон 67-ФЗ).

Согласно п.1 ст.20 Федерального закона 67-ФЗ в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии.

В п.1 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ определено, что избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования (п.7ст.24 Федерального закона 67-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 24 Федерального закона 67-ФЗ предусмотрено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

Система избирательных комиссий, комиссий референдума (далее также - комиссии) в Ленинградской области, компетенция, полномочия, сроки формирования и порядок деятельности Избирательной комиссии Ленинградской области, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления Ленинградской области (далее - муниципальные выборы) определены областным законом Ленинградской области от 15.05.2013 №26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участков в Ленинградской области»(далее- областной закон 26-оз).

Частью 4 статьи 8 областного закона 26-оз определено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Ленинградской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

В ч.5 ст.8 областного закона 26-оз предусмотрено, что формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основании статьи 22, пунктов 7 - 9.3 статьи 24 Федерального закона, с учетом требований настоящего областного закона, соответствующего устава муниципального образования.

В статье 50 Устава муниципального образования Синявинское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области указано, что порядок формирования и полномочия муниципальной избирательной комиссии устанавливается в соответствии с федеральным и областным законодательством Ленинградской области о выборах и референдумах.

В пункте 2.2 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденным Постановлением ЦИК России от 17.02.2010 №192/1337-5, разъяснено, что в целях исключения дублирования функций территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований по организации выборов на одной и той же территории, например, в органы местного самоуправления муниципального района, в том числе в случае, если территория этого района и территория, подведомственная территориальной избирательной комиссии, полностью совпадают, целесообразно реализовывать положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона, согласно которому полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию, а если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий - на одну из них. При этом на территориальную избирательную комиссию могут быть возложены полномочия как избирательной комиссии муниципального района, так и избирательной комиссии поселения (избирательных комиссий поселений), расположенного (расположенных) в границах соответствующего района. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться также на участковую избирательную комиссию, действующую в границах муниципального образования.

Установлено, что в границах муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области сформировано три участковых избирательных комиссий избирательных участков №№575,576 и 577 в двух пятимандатных округах (постановление администрации Кировского муниципального района Ленинградской области от 22.12.2017 №2723; решение совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 05.03.2014 №4; постановление территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области от 05.06.2018 №332/1), данные обстоятельства лицами участвующими в деле не оспариваются.

12.09.2006 советом депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области(далее-совет депутатов муниципального образования) принято решение №59, которым решено просить Избирательную комиссию Ленинградской области возложить полномочия муниципальной избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области на территориальную избирательную комиссию Кировского муниципального района(далее-решение совета депутатов муниципального образования от 12.09.2006 №59).

На основании данного решения совета депутатов муниципального образования постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 07.11.2006 №61/444 в соответствии с п.4 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ полномочия муниципальной избирательной комиссии Синявинского городского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Кировского муниципального района Ленинградской области.

Решением совета депутатов муниципального образования от 04.02.2019 №1 признано утратившим силу решение совета депутатов муниципального образования от 12.09.2006 №59.

Также, 04.02.2019 советом депутатов муниципального образования принято решение обратиться в Избирательную комиссию Ленинградской области для принятия решения о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на участковую избирательную комиссию №576 (решение №2 от 04.02.2019).

Решение совета депутатов муниципального образования от 04.02.2019 №2 мотивировано ссылками на п.4 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ, областной закон 26-оз.

04.02.2019 глава муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области направил в Избирательную комиссию Ленинградской области обращение, в котором указал, что совет депутатов Синявинского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области просит рассмотреть вопрос о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на участковую избирательную комиссию №576, приложив решения совета депутатов муниципального образования от 04.02.2019 №№1,2.

Отказывая в удовлетворении обращения совета депутатов муниципального образования о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на участковую избирательную комиссию №576 (и в снятии полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области с территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района), Избирательная комиссия Ленинградской области, сославшись на п.4 ст.24 Федерального закона и67-ФЗ, ч.4 ст.8 областного закона 26-оз, указала, что положения п.4 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ, позволяющие возложить полномочия избирательной комиссии муниципального образования на одну территориальную избирательную комиссию, действующую в границах муниципального образования, при условии образования на территории муниципального образования нескольких территориальных избирательных комиссий, предусмотрены федеральным законодательством и не могут распространяться по аналогии на участковые избирательные комиссии.

Установив, что в границах муниципального образования Синявинское городское поселение сформировано три участковых избирательных комиссий избирательных участков №№575,576 и 577 в двух пятимандатных округах, Избирательная комиссия Ленинградской области отметила, что в случае возложения на участковую избирательную комиссию №576 полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района, с учетом положений ст.ст.9,11,15 областного закона 26-оз участковая избирательная комиссия №576 будет исполнять следующие полномочия: участковой избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии и избирательной комиссии муниципального образования, что приведет к значительному увеличению объема работы и может привести к срыву избирательной кампании в целом.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на основании обращения совета депутатов(решение совета депутатов от 12.09.2006 №59) постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 07.11.2006 №61/444 возложены на территориальную избирательную комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, что соответствует требованиям Федерального закона 131-ФЗ.

Ссылаясь на п.2 ст.32 Конституции Российской Федерации, пп. «а» п.10 ст.23 Федерального закона 67-ФЗ, Избирательная комиссия Ленинградской области сделала также вывод о нецелесообразности снятия полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение с территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района. В оспариваемом постановлении от 27.02.2019 №39/292 Избирательная комиссия Ленинградской области указала, что при принятии решения учтена позиция Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (письмо ЦИК России от 15.10.2018, вх.№01-16/510 приложено).

В ответе от 12.10.2018 (вх. от 15.10.2018) на обращение Избирательной комиссии Ленинградской области членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации со ссылкой на положения п.4 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ, ч.4 ст.8 областного закона 26-оз разъяснено, что действующим федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области не предусмотрена возможность возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на одну из нескольких участковых избирательных комиссий, созданных в границах муниципального образования.

Срок для обращения в суд с настоящими требованиями, предусмотренный ст.219 КАС РФ, административным истцом-советом депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, не нарушен.

Проанализировав текст обращения совета депутатов муниципального образования от 04.02.2019 с учетом приложенных решений от 04.02.2019 №№1,2, Избирательная комиссия Ленинградской области сделала правильный вывод о том, что фактически в названном обращении заявлено два требования: о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на участковую избирательную комиссию №576 и о снятии полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области с территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, разрешив таким образом оба требования в обжалуемом постановлении от 27.02.2019 №39/292.

Установив вышеперечисленные обстоятельства, суд считает, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии Ленинградской области от 27.02.2019 №39/292 принято уполномоченным органом на основании обращения представительного органа муниципального образования-совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, что в полной мере соответствует требованиям п.4 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ и ч.4 ст.8 областного закона 26-оз по процедуре, предусмотренной Регламентом Избирательной комиссии Ленинградской области, утвержденному постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 26.04.2004 №712, что лицами, участвующим в деле, не оспаривается.

Суд также полагает, что постановление Избирательной комиссии Ленинградской области от 27.02.2019 №39/292 соответствует требованиям законодательства и по существу, так как ни положениями п.4 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ, ни ч.4 ст.8 областного закона 26-оз, ни иными федеральными и (или) региональными нормами не предусмотрена возможность возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на одну из нескольких участковых избирательных комиссий, созданных в границах муниципального образования.

При этом, суд учитывает, что в границах муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области созданы три участковых избирательных комиссий избирательных участков №№575, 576 и 577 в двух пятимандатных округах (то есть ни одна из названных комиссий не является участковой комиссией, действующей в границах муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области).

В указанной части суд считает правильными, основанными на приведенном федеральном и областном законодательстве возражения административного ответчика Избирательной комиссии Ленинградской области и заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о незаконности и необоснованности заявленных требований.

Оценивая иные доводы, явившиеся основанием к отказу в удовлетворении обращения совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, указанные в постановлении Избирательной комиссии Ленинградской области от 27.02.2019 №39/292, суд соглашается с суждением административного ответчика о том, что в случае возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на участковую избирательную комиссию №576, последняя фактически будет исполнять полномочия трех избирательных комиссий: участковой избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии и избирательной комиссии муниципального образования(ст.ст.9.10,11,15 областного закона-26-оз), что может негативно отразиться на избирательной кампании по очередным выборам совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, которые состояться осенью 2019 года.

В указанной связи является правильным и утверждение о том, что у избирательной комиссии субъекта Российской Федерации-Избирательной комиссии Ленинградской области в силу положений п.4 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ, ч.4 ст.8 областного закона 26-оз отсутствует безусловная обязанность в любом случае возложить полномочия избирательной комиссии муниципального образования на комиссию, указанную в соответствующем обращении представительного органа местного самоуправления. Разрешая вопрос о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на предложенную представительным органом муниципального образования избирательную комиссию, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации должна учитывать и то, каким образом принимаемое решение будет способствовать реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования и обеспечить защиту этих прав.

Именно с учетом изложенных выше позиций, суд соглашается с обоснованностью утверждений в обжалуемом постановлении Избирательной комиссии Ленинградской области от 27.02.2019 №39/292 о невозможности и нецелесообразности возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на участковую избирательную комиссию №576, имея ввиду прежде всего, что безусловным правовым основанием для отказа в возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на участковую избирательную комиссию №576 в данном случае являются положения п.4 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ и ч.4 ст.8 областного закона 26-оз.

Необходимо отметить, что в соответствии с вышеприведенными федеральными и региональными нормами признание утратившим силу решения совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 12.09.2006 №59(решением от 04.02.2019 №1) не является безусловным правовым основанием к отмене Постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 07.11.2006 №61/444, равно как наличие решения поименованного совета депутатов от 04.02.2019 №2(об обращении в Избирательную комиссию Ленинградской области для принятия решения о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на участковую избирательную комиссию №576) не создает для Избирательной комиссии Ленинградской области обязанности по возложению полномочий избирательной комиссии муниципального образования на участковую избирательную комиссию без учета федеральных и областных норм в указанной сфере регулирования.

В иной части доводы административного истца о незаконности и необоснованности оспариваемого акта Избирательной комиссии Ленинградской области основаны на неверном толковании федеральных и региональных норм в указанной сфере правового регулирования и являются несостоятельными по существу.

С учетом изложенного, правовые основания для отмены и признания незаконным постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 27.02.2019 №39/292 отсутствуют.

Следовательно, в удовлетворении требований административного истца совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 27.02.2019 №39/292 «О рассмотрении обращения совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области», об обязании Избирательной комиссии Ленинградской области принять решение о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на участковую избирательную комиссию №576, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы и представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Е. Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 08 мая 2019 года