Дело № 3а-117/2020 (3а-1175/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Брянский областной суд в составе
председательствующего Цуканова Д.А.
при секретаре Кондрашовой О.А.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
представителя административного истца – открытого акционерного общества «Брянский гормолзавод» ФИО1,
представителя административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Брянский гормолзавод» о признании недействующими пункта 388 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 (в редакции приказа 24 января 2020 года № 65), пунктов 5774, 5779, 5778, 5776, 371 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа от 24 января 2020 года № 68), пунктов 14403, 14407, 14406, 14405, 9018 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа от 24 января 2020 года № 69),
УСТАНОВИЛ:
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 ноября 2016 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 65 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2017 года.
Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 65 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 января 2020 года.
В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 65), включен принадлежащий административному истцу объект недвижимости – магазин, назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе, подземных, - 1, общая площадь 58,4 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (пункт 388).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области 24 января 2020 года № 68 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.
Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 68 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 января 2020 года.
В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 68), включены принадлежащие административному истцу объекты недвижимости:
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, общая площадь 257,9 кв. м, инв. № 1354/01, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый № (пункт 5774);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 2, общая площадь 267,7 кв. м, инв. № 1354/01, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 5779);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 3, общая площадь 265,8 кв. м, инв. № 651/01, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый № (пункт 5778);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 4, общая площадь 265,5 кв. м, инв. № 1354/01, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 5776);
- магазин, назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе, подземных, - 1, общая площадь 58,4 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (пункт 371).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 69 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.
Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 69 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 января 2020 года.
В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 января 2020 года № 69), включены принадлежащие административному истцу объекты недвижимости:
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, общая площадь 257,9 кв. м, инв. № 1354/01, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14403);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 2, общая площадь 267,7 кв. м, инв. № 1354/01, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14407);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 3, общая площадь 265,8 кв. м, инв. № 651/01, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14406);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 4, общая площадь 265,5 кв. м, инв. № 1354/01, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 4405);
- магазин, назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе, подземных, - 1, общая площадь 58,4 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (пункт 9018).
Административный истец - открытое акционерное общество «Брянский гормолзавод» (далее – ОАО «Брянский гормолзавод») обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать недействующими:
с 01.01.2017 г. пункт 388 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 (в редакции приказа от 24 января 2020 года № 65), в части включения в него объекта - магазина, назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе, подземных, - 1, общая площадь 58,4 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>;
с 01.01.2018 г. - пункты 5774, 5779, 5778, 5776, 371 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа от 24 января 2020 года № 68), в части включения в него:
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, общая площадь 257,9 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 5774);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 2, общая площадь 267,7 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 5779);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 3, общая площадь 265,8 кв. м, инв. № 651/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 5778);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 4, общая площадь 265,5 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 5776);
- магазина, назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе, подземных, - 1, общая площадь 58,4 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> (пункт 371);
с 01.01.2019 г. - пункты 14403, 14407, 14406, 14405, 9018 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа от 24 января 2020 года № 69), в части включения в него:
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, общая площадь 257,9 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14403);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 2, общая площадь 267,7 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14407);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 3, общая площадь 265,8 кв. м, инв. № 651/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14406);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 4, общая площадь 265,5 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14405);
- магазина, назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе, подземных, - 1, общая площадь 58,4 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> (пункт 9018).
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что основным видом его деятельности является производство диетического питания и диетических пищевых продуктов. Комплекс зданий предприятия, равно как и нежилые помещения, здание магазина, расположены на земельном участке, принадлежащем ОАО «Брянский гормолзавод» на праве собственности. В здании располагаются только службы, непосредственной деятельностью которых является обслуживание ОАО «Брянский гормолзавод», а именно, кабинеты и вспомогательные помещения, а также места общего пользования, что свидетельствует о фактическом использовании помещений для непосредственного и непрерывного обслуживания предприятия. Указанные помещения составляют единое здание, которое образует инфраструктуру предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного назначения. В аренду третьим лицам помещения не сдаются. Нежилое здание с наименованием «магазин» фактически является проходной. В связи с этим административный истец полагает, что спорные объекты недвижимости не соответствуют критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, не предназначены для использования и фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, и подлежат исключению из перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Представителем административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области – ФИО2 представлены возражения на административный иск, согласно которым Управлением была соблюдена процедура утверждения и опубликования оспариваемых нормативно-правовых актов.
Объект с кадастровым номером № подлежал включению в Перечень на 2017-2019 г.г. по предназначению в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ. По сведениям ЕГРН данный объект общей площадью 58,4 кв. м имеет назначение «нежилое здание», наименование «магазин». В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 11.10.2006 г., указанный объект также имел наименование «магазин» площадью 58,4 кв. м. Площадь, предназначенная для использования нежилого здания в целях торговли, составляет более 20 %.
Объект с кадастровым номером № подлежал включению в Перечень на 2018-2019 г.г. по предназначению в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ. По сведениям ЕГРН данный объект общей площадью 257,9 кв. м имеет назначение «нежилое помещение», наименование «нежилое помещение». Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 05.10.2007 г., указанный объект имеет наименование «нежилое помещение» площадью 268,2 кв. м. В соответствии с экспликацией к техническому паспорту в составе нежилого помещения имеются комнаты с наименованием «торговый зал» площадью 30,9 кв. м, «склад» площадью 61,3 кв. м. Площадь, предназначенная для использования нежилого помещения в качестве торгового, коммерческого объекта составляет 34 %. Комната с наименованием «склад» свидетельствует об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам торговли.
Объект с кадастровым номером № подлежал включению в Перечень на 2018-2019 г.г. по предназначению в соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ. По сведениям ЕГРН данный объект общей площадью 265,5 кв. м имеет назначение «нежилое помещение», наименование «нежилое помещение». В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 23.03.2007 г., указанный объект имеет наименование «нежилое помещение» площадью 245,2 кв. м. Согласно экспликации к техническому паспорту в составе помещения имеются комнаты с наименованием «кабинет». Площадь, предназначенная для использования нежилого помещения в коммерческих целях, составляет 187,8 кв. м (76,5 %).
Объект с кадастровым номером № подлежал включению в Перечень на 2018-2019 г.г. по предназначению в соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ. По сведениям ЕГРН данный объект общей площадью 265,8 кв. м имеет назначение «нежилое помещение», наименование «нежилое помещение». Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 23.03.2007 г., указанный объект имеет наименование «нежилое помещение» площадью 261,7 кв. м. В соответствии с экспликацией к техническому паспорту в составе помещения имеются комнаты с наименованием «кабинет». Площадь, предназначенная для использования нежилого помещения в коммерческих целях, составляет 159,8 кв. м (61 %).
Объект с кадастровым номером № подлежал включению в Перечень на 2018-2019 г.г. по предназначению в соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ. По сведениям ЕГРН данный объект общей площадью 267,7 кв. м имеет назначение «нежилое помещение», наименование «нежилое помещение». В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 05.10.2007 г., указанный объект имеет наименование «нежилое помещение» площадью 266,4 кв. м. В соответствии с экспликацией к техническому паспорту в составе помещения имеются комнаты с наименованием «кабинет». Площадь, предназначенная для использования нежилого помещения в коммерческих целях, составляет 176,7 кв. м (66,3 %). Понятие «кабинет» тождественно понятию «офис». Доводы административного истца о том, что объекты им не используются, являются необоснованными, т.к. собственник имущества несет бремя его содержания. С учетом изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО «Брянский гормолзавод» - ФИО1 поддержал административный иск с учетом уточнений исковых требований в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области - ФИО2 иск не признала, ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимости включены в оспариваемые Перечни по предназначению. Два объекта были включены в Перечни в соответствии с п.п. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, как торговые объекты, другие объекты были включены на основании п.п. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ, как объекты, отвечающие критериям административно-делового центра. Основанием для включения данных объектов в Перечни послужили сведения, содержащиеся в ЕГРН, и документы технического учета. По сведениям из ЕГРН объект с кадастровым номером № имеет назначение – «нежилое здание», наименование «магазин». По документам технического учета назначение объекта – торговое, описание объекта – «магазин». Поскольку помещение поименовано как торговое, то Управление имущественных отношений пришло к выводу о том, что оно предназначено под торговлю. По сведениям из ЕГРН объект с кадастровым номером № также имеет назначение «нежилое помещение», в составе которого по документам технического учета имеется торговый зал и склад, общая площадь которых в совокупности составляет более 20%, что также характеризует объект как торговый. Объекты с кадастровыми номерами № были включены в Перечни согласно п.п. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ по предназначению - как административно-деловые центры в связи с тем, что в их составе имеются помещения с наименованиями «кабинеты», что, по мнению Управления имущественных отношений, является тождественным понятию офиса. С учетом изложенного, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения представителя административного истца - ОАО «Брянский гормолзавод» - ФИО1, представителя административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области ФИО2, заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З «О налоге на имущество организаций» на территории Брянской области с 01 января 2017 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.
Статьей 1.1 данного Закона установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1), а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2).
Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания здания или нежилого помещения объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 24 января 2020 года № 65), приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 24 января 2020 года № 68), и приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 24 января 2020 года № 69), изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет их соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16 августа 2019 года административному истцу ОАО «Брянский гормолзавод» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, площадь 257,9 кв. м, инв. № 1354/01, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 5774 Перечня 2018 года, пункт 14403 Перечня 2019 года);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 2, площадь 267,7 кв. м, инв. № 1354/01, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый № (пункт 5779 Перечня 2018 года, пункт 14407 Перечня 2019 года);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 3, площадь 265,8 кв. м, инв. № 651/01, расположенное по адресу: <адрес><адрес> кадастровый № (пункт 5778 Перечня 2018 года, пункт 14406 Перечня 2019 года);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж № 4, площадь 265,5 кв. м, инв. № 1354/01, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый № (пункт 5776 Перечня 2018 года, пункт 14405 Перечня 2019 года);
- магазин, назначение: нежилое здание, количество этажей, в том числе, подземных, - 1, общая площадь 58,4 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (пункт 388 Перечня 2017 года, пункт 371 Перечня 2018 года, пункт 9018 Перечня 2019 года).
Как следует из возражений и объяснений представителя административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области - ФИО2, указанные объекты недвижимости включены в оспариваемые Перечни на основании пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - по предназначению – как торговые объекты и объекты, отвечающие критериям административно-делового центра.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году и в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 и от 27 ноября 2017 года № 1314, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 8 названного Порядка).
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня.
В силу пункта 4 данного Порядка Управление имущественных отношений Брянской области определяет вид фактического использования объектов на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: 1) информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; 2) сведений об объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН, 3) сведений о назначении объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации); 4) информации о виде использования объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в том числе сведений, содержащихся в разрешениях на строительство и (или) ввод объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров объектов, проводимых в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; 5) информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями объектов; 6) результатов, указанных в актах обследований.
В соответствии с п. 9 указанного Порядка мероприятия для определения вида фактического использования объектов осуществляются Территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре (обследования в натуре); на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости (камеральные обследования).
Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций межведомственной комиссии. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 15).
В соответствии с требованиями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, для признания законным включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно выпискам из ЕГРН нежилые помещения с кадастровыми номерами №, расположены в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области следует, что по сведениям из ЕГРН здание магазина с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> в период с 30.05.2017 г. по 14.04.2019 г. было расположено на земельном участке с кадастровым номером №. На данный момент земельный участок с кадастровым номером № имеет статус «архивный». В период с 15.04.2019 г. по 21.10.2019 г. спорное здание было расположено на земельном участке с кадастровым номером №, который на данный момент также имеет статус «архивный». С 22.10.2019 г. и по настоящее время здание магазина с кадастровым номером № расположено на земельном участке с кадастровым номером №.
Информация о земельных участках, в границах которых расположен объект недвижимости с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствует.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06 ноября 2019 года земельный участок площадью 9 365 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для производственной деятельности.
Таким образом, исходя из имеющейся информации о видах разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные объекты недвижимости, нельзя сделать однозначный вывод о том, что на данных земельных участках предусмотрено размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.
Оценивая наличие оснований для включения принадлежащего административному истцу нежилого здания, имеющего наименование «магазин», по критерию его предназначения как торгового объекта, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также в документах технического учета, суд принимает во внимание, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с выпиской из ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером № имеет назначение «нежилое здание», наименование «магазин».
Согласно выписке из технического паспорта на здание гражданского и производственного назначения с наименованием магазин, расположенное по адресу: <адрес> составленного Межрайонным отделением по г. Брянску № 1 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 11.10.2006 г., назначением данного строения является магазин, общая площадь указанного здания составляет 58,4 кв. м, в том числе основная – 31,0 кв. м.
В соответствии с техническим паспортом здания (строения) <адрес> в Советском районе г. Брянска Брянской области, составленным Межрайонным отделением по г. Брянску № 1 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 14.01.2008 г., назначением здания является «торговое», использование – производственное. Согласно описанию зданий и сооружений в его состав входят следующие строения и сооружения: магазин площадью 80,3 кв. м., три крыльца площадью 15,1 кв. м, 3,9 кв. м, 7,6 кв. м. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания (строения) в его составе имеются: помещение площадью 2,8 кв. м, поименованное как «тамбур» (позиция 1), помещение площадью 12,6 кв. м, поименованное как «основная» (позиция 2), помещение площадью 24,6 кв. м, поименованное как «коридор» (позиция 3), помещение площадью 7,6 кв. м, поименованное как «основная» (позиция 4), помещение площадью 10,8 кв. м, поименованное как «основная» (позиция 5).
Таким образом, исходя из документов технического учета, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов принадлежащее административному истцу здание магазина, состоящего на учете в Едином государственном реестре недвижимости с таким наименованием, предназначено непосредственно для торговли. При формировании Перечня на 2017 год назначение данного здания, а при формировании Перечней на 2018 год и на 2019 год также и его наименование, указанное в сведениях ЕГРН и в документах технического учета, позволяло отнести спорный объект по предназначению к торговым объектам.
Административным истцом не представлено доказательств того, что по состоянию на даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов спорное здание состояло на техническом учете с иным назначением или наименованием либо в ЕГРН содержались другие сведения о его назначении или наименовании.
При таких обстоятельствах включение данного здания в Перечни на 2017, 2018 и 2019 г.г. по предназначению не противоречит требованиям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и оснований для удовлетворения административного иска ОАО «Брянский гормолзавод» в данной части не усматривается.
Доводы представителя административного истца ФИО1 о фактическом использовании здания магазина в качестве проходной, в подтверждение которых им представлены: фотоснимки, договор № 2437/13/43/2013 от 22.01.2013 г. поставки системы контроля доступа, договор № 2436/13/44/2013 от 22.01.2013 г. подряда на производство работ по монтажу системы контроля доступа, а также подтвержденные показаниями свидетеля ФИО6, не имеют правового значения и не влияют на указанный вывод, поскольку для признания включения объекта недвижимости в перечень законным достаточно установить его соответствие одному из условий, указанных в пунктах 3, 4, 4.1 (в отношении отдельно стоящих зданий, строений, сооружений) статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в отношении остальных принадлежащих административному истцу объектов недвижимости суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения их в оспариваемые Перечни по критерию их предназначения как офисных зданий (строений, сооружений) делового, административного и коммерческого назначения либо как торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета.
Согласно техническому паспорту нежилого помещения I, расположенного по адресу: <адрес>, составленному Межрайонным отделением по г. Брянску № 1 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 05.10.2007 г., и экспликации нежилого помещения комнаты помещения имеют следующие наименование и площадь:
- тамбур – 3,7 кв. м, холл – 31,4 кв. м, санузел – 5,4 кв. м, коридор – 8,3 кв. м, кабинет – 18,6 кв. м, торговый зал – 30,9 кв. м, подсобное – 3,2 кв. м, подсобное – 12,4 кв. м, коридор – 1,3 кв. м, сауна – 5,9 кв. м, склад – 61,3 кв. м, коридор – 18,6 кв. м, проходная – 3,6 кв. м, лестничная клетка – 20,0 кв. м, кабинет – 15,5 кв. м, подсобное – 3,2 кв. м, подсобное – 3,2 кв. м, коридор – 7,9 кв. м, холл – 7,2 кв. м, коридор – 4,8 кв. м, коридор – 1,8 кв. м.
В соответствии с пунктом 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исходя из одного лишь наименования комнаты – «склад», входящей в состав спорного нежилого помещения, в отсутствие доказательств наличия в данной комнате площадей, предназначенных для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, нельзя сделать однозначный вывод о том, что данный склад относится к торговым объектам. В связи с этим его площадь – 61,3 кв. м не подлежит учету при определении общей площади спорного нежилого помещения, предназначенной для торговой деятельности.
Исходя из технического паспорта принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, площадь торгового зала, предназначенного для осуществления торговой деятельности, составляет 30,9 кв. м (11,5 % от общей площади помещения, составляющей 268,2 кв. м), т.е. менее 20% общей площади принадлежащего административному истцу нежилого помещения.
В соответствии с техническим паспортом нежилого помещения II, расположенного по адресу: <адрес>, составленному Межрайонным отделением по г. Брянску № 1 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 05.10.2007 г., и экспликации нежилого помещения комнаты помещения имеют следующие наименование и площадь:
- кабинет – 15,1 кв. м, кабинет – 15,8 кв. м, кабинет – 15,1 кв. м, кабинет – 31,7 кв. м, лестничная клетка – 16,9 кв. м, кабинет – 15,4 кв. м, коридор – 52,1 кв. м, подсобное – 2,6 кв. м, туалет – 1,1 кв. м, туалет – 1,1 кв. м, санузел – 4,7 кв. м, кабинет – 30,6 кв. м, кабинет – 32,9 кв. м, коридор – 5,5 кв. м, кабинет – 10,4 кв. м, кабинет – 9,7 кв. м, подсобное – 9,7 кв. м.
Согласно выписке из технического паспорта на нежилое помещение 3, расположенное на 3 этаже административного здания по адресу: <адрес> составленного Межрайонным отделением по г. Брянску № 1 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 23.03.2007 г., и экспликации к поэтажному плану здания (строения) комнаты помещения имеют следующие наименование и площадь:
- кабинет – 22,5 кв. м, кабинет – 15,0 кв. м, фойе – 77,1 кв. м, лестничная клетка – 18,2 кв. м, кабинет – 14,1 кв. м, туалет – 1,1 кв. м, туалет – 1,1 кв. м, умывальная – 4,4 кв. м, кабинет – 14,7 кв. м, кабинет – 16,1 кв. м, кабинет – 14,9 кв. м, кабинет – 15,6 кв. м, кабинет – 29,6 кв. м, кабинет – 8,0 кв. м, кабинет – 9,3 кв. м.
В соответствии с выпиской из технического паспорта на нежилое помещение 4, расположенное на 4 этаже административного здания по адресу: <адрес><адрес> составленного Межрайонным отделением по г. Брянску № 1 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 23.03.2007 г., и экспликации к поэтажному плану здания (строения) комнаты помещения имеют следующие наименование и площадь:
- кабинет – 8,9 кв. м, кабинет – 18,2 кв. м, кабинет – 13,8 кв. м, кабинет – 14,6 кв. м, кабинет – 10,2 кв. м, кладовая – 3,1 кв. м, кабинет – 13,6 кв. м, лестничная клетка – 3,0 кв. м, кабинет – 12,8 кв. м, коридор – 41,7 кв. м, подсобное – 6,6 кв. м, зал заседаний – 48,6 кв. м, кабинет – 15,7 кв. м, кабинет – 31, 4 кв. м, тамбур – 3,0 кв. м.
Таким образом, исходя из указанных технических паспортов и выписок из них, торговые залы, помещения, предназначенные для использования в целях осуществления общественного питания и (или) бытового обслуживания в принадлежащих административному истцу нежилых помещениях II, 3, 4 отсутствуют.
Кроме того, суд принимает во внимание, что по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначение для использования нежилого помещения в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) подразумевает осуществление в данном помещении самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Как следует из материалов дела, самостоятельного офисного назначения принадлежащие административному истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами № не имеют, а составляют инфраструктуру ОАО «Брянский гормолзавод». Согласно штатным расписаниям и книгам учета рабочего времени работников ОАО «Брянский гормолзавод» за 2017-2019 г.г. организационную структуру данного общества составляют органы управления, органы обеспечения деятельности, а также подразделения, непосредственно осуществляющие уставную деятельность общества.
В соответствии с показаниями допрошенного в качестве свидетеля главного энергетика ОАО «Брянский гормолзавод» ФИО6 на 1-4 этажах административного здания находятся кабинеты персонала предприятия. Помещений, занимаемых сторонними организациями, а также торговых площадей в данном здании не имеется.
Наличие в указанных нежилых помещениях кабинетов, в которых размещаются различные службы общества и сотрудники осуществляют свои трудовые функции (вспомогательные помещения и кабинеты, в которых сотрудники организации осуществляют свою трудовую деятельность, обеспечивающую функционирование общества), не может определять предназначение спорных нежилых помещений в целом как офисных.
Помимо этого суд не может согласиться с позицией административного ответчика о том, что понятие «кабинет» тождественно понятию «офис». Помещения в спорных нежилых помещениях поименованные как «кабинет» не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.
При таких обстоятельствах оснований для отнесения к общей площади офисных помещений кабинетов сотрудников, обеспечивающих функционирование всего общества, и помещений общего пользования и вспомогательного назначения не имеется.
Административным ответчиком не представлено доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) в принадлежащих административному истцу нежилых помещениях предусмотрено размещение сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Доказательств, свидетельствующих о передаче ОАО «Брянский гормолзавод» принадлежащих ему спорных нежилых помещений в аренду третьим лицам под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры и извлечения в результате этого прибыли материалы дела не содержат.
Как установлено судом, обследование спорных объектов недвижимости с целью определения вида их фактического использования перед включением их в Перечни на 2017-2019 годы не производилось.
При таком положении суд полагает, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечней на 2017, 2018 и 2019 годы не позволяли с достоверностью определить спорное нежилое помещение с кадастровым номером № как торговый объект, объект общественного питания и (или) объект бытового обслуживания, а нежилые помещения с кадастровыми номерами № – как предназначенные для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в связи с чем оснований для включения их в Перечни на 2017, 2018 и 2019 годы не имелось.
Таким образом, судом не добыто и административным ответчиком не представлено доказательств того, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости в виде нежилых помещений с кадастровыми номерами № являются объектами, которые на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов по своему предназначению или фактическому использованию соответствовали предусмотренным в пунктах 1, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условиям и подлежали включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017, 2018 и 2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни не основано на сведениях документов технического учета (инвентаризации) об их назначении и сведениях о фактическом использовании объектов.
Поскольку при указанных обстоятельствах оснований для включения нежилых помещений с кадастровыми номерами № в Перечни на 2017, 2018, 2019 годы, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не имелось, суд приходит к выводу об удовлетворении административных требований ОАО «Брянский гормолзавод» в данной части.
С учетом изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ОАО «Брянский гормолзавод» о признании недействующими пунктов Перечней на 2017, 2018, 2019 годы в части включения в них нежилых помещений с кадастровыми номерами №.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2017 год, 2018 год, 2019 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений недействующими соответственно с 01 января 2017 года, с 01 января 2018 года и с 01 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества «Брянский гормолзавод» удовлетворить частично.
Признать не действующими с 01 января 2018 года пункты 5774, 5779, 5778, 5776 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа от 24 января 2020 года № 68), в части включения в него:
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, общая площадь 257,9 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № (пункт 5774);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 2, общая площадь 267,7 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № (пункт 5779);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 3, общая площадь 265,8 кв. м, инв. № 651/01, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № (пункт 5778);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 4, общая площадь 265,5 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № (пункт 5776).
Признать не действующими с 01 января 2019 года пункты 14403, 14407, 14406, 14405 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа от 24 января 2020 года № 69), в части включения в него:
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, общая площадь 257,9 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14403);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 2, общая площадь 267,7 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14407);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 3, общая площадь 265,8 кв. м, инв. № 651/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14406);
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 4, общая площадь 265,5 кв. м, инв. № 1354/01, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (пункт 14405).
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Брянский гормолзавод» отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.А. Цуканов
Мотивированное решение принято 13 февраля 2020 года.