ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-117/2022 от 27.07.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-117/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 27 июля 2022 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Кирьяновой В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хмелевой Ольги Юрьевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Хмелева О.Ю. обратилась в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами в размере 0 руб. указав, что с 2019 по 2020 являлась собственником вышеуказанных объектов недвижимости. Однако данные объекты фактически не существуют, поскольку полностью разрушены в результате естественного природного устаревания и износа. Фактически от строений остались только основания и местами части разрушенных стен в виде разбросанного кирпича. При этом, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, определен размер налога на имущества и налога на доходы от продажи данных объектов, что свидетельствует о нарушении ее прав.

В письменных объяснениях представителем административного истца дополнительно указано, что в выписках из ЕГРН в отношении спорных зданий содержатся сведения об их остаточном состоянии, однако, данные сведения не были учтены при определении их кадастровой стоимости.

В дальнейшем административный истец изменил основания административного искового заявления и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами в размере равном рыночной стоимости на даты определения кадастровой стоимости – 08.07.2012, 10.09.2015 и 02.03.2018. В письменном отзыве административного о

В письменном отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что Правительство является ненадлежащим административным ответчиком, так как кадастровая стоимость объектов недвижимости определена по правилам ст.24.19 Закона об оценочной деятельности. Доказательств прекращения существования объектов недвижимости административным истцом не представлено.

В письменном отзыве административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области указано, что в 2012 году на территории Ленинградской области ФГПУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» выполнены работы по государственному контракту от 18.06.2012 «Организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков)». Дата, на которую определена кадастровая стоимость (дата формирования перечня объектов недвижимости) – 08.07.2012. Объект недвижимости с кадастровым номером вошел в перечень объектов оценки и прошел пообъектную оценку. Объекты недвижимости с кадастровыми номерами не вошли в перечень объектов оценки и не прошли пообъектную оценку. Для определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости применен порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития от 18.03.2011 № 113. 24.02.2022 в ЕГРН исправлена техническая ошибка о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером . Внесение в ЕГРН сведений о техническом состоянии объекта капитального строительства с видом «здание», «сооружение», его степени износа, в том числе об аварийном состоянии объекта, не предусмотрено. В орган регистрации прав не поступало заявлений о снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости.

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. Оснований для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости равной рыночной не имеется.

В письменном отзыве заинтересованного лица администрации МО «Нежновское сельское поселение» Кингисеппского района Ленинградской области указано, что административный истец вступила в наследство и приобрела наследственное имущество. Затем продала его, зная из правоустанавливающих документов цену имущества и имея представление о его физическом состоянии. Законные процедуры по фиксации наличия или отсутствия объектов недвижимости проведены не были.

В судебное заседание административный истец, представители административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области и заинтересованного лица администрации МО «Нежновское сельское поселение», заинтересованное лицо Берч Н.П., будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца Слугин Е.Д. настаивал на удовлетворение заявленных требований. Выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости, указанные в заключение судебной экспертизы, не оспаривал.

Представители административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева М.А., административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Зуйкова А.С., заинтересованного лица ГБУ «ЛенКадОценка» Костин Д.О. в судебном заседании указали, что вопрос об удовлетворении заявленных требований оставляют на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 29.10.2015 № 102-оз «О единой дате начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257.

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Судом установлено, что 24.10.2019 за Хмелевой О.Ю. зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости с кадастровыми номерами: «кормокухни комплекс «Свино-товарная ферма», «здание свинарника (оставшаяся часть 23%) свино-товарной фермы», «здание свинарника (оставшаяся часть 21%) свино-товарной фермы», «свинолагерь (оставшаяся часть) свино-товарной фермы», «здание свинарника (оставшаяся часть 21%) свино-товарной фермы», «дороги свино-товарной фермы», «здание свинарника (оставшаяся часть 15%) свино-товарной фермы», «здание свинарника (оставшаяся часть 21%) свино-товарной фермы», «навозохранилище (оставшаяся часть 40%) свино-товарной фермы», «здание свинарника (оставшаяся часть 21%) свино-товарной фермы», 47:20:0000000:7781 «здание свинарника (оставшаяся часть 23%) свино-товарной фермы», «здание свинарника (оставшаяся часть 30%) свино-товарной фермы», «здание свинарника (оставшаяся часть 12%) свино-товарной фермы», «здание свинарника (оставшаяся часть 12%) свино-товарной фермы», «силосные траншеи №1, №2, №3, №4 свино-товарной фермы», «здание свинарника (оставшаяся часть 23%) свино-товарной фермы», «здание свинарника (оставшаяся часть 21%) свино-товарной фермы». Объекты недвижимости находятся по адресу: .

Согласно выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ;Согласно выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет 5400690,59 руб., – 4432798,53 руб., – 3722634,42 руб., – 3722634,42 руб., – 13493118 руб., – 3582319,74 руб., – 3894448,32 руб., – 5498044,69 руб., – 3293099,68 руб., – 4407026,44 руб., – 5732857,01 руб., – 3685408,08 руб., – 2720386,69 руб., – 12067062,66 руб., – 4407026,44 руб., – 3293099,68 руб., – 64143856 руб.

Согласно налоговому уведомлению Хмелевой О.Ю. не позднее 01.12.2021 следует оплатить налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 570431 руб. Размер налога определен исходя из вышеприведенной кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Проведенной по ходатайству представителя административного истца судебной экспертизой установлено, что рыночная стоимость объектов недвижимости на даты определения кадастровой стоимости составляет: – 496000 руб., –121000 руб., – 142000 руб., – 95000 руб., – 408000 руб., – 98000 руб., – 149000 руб., – 87000 руб., – 100000 руб., – 143000 руб., – 186000 руб., – 96000 руб., – 81000 руб., – 122000 руб., – 120000 руб., – 84000 руб., – 0 руб.

Экспертиза выполнена экспертом ФИО15, которая предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствие со ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, исследовав заключение эксперта и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы, и ответы на поставленные судом вопросы.

Расчет рыночной стоимости объекта недвижимости проведен экспертом в рамках затратного подхода с использованием метода сравнительной единицы. В заключение эксперта приведено обоснование отказа от применения сравнительного и доходного подходов.

Эксперт проанализировал объекты исследования и объекты-аналог из сборников УПВС, провел корректировку на различие конструктивных элементов: материал наружных стен, а также на различие в инженерных системах, объеме и площади, учел регионально-экономические показатели.

В экспертном заключении приведено обоснование накопленного износа (физического, функционального и внешнего) в размере 90,5% и содержится расчет размера предпринимательской прибыли в размере 9,49%.

При определении размера рыночной стоимости объектов недвижимости экспертом учтены сведения о фактическом состоянии объектов недвижимости на даты определения кадастровой стоимости.

Будучи допрошенной в судебном заседании эксперт ФИО16 пояснила, что в результате анализа материалов административного дела, проведенных исследований пришла к выводу, что на дату определения кадастровой стоимости объект недвижимости с кадастровым номером был полностью разрушен, в связи с чем, его рыночная стоимость равна 0 руб.

Поскольку документальных данных содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о проведении повторной или дополнительной судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости ни административным истцом, ни административными ответчиками не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости определенной судебной экспертизой.

При таких обстоятельствах заявленное административным истцом требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном рыночной подлежит удовлетворению.

Как разъяснено в п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 № 706 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ленинградской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ленинградской области, по состоянию на 1 января 2021 года.

Постановление Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 № 706 официально опубликовано 08.11.2021 и вступило в силу 09.12.2021.

Согласно п.1 ч.2 ст.18 Федерального закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются, в частности, с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Поскольку с 01.01.2022 подлежат применению сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 08.11.2021 № 706, то установленная судом кадастровая стоимость в размере равной рыночной стоимости подлежит применению по 31.12.2021.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Хмелевой Ольги Юрьевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 496000 (четыреста девяносто шесть тысяч) рублей по состоянию на 08 июля 2012 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 121000 (сто двадцать одна тысяча) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 142000 (сто сорок две тысячи) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 95000 (девяносто пять тысяч) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 408000 (четыреста восемь тысяч) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 98000 (девяносто восемь тысяч) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 149000 (сто сорок девять тысяч) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 87000 (восемьдесят семь тысяч) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 100000 (сто тысяч) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 143000 (сто сорок три тысячи) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 186000 (сто восемьдесят шесть тысяч) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 96000 (девяносто шесть тысяч) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 81000 (восемьдесят одна тысяча) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 122000 (сто двадцать две тысячи) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 120000 (сто двадцать тысяч) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 84000 (восемьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по адресу: в размере его рыночной стоимости равной 0 (ноль) рублей по состоянию на 02 марта 2018 года.

Установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами подлежит применению по 31 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2022 г.