ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-117/2023 от 17.08.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2023-000161-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2023 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Моисеевой Т.А., с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А., административного истца Тетерина В.А., представителей административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области - Штурневой М.В., Ветошкиной Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-117/2023 по административному исковому заявлению Тетерина В.А. к Избирательной комиссии Иркутской области об оспаривании в части постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд»,

УСТАНОВИЛ:

Тетерин В.А. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконным и отмене пункта 1 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд».

В обоснование административных исковых требований указал, что постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 № 69/1-ЗС выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва были назначены на 10.09.2023. Избирательной комиссией Иркутской области 16.06.2023 принято постановление № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд». Постановление официально опубликовано на официальном сайте Избирательной комиссии Иркутской области в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https\ irkutsk.izbirkom.ru. Пунктом 1 Постановления № 2/15 установлено «Провести голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября».

Указал, что оспариваемый пункт 1 Постановления № 2/15 нарушает активное избирательное право административного истца, гарантированное ст. 32 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 63.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трёх дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не может быть пересмотрено. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 7 ст. 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ в случае принятия решения о проведении голосования в соответствии с настоящей статьей досрочное голосование, предусмотренное абзацем вторым пункта 1, пунктом 2, пунктом 16 статьи 65 Федерального закона, голосование вне помещения для голосования, предусмотренное пунктом 18 статьи 66 настоящего Федерального закона, не проводятся. В соответствии с п. 2 ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении соответствующей территориальной избирательной комиссии (в случаях предусмотренных законом - в помещении избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии) не ранее чем за 10 дней до дня голосования, если законом не будет предусмотрено заполнение избирателем участником референдума бюллетеня в помещении участковой комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования либо в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума окружной избирательной комиссии) (за 10-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).

Считает, что приняв Постановление № 2/15, административный ответчик, вопреки утверждениям, содержащимся в преамбуле обжалуемого Постановления, в несколько раз сузил возможности реализации гражданами РФ, проживающими на территории Иркутской области, включая административного истца, активного избирательного права на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва. Обжалуемое решение способно поставить под сомнение легитимность выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, исказить содержание подлинного волеизъявления избирателей.

Оспариваемый акт противоречит ст. 32 Конституции РФ, устанавливающей только два основания лишения гражданина права избирать, - признание гражданина недееспособным по решению суда и нахождение гражданина в местах лишения свободы по приговору суда. Также обжалуемое постановление противоречит ст. 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Обжалуемое постановление не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной им в Постановлении от 15.04.2014 № 11-П, согласно которой избирателю при проведении выборов в органы государственной власти субъекта РФ должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

Также указал, что жалобу в порядке подчиненности в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не подавал.

Просит суд признать незаконным и отменить пункт 1 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года в течение нескольких дней подряд».

В судебном заседании административный истец Тетерин В.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил суд административное исковое заявление удовлетворить.

В судебном заседании представители административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области - Штурнева М.В., Ветошкина Е.Г., действующие на основании доверенностей, поддержали доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, просили суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 243 КАС РФ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации уведомлена о принятии к производству суда административного иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что административные исковые требования Тетерина В.А. удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 № 69/1-ЗС «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10.09.2023.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» постановлено провести голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 г., в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 г.

Административный истец Тетерин В.А. считает, что пункт 1 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» является незаконным, поскольку противоречит ст. 32 и ст. 55 Конституции РФ, а также не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной им в Постановлении от 15.04.2014 № 11-П, и нарушает активное избирательное право административного истца на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва.

В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Согласно административному исковому заявлению и приложенных к нему документов суд приходит к выводу о наличии у административного истца Тетерина В.А. права на обращение в суд с данным административным исковым заявлением, поскольку он, как гражданин Российской Федерации, является избирателем, проживающим в Иркутской области (зарегистрирован на территории Иркутской области), достиг возраста (исходя из даты своего рождения), с которого гражданин вправе осуществлять реализацию своего активного избирательного права на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 20 КАС РФ данный спор подсуден Иркутскому областному суду, так как к подсудности областных судов отнесены дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума).

Согласно ч. 1 ст. 240 КАС РФ сроки на подачу административного искового заявления о защите избирательных прав Тетериным В.А. соблюдены, так как по данной категории административных дел административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, законодательства о выборах, исходя из даты принятия оспариваемого постановления Избирательной комиссии Иркутской области, трехмесячный срок не истек.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

На территории Иркутской области действует Закон Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

Подпунктами «в», «м» п. 10 ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 63.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 70 (1) Закона Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» по решению Избирательной комиссии Иркутской области голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области (включая повторные выборы) может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области и не подлежит пересмотру.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области осуществляют Избирательная комиссия Иркутской области, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Порядок формирования Избирательной комиссии Иркутской области определяется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Иркутской области «Об Избирательной комиссии Иркутской области» (ст. 16 Закона Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ).

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 51-оз «Об Избирательной комиссии Иркутской области» Избирательная комиссия Иркутской области является государственным органом Иркутской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Иркутской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Иркутской области. Избирательная комиссия Иркутской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Избирательной комиссии Иркутской области составляет пять лет.

В соответствии с п. п. 2, 13, 14, 16 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5, 5.1, 6 и 8 настоящей статьи. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Согласно ст. 6 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 51-оз решения Избирательной комиссии Иркутской области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. Решения и иные акты Избирательной комиссии Иркутской области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты Избирательной комиссии Иркутской области не подлежат государственной регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 51-оз Избирательная комиссия Иркутской области формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса.

В силу ч. ч. 1, 12, 14 ст. 14 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 51-оз Избирательная комиссия Иркутской области правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава комиссии. Решения Избирательной комиссии Иркутской области по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса. Решения Избирательной комиссии Иркутской области оформляются постановлениями. Решения Избирательной комиссии Иркутской области подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

В судебном заседании установлено, что постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.05.2023 № 68/2-ЗС назначены члены Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса (7).

Распоряжением Губернатора Иркутской области от 24.05.2023 № 164-р назначены члены Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса (7).

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 07.06.2023 № 1/3 «Об избрании председателя Избирательной комиссии Иркутской области» председателем Избирательной комиссии Иркутской области избран Дмитриев И.В.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 07.06.2023 № 1/7 «Об избрании секретаря Избирательной комиссии Иркутской области» секретарем Избирательной комиссии Иркутской области избрана Прохорова Е.М.

Также в судебном заседании установлено, что 16.06.2023 на заседании Избирательной комиссии Иркутской области принято решение № 2/15 о проведении голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 г.

Как следует из протокола заседания Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2, в заседании приняли участие 11 членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса, в том числе председатель и секретарь комиссии. Голосовали за - 10, против - 1.

Оспариваемое решение опубликовано в общественно-политической газете «Областная», сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области», журнале «Вестник Избирательной комиссии Иркутской области».

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» принято Избирательной комиссией Иркутской области в пределах полномочий, предоставленных п.п. «в», «м» п. 10 ст. 23, п. 1 ст. 63.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 70 (1) Закон Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

Оспариваемое решение официально опубликовано, принято с соблюдением предусмотренного законом срока для его принятия, при наличии кворума, большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, что соответствует положениям п.п. 13, 14 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. ч. 1, 12, 14 ст. 14 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 51-оз «Об Избирательной комиссии Иркутской области».

В оспариваемом постановлении Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» указано о проведении голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 г., в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 г.

Указанное постановление вынесено Избирательной комиссией Иркутской области со ссылкой на положения ст. 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ и ст. 70 (1) Закона Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ, определяющие, что голосование на выборах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.

По мнению административного истца, данное постановление является незаконным, поскольку оно в соответствии с п. 7 ст. 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ не позволяет провести досрочное голосование, предусмотренное абз. 2 п. 1, п. 2, п. 16 ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с чем, административный истец не имеет возможности, как избиратель, проголосовать досрочно в рамках п. 2 ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.

Оценивая доводы административного истца, суд исходит из того, что возможность проведения голосования в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней, определена п. 1 ст. 63.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом в соответствии с п. 7 ст. 63.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в случае принятия решения о проведении голосования в соответствии с настоящей статьей досрочное голосование, предусмотренное абз. 2 п. 1, п. 2, п. 16 ст. 65 настоящего Федерального закона, голосование вне помещения для голосования, предусмотренное п. 18 ст. 66 настоящего Федерального закона, не проводятся.

Таким образом, законодателем прямо предусмотрено, что если комиссия принимает решение о проведении голосования в течение трех дней, досрочное голосование не может быть реализовано.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 1 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает активное избирательное право административного истца.

При этом суд учитывает, что определяя порядок реализации гражданами активного избирательного права, Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что голосование на выборах как его важнейшая составляющая осуществляется, по общему правилу, посредством заполнения избирателем избирательного бюллетеня в день голосования в помещении для голосования на избирательном участке по месту жительства, где он включен в список избирателей (ст. ст. 17, 61, 63 и 64), и одновременно - учитывая наличие или возможность возникновения обстоятельств, препятствующих или существенным образом затрудняющих совершение избирателем указанных действий именно в данный день и в данном месте, - предоставляет законодательству субъекта Российской Федерации возможности применения с соблюдением требований, установленных Федеральным законом, иных форм и процедур голосования, обеспечивающих условия для эффективной реализации активного избирательного права, в том числе механизм голосования по месту нахождения («Мобильный избиратель»), голосование вне помещения (голосование на дому), досрочное голосование отдельных категорий граждан, дистанционное электронное голосование, голосование в местах временного пребывания (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и т.п.), голосование в течение нескольких дней подряд (многодневное голосование). Цель введения таких дополнительных организационно-правовых механизмов - в максимальной степени обеспечить избирателям возможность реализовать активное избирательное право.

Кроме того, суд учитывает, что проведение досрочного голосования, указанного в п. 2 ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ, на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области не предусмотрено Законом области в соответствии с п. 16 ст. 64 Федерального закона.

Так, в соответствии с п. 16 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в органы государственной власти избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. В этом случае предусмотренное п. 2 ст. 65 настоящего Федерального закона досрочное голосование не проводится. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя в список избирателей, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать досрочное голосование, предусмотренное п. 2 ст. 65 настоящего Федерального закона.

Поскольку пунктом 3 (1) ст. 13 Закона Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» предусмотрен порядок включения избирателя в список избирателей по месту его нахождения, то в соответствии с п. 16 ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ досрочное голосование, предусмотренное п. 2 ст. 65 Федерального закона № 67-ФЗ, не применяется.

При этом суд также учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15.04.2014 № 11-П, на которое ссылается административный истец, предусматривая, что избирателю при проведении выборов в органы государственной власти предоставляется возможность проголосовать досрочно, не отрицает саму по себе возможность сужения федеральным законодателем использования института досрочного голосования в пользу других, более приемлемых в тех или иных конкретно-исторических условиях функционирования избирательной системы дополнительных гарантий, компенсирующих отказ от досрочного голосования (п. 4.1).

Доводы административного истца фактически сводятся к его несогласию с действующим правовым регулированием, связанным с проведением голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд, что не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

Доводы административного истца, что установление в Постановлении Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 голосования на выборах в течение нескольких дней подряд, что не позволяет провести досрочное голосование, является необоснованным ограничением прав граждан РФ, в том числе права административного истца, и противоречит Конституции Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку в рамках настоящего дела подлежит оценке законность решения Избирательной комиссии Иркутской области. Несогласие административного истца с нормами действующего законодательства, которые, по его мнению, противоречат Конституции Российской Федерации, не могут быть предметом рассмотрения настоящего дела, поскольку проверка соответствия закона Конституции Российской Федерации относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

По смыслу ч. 1 ст. 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов административного истца.

Решение, в том числе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом (п. 11 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ).

Учитывая, что установленных п. 11 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 1 ст. 244 КАС РФ нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» административным ответчиком не допущено, оснований для признания данного постановления противоречащим закону либо принятым с превышением установленной компетенции и его отмены не имеется, оспариваемое постановление не нарушает избирательное право административного истца, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Тетерина В.А.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 239-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Тетерина В.А. к Избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконным и отмене пункта 1 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» - отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья И.В. Ларичева

Решение суда принято 17.08.2023 в 15.00 ч.