ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-117/2023 от 18.01.2024 Ярославского областного суда (Ярославская область)

УИД 76OS0000-01-2023-000175-42

Дело № 3а-12\2024

Принято в окончательной форме 18.01.2024г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2024г. гор. Ярославль

Ярославский областной суд в составе судьи Преснова В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Симона Александра Александровича к мэрии города Ярославля, департаменту финансов мэрии города Ярославля о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

Установил:

В административном исковом заявлении Симон А.А. просит присудить ему компенсацию 500 000 руб. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указано, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Ярославля от 08 октября 2015г. по гражданскому делу по иску Симона А.А. к мэрии города Ярославля и другим лицам об обязании выполнить капитальный ремонт на мэрию города Ярославля возложена обязанность в срок до 01 апреля 2017г. провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> путем выполнения следующих работ: капитальный ремонт фасада здания, крыши, чердака, подвала, инженерной системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, системы отопления, теплового узла. До настоящего времени решение суда не исполнено.

В судебном заседании административный истец Симон А.А. административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика мэрии города Ярославля на основании доверенности Хватова Е.А. административные исковые требования не признала, сославшись на отсутствие достаточных финансов средств, наличие большого числа аналогичных решений судов, вынесенных в более ранние сроки, которые мэрией города Ярославля исполняются. В случае признания права Симона А.А. на присуждение компенсации, просила снизить размер заявленной административным истцом суммы компенсации.

Административный ответчик департамент финансов мэрии города Ярославля, заинтересованное лицо специализированное отделение судебных приставов по Ярославской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административного истца и представителя мэрии города Ярославля, исследовав материалы дела и материалы исполнительного производства № 3820\17\98076 в отношении должника мэрии города Ярославля в пользу взыскателя Симона А.А., суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закона № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (пункт 39) принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.

Решением Ленинского районного суда города Ярославля от 08 октября 2015г., вступившим в законную силу 21 декабря 2015г., на мэрию города Ярославля возложены обязанности в срок до 01 апреля 2017г. провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> путем выполнения следующих работ: капитальный ремонт фасада здания, крыши, чердака, подвала, инженерной системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, системы отопления, теплового узла.

Указанно решение принято по иску Симона А.А.

До настоящего времени решение суда не исполнено.

14 января 2016 года на основании указанного решения выдан исполнительный лист.

26 января 2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства отказано на том основании, что не истек срок для добровольного исполнения требований – 01 января 2017 года.

16 октября 2017 года Ленинского районного суда г. Ярославля вынесено определение о выдаче дубликата исполнительного листа.

14 ноября 2017 года на основании данного исполнительного листа в отношении мэрии города Ярославля возбуждено исполнительное производство.

Решениями Ярославского областного суда от 14 февраля 2022 года и от 12 января 2023г. в пользу Симона А.А. с городского округа город Ярославль в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета были взысканы суммы компенсации за нарушение права на исполнение указанного выше судебного акта в разумный срок.

Решением Ярославского областного суда от 14 февраля 2022г. установлен срок неисполнения решения суда на дату вынесения решения (14 февраля 2022г.), который составил 4 года 3 месяца.

Решением Ярославского областного суда от 12 января 2022г. Симону А.А. присуждена компенсация за неисполнения судебного акта за период с 15 февраля 2022г. по 12 января 2023г.

Из материалов административного дела и исполнительного производства следует, что до настоящего времени решение суда не исполнено, общий срок неисполнения с даты возбуждения исполнительного производства 14 ноября 2017г. по 17 января 2024 года составил 6 лет 2 месяца 3 дня, в том числе 1 год 5 дней – период после вынесения решения от 12 января 2023г., который является предметом оценки по настоящему административному делу.

Материалы исполнительного производства № 3820\17\98076-ИП в отношении должника мэрии города Ярославля в пользу взыскателя Симона А.А. позволяют сделать вывод о том, что действия мэрии города Ярославля были неэффективны и недостаточны.

Судом установлено следующее движение по исполнительному производству после 12 января 2023г.

24 марта 2023г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований, содержащихся в исполнительном документа, до 28 апреля 2023г. Копия данного постановления вручена мэрии города Ярославля 29 марта 2023г.

29 марта 2023г. мэрии города Ярославля вручено требование о предоставлении в пятидневный срок информации о количестве выделенных бюджетных ассигнований на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2019, 2020, 2021, 2022 года, информации об освоении выделенных денежных средств с приложением актов выполненных работ.

31 марта 2023г. мэрия города Ярославля представила по требованию судебного пристава-исполнителя от 29 марта 2023г. письменный ответ.

06 июня 2023г. мэрии города Ярославля судебным приставом-исполнителем вручено требование о предоставлении в 10-дневный срок информации о принятых мерах, направленных на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

07 июня 2023г. руководителю организации должника – мэрии города Ярославля – вручено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда города Ярославля от 08 октября 2015г.

15 июня 2023г. мэрия города Ярославля представила по требованию судебного пристава-исполнителя письменный ответ о принятых мерах по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе

27 ноября 2023г. мэрии города Ярославля судебным приставом-исполнителем вручено требование о предоставлении в 10-дневный срок информации о принятых мерах, направленных на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

01 декабря 2023г. мэрия города Ярославля представила по требованию судебного пристава-исполнителя письменный ответ о принятых мерах по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Письменные ответы мэрии города Ярославля от 15 июня 2023г. и от 01 декабря 2023г. сводились к недостаточности бюджетного финансирования, наличию большого числа других судебных решений, которыми на мэрию города Ярославля возложены обязанности по проведению ремонтных работ многоквартирных домов. В ответах не указано о принятии мэрий города Ярославля в период с 13 января 2023г. по 01 декабря 2023г. конкретных мер, направленных на исполнение решения Ленинского районного суда города Ярославля от 08 октября 2015г. Доказательства совершения действий, направленных на исполнение судебного акта, мэрией города Ярославля в материалы исполнительного производства и настоящего административного дела не представлены.

Из материалов дела следует, что мэрия города Ярославля устранилась от исполнения судебного решения, не приняв в период с момента вынесения Ярославским областным судом решения 12 января 2023г. ни одного действия, направленного на производство работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и на подготовку к данным работам.

Предмет исполнения по исполнительному производству – выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома требует существенных временных затрат, связанных с выделением бюджетных средств для исполнения решения, определения исполнителя работ в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, разработкой проектно – сметной документации, непосредственного производства работ по капитальному ремонту.

Вместе с тем за 1 год 5 дней мэрией города Ярославля не совершено ни одного действия в целях исполнения судебного решения.

В связи с этим, вышеперечисленные обстоятельства, влияющие на длительность исполнения решения суда, в данном деле не стали основанием для столь длительного неисполнения судебного решения.

Поведение административного истца ни в коей мере не стало препятствием для совершения мэрией города Ярославля действий, направленных на исполнение судебного решения.

Доводы административного ответчика мэрии города Ярославля об отсутствии достаточных бюджетных средств для проведения капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>, равно как и наличие у мэрии города Ярославля обязательств по проведению капитальных ремонтов иных многоквартирных домов, также возложенных решениями судов, расходование финансовых средств при исполнении других судебных актов, не являются основанием для освобождения должника от обязанности исполнить судебное решение, либо для приостановления данной обязанности.

При этом следует отметить, что решением суда устанавливался срок для его добровольного исполнения до 01 апреля 2017г. В период установленного решением суда срока, то есть в течение 1 года 3 месяцев 10 дней (со дня вступления решения суда в законную силу 21 декабря 2015г. по 01 апреля 2017г.) мэрия города также не предпринимала мер, направленных на исполнение судебного акта. В связи с неисполнение в установленный срок решения суда был выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в очередной период исполнения решения Ленинского районного суда города Ярославля от 08 октября 2015 года, составивший 1 год 5 дней, право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок вновь нарушено и подлежит компенсации.

Исходя из предмета исполнения, значимости его для административного истца, право на благоприятные условия проживания которого длительно не восстанавливается, и, принимая во внимание, что в пользу административного истца компенсация за нарушение права на исполнение вышеуказанного судебного акта уже присуждалась, суд полагает, что обоснованной является компенсация в размере 55 000 руб.

При этом суд исходит из того, что для административного истца жилое помещение в указанном многоквартирном доме является единственным жильем для проживания. Административный истец до настоящего времени проживает в жилом помещении, имеет в нем регистрацию по месту жительства. Кроме того, усугубляется тяжесть нарушения осознанием административным истцом длительности неисполнения судебного решения и пренебрежением со стороны органа местного самоуправления теми установленными законом механизмами, которые призваны понудить его к исполнению решения суда.

Заслуживает внимание и то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Ярославля от 08 октября 2015г. установлены обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости проведения ремонтных работ целях восстановления нарушенных прав административного истца. Вследствие не проведения ремонтных работ, поименованных в судебном решении, на протяжении длительного времени после вступления решения суда в законную силу административный истец вынужден проживать в условиях, нарушающих его право на благоприятные условия проживания. При этом, как указано выше, в рассматриваемый период каких-либо действий, которые в будущем могут привести к исполнению решения суда, должником не предпринимаются, что свидетельствует об устранении должника от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

При таких данных имеется основание для вывода о достаточной значимости для административного истца исполнения судебного акта. Присуждаемая сумма компенсации в размере 55 000 руб. соответствует степени значимости исполнения судебного акта для административного истца.

Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению за счет средств муниципального бюджета департаментом финансов мэрии города Ярославля (пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ).

С учетом положений статьи 111 КАС РФ с городского округа город Ярославль в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета в пользу Симона А.А. подлежит взысканию уплаченная им сумма государственной пошлины 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 258, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административные исковые требования Симона А.А. удовлетворить частично.

Взыскать с городского округа город Ярославля в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета города Ярославля в пользу Симона Александра Александровича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 55 000 руб.

Решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Взыскать с городского округа город Ярославля в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета города Ярославля в пользу Симона Александра Александровича в возмещение расходов по оплате госпошлины 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.С. Преснов