ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-117/2024 от 18.01.2024 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-117/2024

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 18 января 2024 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Сохраннове И.Н.,

с участием прокурора Назаровой П.А., представителя ООО «Инженерные сети - Оргстекло» ФИО1, представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО2, представителя АО «Дзержинский Водоканал» - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инженерные сети - Оргстекло» о признании недействующими отдельные положения решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 «Об установлении акционерному обществу «Дзержинский Водоканал» (ИНН <***>), город Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей города Дзержинск Нижегородской области»,

УСТАНОВИЛ:

22 ноября 2022 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №47/145 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 «Об установлении акционерному обществу «Дзержинский Водоканал» (ИНН <***>), город Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей города Дзержинск Нижегородской области» (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145).

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 «Об установлении акционерному обществу «Дзержинский Водоканал» (ИНН <***>), город Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей города Дзержинск Нижегородской области» внесены изменения.

Таблица пункта 3 решения изложена в следующей редакции: периоды регулирования 2023 год (с 01 января по 31 декабря), тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения: питьевая вода, руб./м3 – «-», ставка платы за потребление холодной воды, руб./м3 – «46,46», ставка платы за потребление холодной воды, руб./м3, население (с учетом НДС) – «55,75», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс. руб./м3 в час – «51,54659», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс. руб./м3, население (с учетом НДС) в час – «61,85591».

Таблица пункта 4 решения изложена в следующей редакции: периоды регулирования 2023 год (с 01 января по 31 декабря), тарифы в сфере водоотведения: сточные воды, отводимые иными абонентами, руб./м3 – «86,23», сточные воды, отводимые иными абонентами, руб./м3, население (с учетом НДС) – «-», хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сбора) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов, руб./м3 – «-», хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сбора) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов, руб./м3, население (с учетом НДС) – «36,65».

Приложения 1-3 к решению изложены в новой редакции согласно Приложениям 1-3 к настоящему решению.

Тарифы на 2023 год, скорректированные подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего решения, вводятся в действие с 01 декабря 2022 года.

Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 23.11.2022 года №21746-516-047/145 и опубликовано в сетевом издании газеты «Нижегородская правда» 25 ноября 2022 года (www.pravda-nn.ru).

ООО «Инженерные сети - Оргстекло» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом измененных требований) о признании недействующим решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 «Об установлении акционерному обществу «Дзержинский Водоканал» (ИНН <***>), город Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей города Дзержинск Нижегородской области» в части ставки платы за потребление холодной воды, руб./м3 – «46,46», ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс. руб./м3 в час – «51,54659».

В обоснование заявленных требований ООО «Инженерные сети - Оргстекло» указало на то, что ООО «Инженерные сети - Оргстекло» является транзитной организацией относительно АО «Дзержинский Водоканал», которое в свою очередь является гарантирующей организаций относительно абонентов, расположенных на Восточной промышленной площадке «Оргстекло» города Дзержинск Нижегородской области.

АО «Дзержинский Водоканал» выставляет в адрес административного истца претензии и исковые заявления о взыскании задолженности в виде потерь воды, поданной АО «Дзержинский Водоканал» в сети ООО «Инженерные сети - Оргстекло» по тарифу, которые установлен решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145.

По мнению административного истца, установленный тариф для АО «Дзержинский Водоканал» в части ставки платы за потребление холодной воды, руб./м3 – «46,46», ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс. руб./м3 в час – «51,54659» является завышенным, поскольку тарифный орган включил в тариф необоснованные расходы АО «Дзержинский Водоканал» на финансовую аренду легкового автомобиля «Lexus GX II 460», покупку автомобиля «Chevrolet GMT900», аренду земельного участка с кадастровым номером [номер].

Кроме того, в нарушении Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоотведения и водоснабжения», тарифным органом необоснованно осуществлена индексация тарифа АО «Дзержинский водоканал» на величину, превышающую 6% на 2023 год в отличие от тарифа на 2022 год.

Региональная служба по тарифам Нижегородской области представила в суд отзыв, в котором просила в удовлетворении административного искового заявления ООО «Инженерные сети - Оргстекло» отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ООО «Инженерные сети - Оргстекло» ФИО1 просил заявленные обществом требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО2, представитель АО «Дзержинский Водоканал» - ФИО3 просили в удовлетворении административного искового заявления ООО «Инженерные сети - Оргстекло» отказать в полном объеме.

В судебное заседание представители ФАС России и УФАС России по Нижегородской области не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Назаровой П.А., полагавшей необходимым в удовлетворении административных требований отказать, обсудив доводы административного искового заявления, возражений административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на водоотведение, на транспортировку воды и сточных вод (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», статья 2, пункт 3 части 2, пункты 1, 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

Судом установлено, что АО «Дзержинский Водоканал» в соответствии с постановлением администрации города Дзержинска от 19 апреля 2021 года №1110 является гарантирующей организацией в границах сетей холодного (питьевого) водоснабжения, включающих в себя сети холодного (питьевого) водоснабжения, находящихся в собственности ООО «Химсервис». ООО «Инженерные сети - Оргстекло» является арендатором водопроводных сетей, принадлежащих на праве собственности ООО «Химсервис». ООО «Инженерные сети - Оргстекло» осуществляет транспортировку холодной воды от сетей АО «Дзержинский Водоканал» до абонентов АО «Дзержинский Водоканал».

Оплата осуществляется ООО «Инженерные сети - Оргстекло» по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 АО «Дзержинский Водоканал» установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей города Дзержинск Нижегородской области.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 были внесены изменения.

Из указанного следует, что оспариваемое решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 применяется в отношении ООО «Инженерные сети - Оргстекло», поскольку оплата по арендной плате осуществлялась исходя из установленного тарифа для холодного водоснабжения и водоотведения, при этом общество полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы.

Принимая во внимание изложенное, ООО «Инженерные сети - Оргстекло» на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частями 7-9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Оспариваемый документ обладает всеми существенными признаками нормативных правовых актов, поскольку оспариваемым документом, рассчитанным на неоднократное применение (в течение долгосрочного периода регулирования), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для организаций, НВВ которых включена в расчет тарифа на водоотведение потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц.

Проанализировав нормы Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», статьи 2, пункта 3 части 2, пунктов 1, 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» во взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э, постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года №97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», статьи 38 Устава Нижегородской области, статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», статей 4, 10, 22 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указа Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года №171, оценив представленные в материалы дела доказательства, включая протокол заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области, на котором принимался оспариваемый акт, суд приходит к выводу о том, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145, являющейся нормативным правовым актом органа исполнительной власти Нижегородской области, принято как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией региональной службы по тарифам Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, а также к процедуре его принятия.

Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 23.11.2022 года №21746-516-047/145 и опубликовано в сетевом издании газеты «Нижегородская правда» 25 ноября 2022 года (www.pravda-nn.ru).

По данным основаниям вышеуказанный нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.

Проверив решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1-7 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ, общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

Согласно пункту 1 части 1, части 2, части 5 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ, расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (затрат) либо методом индексации. Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.

При использовании метода индексации учитываются изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (пункт 2 части 1 статьи 32 Закона №416-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 32 Закона №416-ФЗ выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных Основами ценообразования и с учетом предложений организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, установленным пунктом 33 Основ ценообразования.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Основами ценообразования.

При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

В целях реализации положений Закона о водоснабжении и водоотведении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление №406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Как установлено Основами ценообразования, расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (пункт 3).

Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения) (пункт 24).

При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций (пункт 26).

Тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (пункт 29).

При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административных расходов; сбытовых расходов гарантирующих организаций; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; нормативной прибыли; расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации (пункт 38).

В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ, государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и Правилами регулирования.

Пунктом 22 Правил регулирования, определяющих порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, включая перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, предусмотрено, что для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.

Как установлено пунктом 27 Правил регулирования, решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-19 настоящих Правил. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. Срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.

Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года №1746-э (далее также - Методические указания).

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, тарифное дело об установлении тарифов АО «Дзержинский Водоканал» на долгосрочный период регулирования с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года открыто РСТ Нижегородской области уведомлением от 16 мая 2018 года №516-2310/18.

Решением РСТ Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 для АО «Дзержинский Водоканал» установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на второй долгосрочный период регулирования с 01 января 2019 года по 31 декабря 20203 года.

27 апреля 2022 года АО «Дзержинский Водоканал» обратилось в орган регулирования о корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.

Согласно пунктам 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования (долгосрочные тарифы). Данные тарифы ежегодно корректируются с учетом отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункта 80 Основ ценообразования).

Из пункта 80 Основ ценообразования следует, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Такая корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э (далее - Методические указания №1746-э).

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

По результатам рассмотрения предложения АО «Дзержинский Водоканал» и представленных обществом в материалы дела об установлении тарифов расчетных и обосновывающих материалов было подготовлено экспертное заключение от 18 ноября 2022 года №в-700.

22 ноября 2022 года состоялось заседание Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области, на котором с учетом рассмотрения материалов дела об установлении тарифов от 16 мая 2018 года №516-2310/18, экспертного заключения от 18 декабря 2022 года №в-700 было принято решение от 22 ноября 2022 года №47/145, в соответствии с которым в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 «Об установлении акционерному обществу «Дзержинский водоканал» (ИНН <***>), город Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей города Дзержинск Нижегородской области» внесены изменения.

Таблица пункта 3 решения изложена в следующей редакции: периоды регулирования 2023 год (с 01 января по 31 декабря), тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения: питьевая вода, руб./м3 – «-», ставка платы за потребление холодной воды, руб./м3 – «46,46», ставка платы за потребление холодной воды, руб./м3, население (с учетом НДС) – «55,75», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс. руб./м3 в час – «51,54659», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс. руб./м3, население (с учетом НДС) в час – «61,85591».

Таблица пункта 4 решения изложена в следующей редакции: периоды регулирования 2023 год (с 01 января по 31 декабря), тарифы в сфере водоотведения: сточные воды, отводимые иными абонентами, руб./м3 – «86,23», сточные воды, отводимые иными абонентами, руб./м3, население (с учетом НДС) – «-», хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сбора) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов, руб./м3 – «-», хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сбора) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов, руб./м3, население (с учетом НДС) – «36,65».

Приложения 1-3 к решению изложены в новой редакции согласно Приложениям 1-3 к настоящему решению.

Тарифы на 2023 год, скорректированные подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего решения, вводятся в действие с 01 декабря 2022 года.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145, ООО «Инженерные сети - Оргстекло» указало на то, что тарифный орган необоснованно включил в тариф расходы АО «Дзержинский Водоканал» на финансовую аренду легкового автомобиля «Lexus GX II 460», покупку автомобиля «Chevrolet GMT900», аренду земельного участка с кадастровым номером [номер], а также произвел индексацию тарифа АО «Дзержинский водоканал» на величину, превышающую 6% на 2023 год.

Оценив указанные доводы ООО «Инженерные сети - Оргстекло» во взаимосвязи с представленными в материалы административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (далее - также НВВ), которая может быть рассчитана одним из методов, предусмотренных названной статьей, в том числе методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования (пункт 76 Основ ценообразования).

Пункт 58 Основ ценообразования предусматривает, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Согласно пункту 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования (пункт 62 Основ ценообразования).

Пункты 39 - 42 Основ ценообразования, находящиеся в разделе VI Основ ценообразования «Метод экономически обоснованных расходов», предусматривают учет производственных расходов, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций.

Согласно пункту 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний.

Таким образом, применение метода индексации при расчете тарифов не исключает учет экономически обоснованных расходов АО «Дзержинский Водоканал».

Из материалов дела следует, что АО «Дзержинский Водоканал» 27 апреля 2022 года обратилось в орган регулирования о корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года, приложив проекты измененных производственных программ и копии документов, подтверждающие расходы предприятия.

Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов с учетом имущества, участвующего в процессе формирования затрат при установлении тарифов в регулируемой деятельности.

На заседании правления тарифного органа 22 ноября 2022 года скорректированы основные показатели производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.

При расчете тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения региональная служба по тарифам Нижегородской области руководствовалась Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, обосновывающими материалами, представленными АО «Дзержинский Водоканал», Экспертным заключением от 18 декабря 2022 года №в-700.

Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в приложениях к протоколу заседания Правления от 22 ноября 2022 года №47.

Из данного экспертного заключения следует, что на основании предложения организации РСТ Нижегородской области открыто дело об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на второй долгосрочный период регулирования с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года. Впоследствии поступило предложение АО «Дзержинский Водоканал» о корректировке долгосрочных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года, проекты измененных производственных программ, а также обосновывающие материалы. Из данного экспертного заключения также следует, что расчетные и обосновывающие материалы представлены организацией в объеме необходимом для проведения корректировки, прошиты, пронумерованы, скреплены печатью, подписаны уполномоченным лицом.

В процессе экспертной проверки предложенной АО «Дзержинский Водоканал» корректировки тарифов был определен перечень имущества, участвующего в формировании затрат при установлении тарифов в регулируемой деятельности, проанализированы ведение организацией учета затрат по видам деятельности и экономическая обоснованность расходов по отдельным статьям.

При этом, из содержания экспертного заключения не следует, что тарифным органом учитывались затраты АО «Дзержинский Водоканал» на финансовую аренду легкового автомобиля «Lexus GX II 460», покупку автомобиля «Chevrolet GMT900», аренду земельного участка с кадастровым номером [номер], и АО «Дзержинский Водоканал» данные расходы заявлялись.

Корректировка операционных расходов АО «Дзержинский Водоканал» осуществлены тарифным органом в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 21 декабря 2013 года №1746-э.

При этом, рост тарифов в сфере водоснабжения, установленных для АО «Дзержинский Водоканал» оспариваемым тарифным решением, не превышает предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимых гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 «Об установлении акционерному обществу «Дзержинский водоканал» (ИНН <***>), город Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей города Дзержинск Нижегородской области» в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, а равно иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и права и законные интересы ООО «Инженерные сети - Оргстекло» не нарушает.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления ООО «Инженерные сети - Оргстекло» о признании недействующим решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 «Об установлении акционерному обществу «Дзержинский водоканал» (ИНН <***>), город Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей города Дзержинск Нижегородской области» в части ставки платы за потребление холодной воды, руб./м3 – «46,46», ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс. руб./м3 в час – «51,54659», следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества с ограниченной ответственностью «Инженерные сети - Оргстекло» о признании недействующим решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 22 ноября 2022 года №47/145 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18 декабря 2018 года №53/65 «Об установлении акционерному обществу «Дзержинский водоканал» (ИНН <***>), город Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей города Дзержинск Нижегородской области» в части ставки платы за потребление холодной воды, руб./м3 – «46,46», ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс. руб./м3 в час – «51,54659», отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 29 января 2024 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин