ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1184/2016 от 22.02.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-222/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Шалагиной О.В.

при секретаре Шарафиеве П.Р.,

с участием прокурора Тимощук Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 22 февраля 2017 года административное дело по административному иску Романенко Н. А. о признании недействующим в части п.5.6 Правил благоустройства территории города Кемерово, утвержденных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.06.2015г. № 421,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 июня 2015 года № 421 утверждены Правила благоустройства территории города Кемерово.

Решение официально опубликовано в приложении «Официально» к газете «Кемерово», № 51, 07.07.2015г.

Разделом 5 Правил установлены требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, включая требования к внешнему виду фасадов и ограждений.

Согласно подпункту «д» пункта 5.5 Правил под изменением внешнего вида фасада понимается установка или демонтаж дополнительного оборудования, элементов и устройств (решетки, экраны, жалюзи, ограждения витрин, приямки на окнах подвальных этажей, наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, маркизы, элементы архитектурно-художественной подсветки, антенны, видеокамеры, почтовые ящики, часы, банкоматы, электрощиты, кабельные линии, флагштоки, вывески).

Пунктом 5.6 Правил установлено, что изменение внешнего вида фасада следует производить в соответствии с архитектурным решением по согласованию с администрацией города Кемерово в порядке, установленном нормативными правовыми актами администрации города Кемерово.

Индивидуальный предприниматель Романенко Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим в части, в котором (с учетом уточнения требований) просит признать недействующими положения пункта 5.6 Правил благоустройства территории города Кемерово в той части, в которой на правообладателей зданий, сооружений, а также иных лиц, обязанных в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, муниципальных правовых актов города Кемерово, договорами содержать указанные объекты, возлагается обязанность по согласованию изменения внешнего вида фасада здания при размещении вывески с информацией о наименовании юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, виде деятельности, режиме работы, месте нахождения (л.д.88).

Требования мотивированы тем, что она осуществляет деятельность по розничной торговле пивом и в этих целях арендует нежилые помещения для размещения в них магазинов. Правила благоустройства возлагают на нее как на правообладателя арендуемого нежилого помещения обязанность по согласованию вывесок.

Между тем возложение обязанности по согласованию размещаемых вывесок с администрацией города Кемерово не соответствует ст.ст.1538, 1539 ГК РФ, устанавливающим запрет на воспрепятствование в использовании хозяйствующим субъектом своего наименования, а также на неправомерное ограничение предпринимательской и иной экономической деятельности. Размещение по месту нахождения и осуществления деятельности вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обязанностью, которая установлена действующим законодательством (ст.1474 ГК РФ, ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»). В силу ст.2 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, не относятся к рекламе, а поэтому для их размещения не требуется согласования с органами местного самоуправления.

Установив в п.п.5.15.1 и 5.15.2 Правил благоустройства требования к местам размещения вывесок и материала, из которого надлежит их изготавливать, администрация города Кемерово реализовала полномочия, предоставленные ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части утверждения правил благоустройства, но, возложив обязанность по согласованию вывесок, вышла за пределы полномочий, предоставленных указанным Федеральным законом.

Статьей 26-2 Закона Кемеровской области от 16.06.2006г. № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил оформления фасадов зданий. Статьями 14.15, 14.8 КоАП РФ также предусмотрена ответственность за осуществление деятельности без вывески. Следовательно, неисполнение обязанности по согласованию вывесок влечет административную ответственность.

Тем самым возможность осуществления предпринимательской деятельности поставлена в зависимость от получения необходимого согласования в администрации города Кемерово.

В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Романенко Н.А. Суденков А.А., действующий на основании доверенности от 16 декабря 2016 года, заявленные требования поддержал.

Представитель Кемеровского городского Совета народных депутатов Печерина Л.В., действующая на основании доверенности от 17.01.2017г. № 18, и представитель Главы города Кемерово Салдаева Т.В., действующая на основании доверенности от 27.01.2017г. № 01-32/133, возражали против заявленных требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Тимощук Л.А.. полагавшей требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Частью 1 статьи 2 названного Федерального закона благоустройство территории поселения (городского округа) определено как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Согласно ч.1 ст.1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

В силу положений пункта 1 статьи 9 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Таким образом, размещение по месту нахождения и осуществления деятельности вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обязанностью, которая установлена действующим законодательством.

Пунктом 5.15 Правил благоустройства установлены требования к размещению настенных панно и вывесок путем указания в пункте 5.15.1 случаев, которые должны исключаться при размещении вывесок и настенных панно на внешних поверхностях многоквартирных и индивидуальных домов, зданий, строений, сооружений (нарушение геометрических параметров (размеров) вывесок, нарушение установленных требований к местам размещения вывесок и настенных панно, вертикальный порядок расположения букв на информационном поле вывесок и настенных панно, размещение вывесок выше линии второго этажа и т.д.). В пункте 5.15.2 Правил благоустройства установлены требования к материалу, формату, размещению, которым должны соответствовать вывески и настенные панно нескольких организаций, находящихся в одном здании.

Постановлением администрации г.Кемерово от 07 декабря 2015 года № 2927 в соответствии с разделом 5 Правил благоустройства территории города Кемерово утвержден Порядок согласования внешнего вида фасадов зданий, сооружений, нестационарных торговых объектов на территории города Кемерово, который определяет процедуру согласования внешнего вида фасадов указанных объектов с администрацией г.Кемерово.

Названным Порядком предусмотрены документы, необходимые для получения согласования, основания для отказа в их принятии, сроки рассмотрения документов, основания для отказа в согласовании, сроки действия решения о согласовании, процедура продления срока действия решения о согласовании.

В пункте 2.2 Порядка согласования дано понятие изменения внешнего вида фасада, аналогичное указанному в подпункте «д» пункта 5.5 Правил и включающее установку или демонтаж вывесок.

Раздел 4 Порядка согласования регулирует согласование эскиза места размещения вывесок. При этом названный Порядок не содержит понятия «эскиз места размещения вывесок».

Согласно п.4.1 Порядка согласования для согласования эскиза места размещения вывесок на фасадах зданий, сооружений, нестационарных торговых объектах заявитель представляет (направляет) в УАиГ документы, указанные в этом пункте, к числу которых относится эскиз места размещения вывески в 3 экз., включающий в себя:

- титульный лист по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку;

- обзорное фото предполагаемого места размещения вывески;

- фотомонтаж (проектное предложение) в дневное и ночное время суток с учетом праздничной иллюминации и ночной подсветки;

- конструктивное решение вывески с указанием габаритных размеров и основных узлов крепления, методов внутренней подсветки (подп. «д»).

Пунктом 4.5 Порядка согласования установлено, что в согласовании размещения вывески отказывается при наличии одного из следующих оснований:

а) нарушение требований, установленных Правилами благоустройства;

б) нарушение ГОСТов, технических регламентов, требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, пожарной безопасности и другими федеральными законами, строительных норм и правил, сводов правил;

в) несоответствие согласованному в УАиГ архитектурному решению фасадов зданий, сооружений, нестационарных торговых объектов;

г) несоответствие изменения фасадов цветовому решению сложившейся застройки улиц города;

д) отсутствие у заявителя прав на здание, строение, сооружение или его части.

Срок действия решения о согласовании эскиза места размещения вывески - 1 год (пункт 4.8 Правил согласования).

Анализ содержания приведенных норм Правил благоустройства территории города Кемерово и Порядка согласования внешнего вида фасадов зданий, сооружений, нестационарных торговых объектов на территории города Кемерово свидетельствует о том, что оспариваемым административным истцом пунктом 5.6 Правил благоустройства на хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, возлагается обязанность согласовывать вывески, их размещение в установленном администрацией г.Кемерово порядке.

Федеральное законодательство не содержит норм, регламентирующих параметры данных вывесок, порядок их размещения на зданиях, строениях, сооружениях, состав элементов вывесок (текстовые и декоративно-художественные части).

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по согласованию вывески, включающей необходимость предоставления для согласования заявления с комплектом документов, возможность их рассмотрения в течение 15 рабочих дней со дня их регистрации с возможностью отказа в согласовании, установления срока действия решения о согласовании в один год, возможность продления срока действия решения при соблюдении практически аналогичной процедуры с обязанностью предоставления пакета документов, а также возможность отказать в продлении срока действия решения, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает.

Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» вывески с информацией о наименовании лица, режиме его работы не относятся к рекламе, а поэтому для их размещения не требуется согласования с органами местного самоуправления (статьи 2 и 3).

Положения действующего законодательства, устанавливающие для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность размещать вывески с информацией о наименовании хозяйствующего субъекта, режиме работы распространяются на всю территорию Российской Федерации, а поэтому порядок исполнения требований закона в этой части также должен быть единым на всей территории Российской Федерации.

Статьей 26-2 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» установлена административная ответственность, в том числе для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение установленных органами местного самоуправления правил оформления фасадов зданий.

Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Романенко Н.А. неоднократно привлечена к административной ответственности по статье 26-2 Закона Кемеровской области за то, что без получения в установленном порядке согласования органа местного самоуправления произвело изменение внешнего вида фасадов зданий, в которых расположены принадлежащие ей магазины региональной сети «Пиво Сибири», путем размещения на них дополнительных элементов – вывесок (постановление административной комиссии от 7.12.2016г., протокол об административном правонарушении от 9.12.2016г. - л.д.27-30).

Таким образом, установленная пунктом 5.6 Правил благоустройства территории города Кемерово обязанность хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, согласовывать с администрацией города Кемерово в установленном порядке размещение по месту нахождения и осуществления деятельности хозяйствующего субъекта вывесок с информацией о его наименовании, виде деятельности, режиме работы является дополнительным требованием к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которое может устанавливаться только федеральным законом или договором и не относится к компетенции органов местного самоуправления.

Следовательно, оспариваемая норма в указанной части не может быть признана соответствующей вышеуказанному федеральному законодательству.

В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из оснований заявленных требований, статуса административного истца, являющегося индивидуальным предпринимателем в силу закона, обязанного размещать по месту осуществления деятельности вывески с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы, учитывая основания привлечения его к административной ответственности, суд полагает, что оспариваемые нормы пункта 5.6 Правил благоустройства нарушают права административного истца только как индивидуального предпринимателя при исполнении указанной установленной законом обязанности. Поэтому принятие судом решения об удовлетворении требований о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта возможно только в части, в которой административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца и о признании пункта 5.6 Правил благоустройства территории города Кемерово в той мере, в которой он возлагает на хозяйствующих субъектов - индивидуальных предпринимателей обязанность по согласованию с администрацией города Кемерово в порядке, установленном нормативными правовыми актами администрации города Кемерово, размещения по месту нахождения и осуществления деятельности индивидуального предпринимателя вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части заявленных требований (об оспаривании акта в той части, в которой обязанность по согласованию вывесок возлагается на правообладателей зданий, сооружений, а также иных лиц, обязанных в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, муниципальных правовых актов города Кемерово, договорами содержать указанные объекты) оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку в этой части оспариваемый акт права, свободы и законные интересы административного истца не затрагивает.

Руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Романенко Н. А. удовлетворить частично.

Признать пункт 5.6 Правил благоустройства территории города Кемерово, утвержденных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 июня 2015 года № 421, в той мере, в которой он возлагает на хозяйствующих субъектов - индивидуальных предпринимателей обязанность по согласованию с администрацией города Кемерово в порядке, установленном нормативными правовыми актами администрации города Кемерово, размещения по месту нахождения и осуществления деятельности индивидуального предпринимателя вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Романенко Н.А. отказать.

Сообщение о данном решении опубликовать в газете «Кемерово», приложение «Официально», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд

Председательствующий: (подпись)

В окончательной форме решение принято 27 февраля 2017 года.

Согласовано. Судья _____________________ О.В. Шалагина