Дело № 3а-118/2018
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 23 мая 2018 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
при секретаре Борщове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании не действующими с момента вступления решения суда в законную силу отдельных положений пункта 8 и пункта 8.4 Порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01 ноября 2017 года № 883-п «Об утверждении Порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера»,
у с т а н о в и л:
постановлением Правительства Пермского края от 01 ноября 2017 года № 883-п утвержден Порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Указанный Порядок определяет условия, процедуру и сроки принятия органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (далее – региональный оператор), решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Названный нормативный правовой акт опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" - 06.11.2017, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.11.2017, вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений вышеназванного Порядка (далее - Порядок принятия решения) и просил признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 8 Порядка принятия решения в части размера срока, в течение которого собственники помещений в многоквартирном доме обязаны рассмотреть предложения регионального оператора о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, об объеме средств, которые региональный оператор может выделить на капитальный ремонт и пункт 8.4 данного Порядка в полном объёме.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле ФИО1, заявленные требования поддержала, полагала, что оспариваемые нормы противоречат положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представители административного ответчика Правительства Пермского края ФИО2, заинтересованного лица Региональной службы по тарифам Пермского края ФИО3, ФИО4, просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав объяснения прокурора прокуратуры Пермского края, представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит основания для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Исходя из предписаний подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно части 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и пределах своих полномочий на основании данного Кодекса, принятых в соответствии с этим Кодексом других федеральных законов.
В силу пункта 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.
Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 данной статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
При этом в вышеуказанной норме Жилищного кодекса Российской Федерации не содержится полномочий, предусмотренных оспариваемым нормативным правовым актом, которые относились бы к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК (ред. от 10.10.2017) "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" установление порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии с частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям Правительства Пермского края в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Правительство Пермского края, реализуя возложенные на него функции, приняло постановление от 01 ноября 2017 года № 883-п, которым утвердило Порядок принятия решения.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленной процедурой, по виду соответствует акту, который вправе принять правительство Пермского края, порядок введения его в действие соблюден.
Относительно противоречия оспариваемых норм указанного нормативного правового акта, нормам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, установлен статьями 45 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Процедура уведомления собственников помещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется частями 4, 5 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Только в случае выполнения установленных указанными нормами требований, процедура уведомления собственников помещений о предстоящем общем собрании таких собственников помещений признается надлежащей, соответствующей действующему законодательству.
Так, в силу части 4 указанной статьи, собственник, иное лицо, указанное в данном Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Из буквального толкования приведенной нормы в системном единстве с положениями статей 44, 44.1, 45 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формы и порядок его проведения, следует, что единственным доказательством принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения является протокол общего собрания, проведенного в соответствии с перечисленными нормами жилищного законодательства.
Федерального закона, который предусмотрел бы возможность сокращений вышеуказанного десятидневного срока, не имеется, как не имеется и иного нормативного правового акта об этом, принятого на федеральном уровне.
Вместе с тем, Порядком принятия решения установлено, что орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края, на территории которого расположен многоквартирный дом, в течение двадцати календарных дней с момента установления факта аварии, иной чрезвычайной ситуации направляет в адрес регионального оператора определённую информацию (пункт 6), в свою очередь, региональный оператор не позднее трех рабочих дней с момента поступления информации, указанной в пункте 6 данного Порядка, обязан направить в адрес собственников помещений в многоквартирном доме, органов местного самоуправления, а также организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, об объеме средств, указанных в пункте 5 названного Порядка, которые региональный оператор может выделить на капитальный ремонт (пункт 7).
При этом, пунктом 8 Порядка принятия решения определено, что собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через пять календарных дней с момента получения предложений, указанных в пункте 7 данного Порядка, обязаны рассмотреть эти предложения и принять на общем собрании решение, которым должны быть определены или утверждены вопросы, перечисленные в пунктах 8.1 – 8.4 этого Порядка.
При таких обстоятельствах, административный ответчик, устанавливая в оспариваемой норме срок, не более чем пять календарных дней с момента получения предложений регионального оператора, в течение которого собственники помещений в многоквартирном доме обязаны рассмотреть эти предложения и принять на общем собрании решение по вопросам, перечисленным в пунктах 8.1 – 8.4 Порядка принятия решения, вышел за пределы своих полномочий.
Частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации наделен полномочиями по установлению порядка принятия решения по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 данной статьи в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, но не вправе устанавливать порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, который определён статьями 45, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом установлено, что решения по указанным вопросам должны быть приняты собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании, то условия, процедура и сроки проведения такого собрания должны соответствовать порядку проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем, вышеуказанный пятидневный срок не позволяет принять решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в установленном нормами Жилищного кодекса Российской Федерации порядке, поскольку не соответствует десятидневному сроку, введенному для реализации процедуры уведомления собственников помещений о предстоящем общем собрании таких собственников, предшествующей непосредственно самому собранию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству.
Указанная норма, в ходе реализации изложенных в ней правовых предписаний, применительно к положениям статей 44 - 48, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации может повлечь признание решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в нарушение установленного законом порядка и волеизъявления всех собственников помещений.
Доводы заинтересованного лица о необходимости незамедлительного и оперативного решения таких вопросов, обусловленной возникновением аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, не могут оправдать подобное нарушение закона.
Возражения, обоснованные ссылкой на часть 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации отклоняются, как несостоятельные, поскольку данная норма говорит лишь о том, что по общему правилу проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, однако имеются исключения, предусмотренные частью 6 данной статьи, согласно которой при определённых обстоятельствах, решение о проведении такого капитального ремонта может принять орган местного самоуправления.
Ни к порядку принятия решения по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 данной статьи, ни к порядку проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, данная норма отношения не имеет и данные правоотношения не регулирует.
Также повторно следует отметить, что в рассматриваемой ситуации Правительство Пермского края было вправе установить порядок принятия решений по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 указанной статьи.
Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению именно указанного вопроса, ограниченного пунктами 1 - 4 части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Несмотря на то, что фактически часть 5 названной статьи (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ) имеет только 3 пункта: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенная в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты, – она не включает в себя такой вопрос, как источники финансирования капитального ремонта, поэтому пункт 8.4 Порядка принятия решения необоснованно возложил на собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по принятию на общем собрании решения, которым должен быть определен или утвержден вопрос об источниках финансирования мероприятий, необходимых для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации.
Вопрос об источниках финансирования капитального ремонта должен быть определён или утвержден решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме только в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете (часть 5.1 Жилищного кодекса Российской Федерации), однако рассматриваемая ситуация связана с формированием фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По мнению суда, на собственников, как и на орган местного самоуправления (пункт 10 Порядка принятия решения) возложена дополнительная обязанность, заключающаяся в необходимости принятия решения о проведении капитального ремонта по вопросу, предусмотренному пунктом 8.4 указанного Порядка.
Возражения заинтересованного лица, сводящиеся к тому, что пункт 8.4 включен в Порядок принятия решения правомерно, со ссылкой на положения статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм материального права, так как статья 190 Жилищного кодекса Российской Федерации посвящена финансированию расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которое обеспечивает региональный оператор, за счет средств фонда капитального ремонта, в случае если в таком многоквартирном доме собственники помещений формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а пункт 8.4 Порядка принятия решения предусматривает решение вопроса об источниках финансирования капитального ремонта, который оплачивается за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
При таком положении, суд считает возможным согласиться с доводами прокурора о противоречии оспариваемых норм нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, в частности положениям статей 45 и 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые нормы Порядка принятия решения, а именно, пункт 8, в части требования о возложении обязанности на собственников помещений в многоквартирном доме не позднее чем через пять календарных дней с момента получения предложений регионального оператора, указанных в пункте 7 данного Порядка, рассмотреть эти предложения и принять на общем собрании решение, как и пункт 8.4, не соответствуют вышеприведенным требованиям жилищного законодательства и нарушают права неопределённого круга лиц.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения судом решения применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления судебного постановления в законную силу.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Исходя из требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о решении суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административный иск первого заместителя прокурора Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании не действующими отдельных положений пункта 8 и пункта 8.4 Порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01 ноября 2017 года № 883-п «Об утверждении Порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера»» удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу оспариваемые положения Порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01 ноября 2017 года № 883-п, а именно:
пункт 8 в части установления срока в пять календарных дней;
пункт 8.4 в полном объёме.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 24 мая 2018 г.
Судья -