ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-118/2021 от 02.07.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-118/2021

42OS0000-01-2021-000126-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Копыловой Е.В.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

с участием прокурора Большаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

«02» июля 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» о признании частично не действующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

31 декабря 2020 года региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области-Кузбасса на 2021 год» (далее также – Постановление № 845), которым для Общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» (далее также – ООО «ЕвразЭнергоТранс», Общество) установлены с 1 января по 31 декабря 2021 года:

- необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области-Кузбассе в размере 1 151 971,39 тыс.руб.,

- величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере 54,7553 млн.кВт.ч (строка 2 таблицы 2 приложения № 1).

Приложением № 3 к постановлению № 845 для Общества также установлены индивидуальные тарифы на 2021 г. для взаиморасчетов с ООО «Кузбасская энергосетевая компания».

ООО «ЕвразЭнергоТранс», являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области-Кузбасса, не согласно с показателями, примененными РЭК Кузбасса, при расчете необходимой валовой выручки на оплату потерь в части объема потерь (млн.кВт.ч) и тарифа на оплату технологических потерь (руб./тыс.кВт.ч).

Так, ФАС России приказом от 26.11.2020 г. № 1164/20-ДСП утвердила в сводном прогнозном балансе объем технологического расхода электроэнергии (мощности) – потерь в электрических сетях Общества на 2021 г. в размере 57,608572 млн.кВт.ч.

Однако РЭК Кузбасса в одностороннем порядке уменьшила объем величины суммарного отпуска электрической энергии на 2021 г. в сетях ООО «ЕвразЭнергоТранс» и приняла в расчет необходимой валовой выручки объем технологических потерь в размере 54,755254 млн.кВт.ч. Отклонения составили 2,853318 млн.кВт.ч.

Кроме того, по мнению административного истца, установление тарифа на оплату технологических потерь на 2021 г. РЭК Кузбасса произведено с нарушением требований абзацев 17 и 18 пункта 81 Основ ценообразования, а именно без учета прогнозной рыночной цены на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемую по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, а также сбытовой надбавки для сетевой организации, покупающей электрическую энергию для компенсации потерь у гарантирующего поставщика ООО «Металлэнергофинанс», с которым истцом заключен договор купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь электроэнергии в электрических сетях.

Уменьшение объема потерь электрической энергии в сетях ООО «ЕвразЭнергоТранс» и расчет тарифа на оплату технологических потерь без учета требования п. 81 Основ ценообразования привели к снижению размера необходимой валовой выручки Общества на покупку технологических потерь на 2021 г. (утвержденная Обществу величина НВВ на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2021 г. составила 130 671,44 тыс.руб. против предложенной регулируемой организацией НВВ в размере 210 343,39 тыс.руб.), что, в свою очередь, привело к некорректному расчету одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии и ставки на оплату технологического расхода (потерь) двухставочного тарифа, утвержденных оспариваемым постановлением РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 г. № 845.

Считая нормативный правовой акт в указанной части не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушающим права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточненных требований просит признать не действующим с даты принятия постановление РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 г. № 845 в части:

- величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенной при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере 54,7553 млн.кВт.ч (строка 2 таблицы 2 приложения № 1);

- индивидуальных тарифов на 2021 г. для расчетов ООО «Кузбасская электросетевая компания» - ООО «ЕвразЭнергоТранс» (приложение № 3 к постановлению). Обязать РЭК Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим нормативный правовой акт в части, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу; обязать РЭК Кузбасса в срок не позднее 1 июля 2021 г. включить неучтенную годовую сумму в размере 79 671,95 тыс.руб. в состав необходимой валовой выручки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2021 г. при принятии заменяющего нормативного правового акта.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «ЕвразЭнергоТранс» ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного истца не признала, представила письменные возражения (т.2, л.д. 1-3).

Представитель заинтересованного лица ООО «Кузбасская электросетевая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд с учетом мнения явившихся участников процесса, в соответствии с ч. 5 ст. 213 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Кузбасская электросетевая компания».

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, тарифное дело, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 во исполнение данного закона Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).

Согласно пунктам 1.2, 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области-Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на территории Кемеровской области и устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Оспариваемое постановление от 31 декабря 2020 г. № 845 принято Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме на заседании Правления (пункты 5.2-5.5 Положения о региональной энергетической комиссии), размещено 31 декабря 2020 г. в «Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кемеровской области» (www.recko.ru), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, согласно свидетельству Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 21 ноября 2014 года № Эл ФС77-59906 (в связи с изменением названия учредителя – регистрационный номер № Эл ФС77-78835 от 15 сентября 2020 г.) (т.3, л.д. 9).

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.

На основании пункта 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний № 98-э следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в силу пункта 38 Основ ценообразования является долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с пунктом 40(1) Основ.

Уровень потерь электрической энергии территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования.

Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «ЕвразЭнергоТранс» является территориальной сетевой организацией, владеющей на законном основании электросетевыми объектами, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к данным электросетевым объектам.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, долгосрочный период составляет 5 лет – с 2020 по 2024 годы (предыдущий период регулирования – 2017-2019 годы).

Постановлением РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 г. № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области-Кузбасса на 2021 год» (в ред. постановления РЭК Кузбасса от 25 февраля 2021 г. № 83) Обществу установлена величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2021 год, в размере 54,7553 млн.кВт.ч против заявленной Обществом 57,608572 млн.кВт.ч.

Суд не может согласиться с позицией органа регулирования и признать данный объем потерь электрической энергии экономически обоснованным в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс).

Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. № 53-э/1 (далее - Порядок).

Сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов, утвержденному приложением № 1 Порядка.

В соответствии с данным графиком прохождения документов сетевые организации не позднее 1 апреля предшествующего года направляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации свои предложения в формате таблиц 3.1 по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, а также информацию по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утвержденным Минэнерго России.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 20 мая предшествующего года направляет в ФСТ России (в настоящее время ФАС России) сводные по субъекту Российской Федерации предложения в формате таблиц 3.1, 3.1 свод, по сводным прогнозным балансам.

Уточненные предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, информацию по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям сетевые организации направляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15 августа предшествующего года.

В свою очередь, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в ФАС России сводные по субъекту Российской Федерации уточненные предложения по сводным прогнозным балансам в срок не позднее 1 сентября предшествующего года.

На основании поступивших сведений ФАС России в срок не позднее 1 ноября предшествующего года утверждает сводный прогнозный баланс, выписки из которого направляются органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 14 дней после утверждения.

Согласно пункту 81 Основ ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) Основ ценообразования.

Из системного толкования положений пунктов 14, 80, 81 Основ ценообразования следует, что сводный прогнозный баланс является основным документом, на основании которого формируются тарифные решения в сфере электроэнергетики.

Приказом ФАС России от 26 ноября 2020 г. № 1164/20-ДСП, с учетом уточненных предложений РЭК Кузбасса, утвержден сводный прогнозный баланс на 2021 год, в том числе объем технологического расхода электроэнергии (мощности) – потери в электрических сетях ООО «ЕвразЭнергоТранс» на уровне 57,608572 млн.кВт.ч (что составляет 1,48% от величины суммарного отпуска электроэнергии в сеть регулируемой организации – 3 892,470858 млн.кВт.ч), что соответствует тарифной заявке административного истца от 28.04.2020 г. № 598, содержащей баланс электрической энергии и мощности, структуру полезного отпуска, отраженных в формах П.1.4, П.1.5, П.1.6 в разрезе уровней напряжения, а также уточненным предложениям сетевой организации от 14.08.2020 № 1180, 1185 (т.1, л.д. 57-90).

Между тем, орган регулирования уменьшил объем суммарного отпуска электрической энергии на 2021 г. в сеть ООО «ЕвразЭнергоТранс» (на объем электрической энергии, проходящей через сетевой комплекс ЗРУ-110 кВ Центральной ТЭЦ) и принял в расчет НВВ объем технологических потерь на уровне 54,755254 млн.кВт.ч.

Уменьшение РЭК Кузбасса суммарного отпуска электрической энергии повлияло на уменьшение объема потерь электрической энергии в сетях административного истца исходя из ранее утвержденного постановлением РЭК Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 (в ред. постановления от 31.12.2020 № 844) на долгосрочный период регулирования для территориальной сетевой организации уровня потерь – 1,48% (т.1, л.д. 162-181).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ведущий инженер технического отдела агентства энергетических экспертиз ФИО3, принимавший участие в составлении экспертного заключения по материалам, представленным ООО «ЕвразЭнергоТранс» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2021 год, пояснил, что величина потерь электроэнергии в сетях Общества была определена на основании представленных сетевой организацией данных, которые были уменьшены на объем потерь ЗРУ-110 кВ ЦТЭЦ. Пояснить основания такого уменьшения, учитывая, что законодательно не предусмотрена корректировка уровня долгосрочных параметров регулирования, к которым относится уровень потерь электроэнергии, в связи с изменением состава оборудования в регулируемый период, принимая во внимание утвержденный ФАС России сводный прогнозный баланс по Кемеровской области - Кузбассу на 2021 год, а также пояснить непосредственно расчет уменьшения объема потерь свидетель затруднился, указав на ошибочность действий органа регулирования при определении объема потерь электрической энергии.

Указанные нарушения, допущенные регулятором при принятии тарифного решения, нашли отражение в приказе ФАС России от 23 апреля 2021 г. № 394/21, которым оспариваемое в части постановление РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 г. № 845 отменено с 1 июня 2021 г.; РЭК Кузбасса предписано внести корректировку в расчет объема производства продукции и (или) оказываемых услуг по территориальным сетевым организациям, исходя из сформированного ФАС России Сводного прогнозного баланса на 2021 год, отразив данный расчет в заключениях на 2021 год (т. 2, л.д. 16-25).

Из экспертного заключения РЭК Кузбасса, составленного во исполнение приказа ФАС России от 23 апреля 2021 г. № 394/21 в отношении ООО «ЕвразЭнергоТранс», усматривается, что объемы потерь электрической энергии приведены в соответствие с данными сформированного ФАС России Сводного прогнозного баланса на 2021 год и составили 57,61 млн.кВт.ч (т.4, л.д. 100-117), что соответствует первоначально поданной тарифной заявке организации.

Таким образом, расчет величины объема технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях территориальной сетевой организации ООО «ЕвразЭнергоТранс», повлиявший на размер НВВ в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии, утвержденные оспариваемым постановлением РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 г. № 845 (в ред. постановления от 25 февраля 2021 г. № 83), произведен регулятором с нарушением требований законодательства о тарифном регулировании в области электроэнергетики, нарушает права и законные интересы Общества при осуществлении экономической деятельности, в связи с чем указанный нормативный правовой акт в данной части подлежит признанию не действующим.

Также суд находит заслуживающими внимания доводы административного искового заявления о неверном расчете органом регулирования тарифа на оплату технологических потерь электрической энергии на 2021 г.

В соответствии с положениями пункта 81 Основ ценообразования стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется для ценовых зон оптового рынка: на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования; с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Как видно из экспертного заключения по материалам, представленным ООО «ЕвразЭнергоТранс», цена электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определена экспертами на 2021 г. в размере 2 924,94 руб./мВт.ч – 1 полугодие, 3 023,39 руб./мВт.ч – 2 полугодие.

Поскольку полученная расчетным путем цена электрической энергии превышает рост предельной ставки на оплату потерь электрической энергии, установленной приказами ФАС России от 26.11.2020 № 1163/20, от 26.11.2020 № 1162/20, экспертами предложено на 2021 г. учесть расходы на оплату потерь, исходя из стоимости на 1 полугодие – 2 320,746 руб./мВт.ч, на 2 полугодие – 2 460,379 руб./мВт.ч.

Соответственно, величина расходов (НВВ) в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2021 г. по предложению экспертов составила 130 671,44 тыс.руб. (2 386,46 руб./тыс.кВт.ч х 54,755 млн.кВт.ч) (т.2, л.д. 181-182).

Во исполнение приказа ФАС России от 23.04.2021 № 394/21 экспертами органа регулирования пересчитана цена электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь электроэнергии, которая составила на 1 полугодие 3 064,71 руб./тыс.кВт.ч, на 2 полугодие – 3 162,76 руб./тыс.кВт.ч.

Однако, ввиду превышения роста предельной ставки на оплату потерь электроэнергии, экспертами учтены расходы на оплату потерь исходя из стоимости на 1 полугодие 2 394,105 руб./тыс.кВт.ч, на 2 полугодие – 2 485,634 руб./тыс.кВт.ч.

Величина расходов (НВВ) в части оплаты потерь на 2021 г. составила 140 410,59 тыс.руб. (2 437,32 руб./тыс.кВт.ч х 57,61 млн.кВт.ч), где 57,61 млн.кВт.ч – прогнозный объем технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях Общества на 2021 г. в соответствии с данными сформированного ФАС России сводного прогнозного баланса по Кемеровской области – Кузбассу на 2021 г. (т.4, л.д. 104-107).

Вместе с тем, органом регулирования не учтено, что согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

С 11 января 2020 года вступил в силу порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденный приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года № 1483/19 (далее - Порядок согласования № 1483/19).

Пунктом 8Пунктом 8 Порядка согласования № 1483/19 предусмотрено, что документы, прилагаемые к заявлению о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального, представляются не позднее 20 календарных дней со дня принятия Федеральной антимонопольной службой балансовых решений в сроки, установленные абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования.

Абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования предусмотрено, что балансовые решения принимаются не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования. Срок принятия балансовых решений может быть продлен Федеральной антимонопольной службой, но не более чем на 30 дней.

Таким образом, по смыслу абзаца второго пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, в случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежало направить заявление о согласовании решения об установлении тарифов на уровне выше максимального в соответствии с Порядком согласования № 1483/19. Однако доказательств соблюдения указанного порядка до принятия оспариваемого постановления № 845 в материалы дела не представлено.

Доводы РЭК Кузбасса об отсутствии возможности обратиться в ФАС России за согласованием в связи с поздним поступлением от Общества дополнительных обосновывающих документов, а также документов от иных сетевых организаций, которые влияли на установление тарифов, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов тарифного дела видно, что обосновывающие материалы для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 г. были представлены Обществом письмами от 28.04.2020 г. и 14.08.2020 г.

Кроме того, по существу расчет тарифа на оплату технологических потерь нельзя признать обоснованным, поскольку как усматривается из экспертного заключения (т.2, л.д. 181-182) тариф установлен без учета прогнозной рыночной цены на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемую по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных Советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, а также сбытовой надбавки для организации, покупающей электрическую энергию для компенсации потерь у гарантирующего поставщика ООО «Металлэнергофинанс», с которым Обществом заключен договор купли-продажи, утвержденной постановлением РЭК Кузбасса от 31.12.2020 № 842 т.1, л.д. 117-124, 182).

На основании пункта 63 Основ ценообразования и пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Согласно пункту 52 Методических указаний № 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.

Оспариваемым постановлением установлены на 2021 год индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и ООО «ЕвразЭнергоТранс». Индивидуальные тарифы установлены с календарной разбивкой по полугодиям в виде двухставочных (включая установление ставки за содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь)) и одноставочных тарифов.

Ввиду допущенных органом регулирования нарушений при расчете тарифа на оплату технологических потерь электрической энергии, повлиявших на величину НВВ на оплату технологического расхода (потерь), утвержденные оспариваемым постановлением от 31 декабря 2020 г. № 845 индивидуальные тарифы также нельзя признать экономически обоснованными.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим в соответствующей части со дня его принятия, что соответствует положениям статьи 215 КАС РФ, с возложением на тарифный орган обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный частично не действующим, в соответствии с положениями статьи 216 КАС РФ.

В то же время, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований об обязании РЭК Кузбасса при принятии заменяющего акта включить неучтенную годовую сумму в размере 79 671,95 тыс.руб. в состав необходимой валовой выручки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2021 г. в связи со следующим.

Предметом настоящего судебного спора является проверка оспариваемого нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а не определение НВВ сетевых организаций, что относится к полномочиям соответствующего органа исполнительной власти.

Судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» о признании частично не действующим нормативного правового акта удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 г. № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области-Кузбасса на 2021 год» (в ред. постановления РЭК Кузбасса от 25 февраля 2021 г. № 83) в части:

- установления для ООО «ЕвразЭнергоТранс» пунктом 2 таблицы 2 приложения № 1 «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области-Кузбассе на 2021 год» величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенной при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2021 год, в размере 54,7553 млн.кВт.ч.;

- установления пунктом 2 приложения № 3 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2021 год» индивидуальных тарифов для расчетов ООО «Кузбасская энергосетевая компания» - ООО «ЕвразЭнергоТранс» на 2021 год.

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий признанное не действующим в части названное выше постановление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении заявленных требований об обязании РЭК Кузбасса включить неучтенную годовую сумму в размере 79 671,95 тыс. руб. в состав необходимой валовой выручки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2021 г. при принятии заменяющего нормативного правового акта – отказать.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.

Председательствующий Е.В. Копылова

В окончательной форме решение принято 08 июля 2021 года.