ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-118/2021г.
15 февраля 2021 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием представителя административного истца ФИО4 Б.З. по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО2,
представителя заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан по доверенности ФИО3,
представителя заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «Наш Дом Прогресс» по доверенности Рабаданова А.А.,
прокурора Дибирова Д.М.,
при секретаре судебного заседания Омарове Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», официально опубликованным в издании «Дагестанская правда», № 120-126, 22.04.2014 г., утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее – Перечень).
Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу Республика Дагестан, <адрес>, был включен в Перечень (позиция 897) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017-2019 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), водоснабжения (4) и работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, работ по ремонту лифтовых шахт (6); в плановый период 2029-2031 гг. – работ по ремонту крыши (8); в плановый период 2032-2034 гг. – работ по утеплению и ремонту фасада (10); в плановый период 2035-2037 гг. – работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4) и подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 03.02.2020 г., была осуществлена актуализация Программы, в утвержденной редакции которой многоквартирный жилой <адрес> включен в Перечень (позиция 1047) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2020-2022 гг. – работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, работ по ремонту лифтовых шахт (6); в плановый период 2029-2031 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1); в плановый период 2032-2034 гг. – работ по ремонту крыши (8).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 14.10.2020 г., Программа изложена в новой редакции, согласно которой многоквартирный жилой <адрес> включен в Перечень (позиция 1084) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2020-2022 гг. – работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, работ по ремонту лифтовых шахт (6); в плановый период 2029-2031 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1); в плановый период 2032-2034 гг. – работ по ремонту крыши (8); в плановый период 2035-2037 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работ по утеплению и ремонту фасада (10); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3), водоснабжения (4), водоотведения (5) и подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9).
ФИО4. в лице представителя по доверенности ФИО5 обратилась в суд с административным иском о признании недействующими столбцов 10, 13, 14, 15 и 16 строки 1084 Перечня (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219) в части: переноса работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, по ремонту лифтовых шахт из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2020-2022 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2029-2031 гг.; переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения из планового периода 2017-2019 гг., работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг. и исключения из этого планового периода работ по ремонту фундамента многоквартирного дома; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлен при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация городского округа «город Каспийск» и ООО «Управляющая компания «Наш Дом Прогресс».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 по доверенности ФИО1 заявленные требования уточнил и просил суд, по доводам, изложенным в административном иске, признать недействующими столбцы 13, 14 и 15 строки 1084 Перечня, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219, в части: переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2029-2031 гг.; переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения из планового периода 2017-2019 гг. и работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг., и исключения из этого планового периода работ по ремонту фундамента многоквартирного дома.
Представители административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО2 и заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные уточненные административные исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что оспариваемая административным истцом актуализация Программы произведена в соответствии с действующим законодательством на основании сведений о техническом состоянии многоквартирного дома, представленных администраций городского округа «город Каспийск». При этом перенос сроков ремонта и сокращение перечня ремонтных работ в многоквартирном доме были обусловлены изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений других многоквартирных домов, включенных в Перечень. В этой связи решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> на изменение сроков ремонтных работ и сокращение их перечня, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требовалось.
Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «Наш Дом Прогресс» по доверенности Рабаданов А.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования просил удовлетворить, полагая перенос сроков ремонтных работ в многоквартирном доме необоснованным, поскольку конструктивные элементы дома и его внутридомовые инженерные системы, особенно лифтовое оборудование, требуют скорейшего ремонта.
Административный истец ФИО4, представители заинтересованных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и администрации городского округа «город Каспийск», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».
В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеуказанного закона очередность и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу, определяются уполномоченным органом по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящей статьей.
Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 2 и 3).
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из вышеуказанных, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 критериев, предусмотрено также паспортом Региональной программы по проведению капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 – 2040 годы.
Как усматривается из материалов административного дела административный истец ФИО4 является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> Республики Дагестан.
В результате внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 изменений произошло сокращение объема ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ и увеличение срока их проведения, в том числе, оспариваемые административным истцом по настоящему административному делу: перенос работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2029-2031 гг.; перенос работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; перенос работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения из планового периода 2017-2019 гг. и работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг., и исключение из этого планового периода работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (столбцы 13, 14 и 15 строки 1084).
Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное оспариваемое административным истцом сокращение перечня ремонтных работ и изменение сроков их проведения в многоквартирном жилом <адрес> произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичное правовое регулирование содержится в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 09.07.2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».
При этом, как установлено судом, решение о переносе установленных в Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) сроков капитального ремонта общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.
Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании о том, что перенос сроков капитального ремонта многоквартирного <адрес> произведен в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит необоснованными.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома может быть произведено, если внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Между тем, из постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175» и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в нее изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Программой не закреплен.
В этой связи вышеуказанный довод о том, что в принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> решения о переносе на более поздние сроков капитального ремонта дома не было необходимости в связи с переносом на более ранние сроков ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и лифтового оборудования в других многоквартирных домах на территории Республики Дагестан, не может быть признан обоснованным.
Также необоснованными подлежат признанию доводы представителя административного ответчика в судебном заседании о том, что актуализация Программы, результаты которой оспариваются административным истцом по настоящему административному делу, проведена в соответствии со сведениями о степени износа конструктивных элементов дома, представленных администрацией городского округа «город Капийск».
Так, в соответствии со сведениями о техническом состоянии многоквартирного <адрес> по состоянию на 2020 г., данный дом, введенный в эксплуатацию в 1986 году, имеет износ внутридомовых инженерных систем электроснабжения и газоснабжения – по 55 %.
Несмотря на то обстоятельство, что согласно вышеуказанных сведений предельными сроками проведения капитального ремонта этих инженерных систем являются: 2023 г. (система электроснабжения) и 2025 г. (система газоснабжения), в результате проведенной актуализации сроки их капитального ремонта были перенесены за пределы этих сроков на плановые периоды 2029-2031 гг. и 2035-2037 гг. соответственно.
При этом работы по ремонту фундамента (40 % износа), предельным сроком капитального ремонта которого, согласно представленных сведений о техническом состоянии дома, является 2034 г., исключены из Программы в ее действующей редакции (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396 ремонт фундамента был запланирован на период 2035-2037 гг.).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые ФИО4 положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219) противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ в запланированные сроки, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию недействующими с даты их принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление ФИО4 удовлетворить.
Признать недействующей со дня принятия строку 1084 подраздела «город Каспийск» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219, в части:
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2029-2031 гг. (столбец 13);
- переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2032-2034 гг. (столбец 14);
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг. и работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг., и исключения из этого планового периода работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) (столбец 15),
многоквартирного дома, расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>.
Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 22 февраля 2021 г.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов